Экономическая и контрольная работа финорганов по доходам и расходам бюджета
12. Экономическое содержание и функциональное назначение бюджетных расходов.
Бюджетные расходы можно определить как денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджетные ресурсы, находящиеся в руках государства, ограничены. В бюджетном секторе оценка эффективности расходов осуществляется с помощью анализа «затраты – выгоды» - процесса, который позволяет на основе располагаемых данных принимать компетентные решения о распределении ресурсов. Этот процесс заключается в логическом сопоставлении вероятных затрат, связанных с программой (проектом) или мероприятием, и ожидаемых выгод.
Как затраты, так и выгоды в большинстве случаев оцениваются в денежных единицах, однако в государственном секторе могут быть учтены и другие факторы. Это имеет прежде всего отношение к социальной сфере, в которой выгоды измеряются ростом качества жизни, снижением риска заболеваемости и т.д. Следовательно, эффективность бюджетных расходов специфична, ее специфика проявляется в ряде характеристик.
1. Эффективность бюджетных расходов имеет не только экономическую, но и социальную составляющую. Значение социального эффекта является определяющим при формировании государственной политики, однако объективно измерить его практически невозможно. Например, улучшение качества образования можно оценить с помощью разных показателей: прием и выпуск студентов высших учебных заведений, число выданных дипломов с отличием, трудоустройство выпускников и т.п. Однако эти показатели лишь косвенно характеризуют качество образования, и общая оценка эффективности расходов может получиться искаженной.
2. Многие расходы государства нацелены не на решение текущих задач, а на достижение долгосрочного эффекта. В первую очередь речь идет о расходах на развитие человека (образование, здравоохранение, культура и искусство), которые представляют собой вложение в будущее. При определении объемов финансирования таких программ необходимо оценивать и сопоставлять их эффективность в долгосрочном плане.
3. гос.расходы влекут множество побочных эффектов (перемещенных выгод) – как положительных., так и отрицательных. Например, строительство железной дороги повышает эффективность бизнеса в прилегающих районах, одновременно ухудшая условия проживания в непосредственной близости от нее. Побочные эффекты являются компонентом эффективности расходов, и учитывать их необходимо. Однако в силу сложности и многочисленности они трудно поддаются прогнозированию.
Поскольку государству необходимо, прежде всего, обеспечить стабильность в обществе, то основными направлениями расходов являются: правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели. Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов: обеспечение деятельности Президента, Федерального Собрания, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление; функционирование федеральной судебной системы; осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (культурное, научное и информационное сотрудничество, взносы в международные организации); национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности; фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; поддержка атомной энергетики; ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; исследование и использование космического пространства; содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти; формирование федеральной собственности; обслуживание и погашение государственного долга РФ; пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва; проведение выборов и референдумов; федеральная инвестиционная программа; финансовая поддержка субъектов Российской Федерации; официальный статистический учет.///// В зависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на: текущие (на обеспечение текущих потребностей); капитальные (на инвестиционные нужды) или бюджет развития. К бюджету текущих расходов относятся расходы на текущее содержание и капитальный ремонт (восстановительный) ЖКХ, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития. К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иные расходы на расширенное воспроизводство. Именно этот бюджет определяет масштабы и скорость перевооружения производства, НИОКР. Средства из бюджета развития используются на конкурсной, возвратной, срочной и платной основах для реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих структурную перестройку экономики./// Расходы государства в сфере материального производства занимают наибольшую долю в расходной части как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов федераций и местных бюджетов. Состав затрат на социально-культурные мероприятия включают ассигнования на образование и науку, здравоохранение и физическую культуру, на культуру и искусство, средства массовой информации, на реализацию социальной политики. Размер бюджетных ассигнований на оборону зависит от международной обстановки, проводимой политики и экономических возможностей государства. Расходы на управление включают бюджетные ассигнования на содержание органов государственной власти и управления, суда и прокуратуры, правоохранительных органов. Среди других расходов федерального бюджета особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. В составе доходов и расходов федерального бюджета выделены следующие целевые бюджетные фонды: Федеральный дорожный фонд РФ; Фонд развития таможенной системы; Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; Фонд развития федеральной пограничной службы; Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ; Федеральный экологический фонд; Государственный фонд борьбы с преступностью./// Целевые бюджетные фонды гарантируют с большей надежностью их использование по назначению. Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер.
13.Методология планирования, порядок их финансирования.
Бюджетное планирование позволяет определить объем, источники и направления использования бюджетных ресурсов на каждом уровне бюджетной системы РФ. Бюджетное планирование является необходимым элементом функционирования бюджетной системы и частью бюджетного процесса. С помощью бюджетного планирования определяются направления движения бюджетных средств в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития и перспективным финансовым планом для соответствующих территорий.
Бюджетное планирование включает в себя: определение общего объема и источников поступления бюджетных средств на каждом уровне бюджетной системы РФ; формирование расходов бюджетов на основе расчета минимальной бюджетной обеспеченности, норм и нормативов финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг; установление направлений использования бюджетных средств.
Этапы бюджетного планирования:
1) составление проектов бюджетов финансовыми органами различных уровней;
2) рассмотрение проектов бюджетов в органах исполнительной власти;
З)рассмотрение проектов бюджетов и утверждение бюджетов в органах законодательной власти различных уровней и органах местного самоуправления;
4) поквартальное распределение финансовыми органами федерального, регионального и муниципального уровней доходов и расходов, составление сводных бюджетных росписей.
В ходе бюджетного планирования происходит: распределение доходов и расходов между бюджетами различных уровней бюджетной системы; на каждом уровне бюджетной системы определяется объем государственных и муниципальных заимствований и размеры бюджетных резервов; устанавливается величина и источники покрытия бюджетного дефицита; определяется верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга Российской Федерации на 1 января года, следующего за очередным годом; распределение по субъектам Российской Федерации средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Федерального фонда компенсаций (по видам субвенций), Федерального фонда софинансирования социальных расходов (по видам субсидий), Федерального фонда регионального развития (по видам субсидий) и др.
Правовые основы бюджетного планирования определяются Конституцией РФ, конституциями республик в составе РФ, уставами субъектов РФ, Бюджетным Кодексом РФ.
Планирование бюджетных доходов представляет собой комплексный и многофакторный процесс разработки общей структуры и объемов доходов бюджета на очередной финансовый год и перспективу. Принципиальная схема данного процесса установлена Бюджетным кодексом РФ, который регламентирует основы составления проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. К ведению субъектов РФ и органов местного самоуправления БК РФ относит установление конкретного порядка формирования проектов бюджетов на соответствующей территории. Согласно БК РФ составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственная работа по разработке бюджетного плана проводится Министерством финансов РФ, комитетами финансов субъектов РФ, финансовыми отделами органов местного самоуправления, налоговыми и таможенными органами.
Основным источником доходов бюджетов всех уровней в Российской Федерации являются налоговые поступлениями от юридических и физических лиц, в силу этого одним из важнейших элементов системы планирования доходов бюджета выступает налоговое планирование и прогнозирование. Основной задачей налогового планирования является определение объемов налоговых поступлений на краткосрочный
и долгосрочный периоды на основе прогнозных расчетов изменения доходности предприятий и отраслей хозяйства.
Первым этапом государственного налогового планирования являются анализ исходных условий для разработки плана налоговых доходов бюджета, а также формирование прогнозов развития территории на перспективу и составление иных материалов, служащих основой для расчетов налоговых поступлений в бюджет.
На втором этапе налогового планирования осуществляются корректировка налоговой политики и разграничение налоговых полномочий и доходных источников между органами власти и управления различных уровней.
Третьим этапом государственного налогового планирования является расчет сумм налогов, зачисляемых в бюджеты всех уровней. При определении объема налогов используется понятие контингент налога, которое характеризует общую сумму взимаемого на данной территории конкретного вида налога или иного платежа.
Отечественный опыт прогрессивных методик расчета контингентов налогов невелик, что объясняется кардинальными изменениями системы платежей в бюджет и, следовательно, методов их оценки, произошедшими в период перехода к рыночным отношениям. Во многих промышленно развитых странах, обладающих стабильно функционирующей налоговой системой, разработано комплексное методическое обеспечение процесса расчета контингента налогов.
14. Расходы бюджета на государственную поддержку отраслей материального производства и регулирование экономики.
В настоящее время финансирование промышленности, энергетики и строительства осуществляется через целевые комплексные программы, в частности на покрытие расходов, санацию убыточных угольных шахт, конверсию оборонной промышленности, развитие гражданской авиационной техники и др.
С завершением приватизации промышленных предприятий экономическая функция поддержки промышленности государством трансформируется в бюджетный рычаг перераспределения общественных ресурсов в пользу различных АО, ООО и т.д., а следовательно, частных собственников.
Основное направление государственных и муниципальных инвестиций — это формирование непроизводственных основных фондов, строительство учреждений, жилищного фонда. Государственная инвестиционная деятельность ведется путем финансирования целевых строительных программ. Средства на эти мероприятия планируются в бюджетах и программах на безвозвратной и возвратной основах. Средства из федерального бюджета на безвозмездной основе предоставляются в соответствии с утвержденным перечнем строек и объектов. Для открытия финансирования государственные заказчики предоставляют Минфину РФ выписки из перечня строек с указанием объемов капиталовложений и контракты по сооружению объектов. Минфин РФ осуществляет финансирование путем перечисления средств в течение месяца после утверждения размеров капиталовложений и перечня строек, Заказчики перечисляют бюджетные средства застройщикам, которые для оформления финансирования государственных капиталовложений предоставляют банкам следующие документы: 1) титульные списки начинаемых строек; 2) государственные контракты с указанием форм расчета; 3) сводные сметные расчеты стоимости строительства; 4) заключение государственной экспертизы по проектной документации; 5) уточненные объемы капиталовложений и строительно-монтажных работ по переходящим стройкам.
В настоящее время федеральные средства на безвозмездной основе для строительства, реконструкции и технического перевооружения негосударственным предприятиям выделяются при условии обеспечения участия государства или увеличения доли ею собственности в уставном капитале. Такой порядок осуществляется посредством передачи в государственную собственность дополнительного пакета акций (паев) на сумму предоставленных средств. Бюджетные средства, выделяемые на возвратной основе для финансирования государственных инвестиций, предусматриваются в федеральном бюджете по разделам функциональной классификации. Заемщиками средств на возвратной основе могут быть российские организации, за исключением предприятий с иностранными инвестициями. Бюджетные средства предоставляются через органы федеральной и субъектной исполнительной власти, а также лиц, являющихся агентами Правительства РФ. При возвратной основе финансирования возможно использование вексельной формы расчетов.
Слабыми местами возвратной системы инвестирования являются: несвоевременный возврат бюджетных средств; нецелевое использование средств предприятиями.
Они служат причинами снижения или прекращения всех форм государственной финансовой поддержки, в том числе предоставления отсрочек налоговых платежей. При нецелевом использовании взимается штраф в размере двойной ставки рефинансирования Банка России. За просрочку уплаты процентов уплачивается пеня в размере 1/300 учетной ставки за каждый день просрочки.
15. Расходы бюджета на социальную сферу: образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культуру, искусство.
Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в ФЗ «Об образовании». Выделяют образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные и профессиональные. К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального общего образования, основного и среднего общего образования, К профессиональным относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.
Образовательное учреждение (ОУ) — это такое учреждение, которое осуществляет образовательный процесс, то есть реализует одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивает содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Финансирование учреждений образования осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду ОУ. Федеральные нормативы финансирования должны утверждаться ежегодно Государственной думой одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной год и быть минимально допустимыми. Схема финансирования государственного и муниципального образовательных учреждений определяется типовым положением о соответствующем виде ОУ. Переход к рыночным отношениям расширил возможности ОУ по привлечению денежных средств для финансирования своей основной деятельности. Они вправе привлекать в соответствии с действующим законодательством финансовые ресурсы, в том числе валютные, за счет предоставлении платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом, а также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц.
В рамках реализации бюджетной политики государства расходы федерального бюджета 2006 года на образование сформированы в новой функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и учитывают реализацию направленных на оптимизацию бюджетных расходов мероприятий по разграничению предметов ведения и бюджетных полномочий между различными уровнями власти в Российской федерации. В разделе предусмотрены расходы на обеспечение деятельности образовательных учреждений, предоставляющих образовательные услуги гражданскому населению, а также в сфере национальной обороны, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства. Кроме того, включены расходы, связанные с руководством и управлением в сфере образования, проведением прикладных научных исследований в области образования, организацией мероприятий на проведение летней оздоровительной кампании детей и подростков, обучением студентов за рубежом, а также ассигнования, направляемые на финансирование государственных капитальных вложений.
Культурный комплекс представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, решающих специфические задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества и сохранению самобытности народов. Правовая база сохранения и развития отечественной культуры — Закон РФ «Основы законодательства РФ о культуре» от 9 октября 1992 г., в котором отмечена неразрывная связь культурных ценностей, приобщения к ним граждан для решения экономических проблем.
Культура — один из основных претендентов на средства государственного бюджета. В то же время культура располагает значительным коммерческим потенциалом, и при умелом его использовании можно внести существенный вклад в развитие экономики.
действующее законодательство в сфере культуры предусматривает, что государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ. С этой целью государство: осуществляет бюджетное финансирование государственных организаций культуры; устанавливает особый порядок налогообложения некоммерческих организаций культуры; стимулирует развитие культуры посредством предоставления налоговых льгот предприятиям, физическим лицам, вкладывающим свои средства в культуру; способствует развитию благотворительности в области культуры.
Бюджетное финансирование культуры является основой государственной гарантии сохранения и развития этой отрасли в нашей стране. В «Основах законодательства России о культуре» указано, что на культуру ежегодно должно направляться не менее 2% федерального бюджета и 6% территориальных бюджетов. На практике ни федеральные, ни региональные власти требования законодательства не выполняют из-за дефицита бюджетов. Финансируется не культурная деятельность в целом, а конкретные учреждения культуры. Как правило, бюджетные средства выделяются учреждениям, не ориентированным на коммерческие формы деятельности, хотя и использующие рыночные элементы хозяйствования.
Из федерального бюджета финансируются учреждения и организации культуры по перечню, определенному Правительством РФ. В него включены библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющиё особую культурную значимость для России, такие как Государственный Эрмитаж, Государственный академический Большой театр и др.
В каждом субъекте РФ имеются организации культуры, имеющие региональное значение. Источником финансирования их деятельности выступают региональные бюджеты. Массовая сеть государственных учреждений культуры финансируется за счет муниципальных бюджетов.
Предусмотренные по разделу ассигнования обеспечивают предоставление услуг в сфере культуры, предоставление грантов и субсидий для поддержки отдельных артистов и других работников искусств или организациям, занимающимся культурной деятельностью, производство радио и телевизионных программ и их выпуск в эфир, приобретение материалов для издания газет, журналов, книг, а также контроль над услугами в области радио - и телевизионного вещании и издательского дела и их регулирования, управление этими услугами или оказание им содействия.
Социальная политика является приоритетным направлением деятельности государства, позволяющим гражданам реализовать их права и гарантии. В условиях сложного финансового положения государство обеспечивает лишь минимальный уровень социальных услуг различным категориям населения: пенсионерам, семьям, потерявшим кормильца, лицам с низким уровнем доходов, матерям-одиночкам и другим категориям граждан. Аккумулируемые в бюджете и внебюджетных фондах денежные средства позволяют государству осуществлять социальную политику.
Из федерального бюджета финансируются: комплекс мероприятий по социальной защите населения; выплата пенсий военнослужащим, компенсация Пенсионному фонду РФ расходов по выплате государственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет федерального бюджета; финансирование федеральных программ: «дети-сироты», «дети-инвалиды», «Организация летнего отдыха детей» и других федеральных целевых программ. Средства региональных и местных бюджетов используются: на строительство и содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов; обучение и трудоустройство инвалидов; социальную помощь малоимущим, многодетным семьям; проведение молодежной политики. Сформировавшаяся система социального обслуживания населения оказывает различные виды услуг (бесплатно или на льготных условиях) престарелым, инвалидам, многодетным, неполным и молодым семьям, другим категориям чуждающихся граждан. Эта деятельность осуществляется через сложившуюся сеть стационарных учреждений: домов-интернатов, социальных приютов, социально-реабилитационных центров и др., а также путем развития принципиально новых форм социального обслуживания территориальных социальных центров, центров социальной помощи семье, служб срочной социальной помощи и др.
В последние годы существенно возросла роль местных бюджетов в финансировании расходов на учреждения образования и здравоохранения.