Процедуры исполнения бюджета по доходам и расходам: участники процесса, основные процедуры.

Исполнение бюджета по доходам нацелено на максимально полное и своевременное исполнение всех статей доходов в целом и по каждому источнику в отдельности.

Исполнение по доходам осуществляется на счетах открытых в расчётно-кассовых центрах (РКЦ) банка России. В отдельных случаях, счета могут быть открыты в других кредитных организациях. Такие кредитные организации называют уполномоченными. Между банком и органом федерального казначейства заключается договор на обслуживание бюджетного счёта. Банки несут ответственность за своевременное и правильное зачисление и списание бюджетных средств; банки не отвечают по бюджетным обязательствам, а также не могут списывать средства с бюджетных счетов без акцепта казначейства – согласие на оплату денег или товарных документов или гарантия будущей оплаты.

Участниками процесса, формирующими доходные части являются:

1) Налогоплательщики (или плательщики неналоговых платежей).

2) Коммерческий банк и учреждения банка России (безналичные перечисления).

3) Органы федерального казначейства.

4) Органы федеральной налоговой службы.

Схема поэтапного исполнения бюджета по доходам

ОФК
Ком. Банк
Н/плательщик
ЦБ РФ
ИФНС
Исполнительные органы власти: 1) Федерального уровня. 2) Субъекты федерации.

Обозначения:

Перечисление и зачисление доходов на единый бюджетный счёт.

Распределение доходов между бюджетов разных уровней, учёт доходов и составление отчётности о доходах соответствующего бюджета.

Контроль за правильностью, полнотой и своевременной уплаты налогов; возврат ошибочно или излишне уплаченных сумм.

Задачей исполнения бюджета по расходам, является максимально полное предусмотренное в законе о бюджетном финансирование, всех расходных статей. Основанием для исполнения расходов является закон о бюджете, бюджетная роспись и кассовые планы исполнения бюджета. Организация исполнения бюджета по расходам, предполагая проведение следующих процедур:

1) (САНКЦ)Составление и утверждение бюджетной росписи, кассового плана и реестров ПБС.

2) (САНКЦ) Утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до РБС и ПБС.

3) (САНКЦ) Составление и утверждение бюджетных смет.

4) (САНКЦ) Утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до ПБС.

5) (САНКЦ) Принятие денежных средств - ПБС принимает бюджетные обязательства только в пределах установленных ему лимитов. Принятие обязательств осуществляется путём заключения государственных контрактов или других документов с физическими или юридическими лицами, поставляющими товары, работы, услуги для получателя.

6) (ФУНКЦИОНИР) Подтверждение денежных обязательств – ПБС подтверждает обязательства путём оформления платёжных документов, а так же путём составления других документов, необходимых для санкционирования расходов.

7) (САНКЦ) Санкционирование оплаты денежных обязательств – осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепт), проверки комплектности документов на оплату и их правильности.

8) (САНКЦ) Подтверждение исполнения денежных обязательств – осуществляется на основании платёжных документов, подтверждающих списание денежных средств с бюджетного счёта.

Перечисленные выше процедуры можно разделить на две процедуры санкционирования расходов и финансирование расходов.

Исполнение бюджета по расходам осуществляется в пределах фактически поступивших сумм. Если в процессе исполнения бюджета доходы собираются не в полном объёме, то органы государственной власти вправе принять решение о сокращении расходов:

1) Если фактические доходы меньше плановых не более 5%, то секвестр принимает Федеральное казначейство.

2) Дф<Дпл – не более 10%, решение о секвестре принимает Минфин.

3) Дф<Дпл – более 10%, решение о секвестре принимает законодательная власть (Федеральное Собрание) – поправки закона о бюджете.

4)

Если при исполнении бюджета фактические доходы превышают плановые, то такие средства направляются по решению Минфина на замещения источников покрытия дефицита или на погашение государственного долга.

Финансовый год завершается 31 декабря на эту дату все банки и органы федерального казначейства обязаны завершить операции связанные с исполнением бюджета.

При завершении бюджетного года по расходам казначейство устанавливает следующие этапы:

1) Лимиты бюджетных обязательств – прекращают действие 31 декабря.

2) Принятие бюджетных обязательств и подтверждение денежных обязательств заканчивает 25-28 декабря.

3) Орган федерального казначейства – обязан оплатить принятые денежные обязательства до 31 декабря.

21 вопрос. Органы федерального казначейства. Структура, функции и задачи.

Органы федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу и входящую в состав министерства финансов.

Структура территориальных органов федерального казначейства (ОФК) включает:

1) Главное управление федерального казначейства (ГУФК)

2) Управления федерального казначейства (УФК)

3) Отделения федерального казначейства (ОФК)

Федеральное казначейство реализует следующие функции:

1) Учёт доходов поступающих на бюджетные счета.

2) Распределение налоговых доходов – между уровнями бюджетной системы.

3) Прогнозирование и кассовое планирование средств бюджета.

4) Управление операция на едином счёте федерального бюджета.

5) Проведение кассовых выплат с бюджетного счёта.

6) Текущий контроль, за ведением операций со средствами счёта федерального бюджета.

ИЗ ИНЕТА:

Главными задачами органов казначейства являются следующие:

- организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление его доходами и расходами на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;

- регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;

- осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление этими ресурсами в пределах, установленных на соответствующий период государственных расходов;

- сбор, обработка, анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и представительным органам государственной власти и управления Российской Федерации отчетности об операциях правительства по федеральному бюджету;

- управление и обслуживание совместно с Центральным банком Российской Федерации и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;

- разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, ведение учета государственной казны Российской Федерации.

22 вопрос. Отчетность об исполнении федерального бюджета, ее внешняя проверка и утверждение.

После завершения бюджетного года начинается процедура составления бюджетной отчётности. Базой для составления отчётности по бюджету служат отчёты получателей бюджетных средств, РБС, администраторы доходов бюджета.

Бюджетная отчётность включает следующие формы документов:

1) Отчёт об исполнении бюджета – ежемесячный отчёт – отражает показатели доходов, расходов и источников покрытия дефицита.

2) Баланс исполнения бюджета – содержат данные об активах и обязательствах (годовой)

3) Отчёт о финансовых результатах деятельности государственного сектора – отражает доходы и расходы, полученные публично-правовыми образованиями (годовой отчёт).

4) Пояснительная записка – это анализ бюджетных показателей (годовой отчёт).

Годовые отчёты об исполнении бюджета подлежат подтверждению в федеральном собрании. До рассмотрения бюджетной отчётности – она подлежит внешней проверке. Составленный отчёт об исполнении направляется в счётную палату (до 15 июня). Процедура принятия отчёта об исполнении бюджета совпадает по времени с процедурой утверждения бюджета на будущий год. Ответственность за формирование бюджетной отчетности несут непосредственно субъекты бюджетных правоотношений - администраторы бюджетных средств, а не финансовые органы.

Внешняя проверка осуществляется соответствующим органом государственного (муниципального) финансового контроля. Так, внешняя проверка годового отчета об исполнении федерального бюджета проводится Счетной палатой.

Внешняя проверка включает:

- внешнюю проверку отчетности главных администраторов бюджетных средств;

- подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.

Предметом внешней проверки являются:

- отчет об исполнении местного бюджета;

- бюджетная отчетность главных администраторов бюджетных средств.

1. Порядок представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета устанавливается соответствующим законодательным (представительным) органом.

2. Одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета представляются проект закона (решения) об исполнении бюджета, иная бюджетная отчетность об исполнении соответствующего бюджета и бюджетная отчетность об исполнении соответствующего консолидированного бюджета, иные документы, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

3. По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета законодательный (представительный) орган принимает решение об утверждении либо отклонении закона (решения) об исполнении бюджета.

В случае отклонения законодательным (представительным) органом закона (решения) об исполнении бюджета он возвращается для устранения фактов недостоверного или неполного отражения данных и повторного представления в срок, не превышающий один месяц.

4. Годовой отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1 июня текущего года.

Годовой отчет об исполнении местного бюджета представляется в представительный орган муниципального образования не позднее 1 мая текущего года.

Наши рекомендации