Формирование ресурсов коммерческого банка
Операции, связанные с формированием ресурсов банков, относятся к пассивным.
Ресурсы коммерческих банков формируются за счет собственных, привлеченных и эмитированных средств.
К собственным средствам относятся акционерный, резервный капитал и нераспределенная прибыль.
Привлеченные средства составляют основную часть ресурсов коммерческих банков. Это депозиты (вклады), а также контокоррентные и корреспондентские счета.
Основные из них — депозиты, которые подразделяются на вклады до востребования, срочные и сберегательные вклады.
Вклады до востребования, а также на текущие счета могут быть изъяты вкладчиками по первому требованию. Владелец текущего счета получает от банка чековую книжку, по которой он может не только сам получать деньги, но и расплачиваться с агентами экономических отношений. В связи с возросшей конкуренцией по привлечению средств по вкладам до востребования и на текущие счета в России коммерческие банки стали платить проценты.
Срочные вклады — это вклады, вносимые клиентами банка на определенный срок, по ним уплачиваются повышенные проценты. При этом процентные ставки зависят от размера и срока вклада.
Важную роль в ресурсах банков играют сберегательные вклады населения, в частности вклады целевого назначения. Они вносятся и изымаются в полной сумме или частично и удостоверяются выдачей сберегательной книжки. Банки принимают целевые вклады, выплата которых приурочена к периоду отпусков, дням рождений, практикуются также "новогодние вклады" — в течение года банк принимает небольшие вклады на празднование Нового года, а в конце года банк выдает деньги вкладчикам, желающие же могут продолжать накопление денег до следующего нового года. Эти вклады пользуются большой популярностью у рядовых граждан в экономически развитых странах.
Сберегательный банк РФ и другие коммерческие банки в целях привлечения средств населения в последние годы резко увеличил, число операций с вкладами населения.
Для банков наиболее привлекательными являются срочные вклады, которые усиливают ликвидные позиции банков.
Важным источником банковских ресурсов выступают межбанковские кредиты, т.е. ссуды, получаемые у других банков.
В России они получили значительное развитие. На кредитном рынке преобладают краткосрочные межбанковские кредиты, в том числе так называемые "короткие деньги" (кредиты, выдаваемые от одного дня до двух недель).
Коммерческие банки, как отмечалось выше, получают кредиты у Центрального Банка в форме переучета и перезалога векселей, в порядке рефинансирования и в форме ломбардных кредитов.
Контокоррент — единый счет, посредством которого производятся все расчетные и кредитные операции между клиентом и банком. В отдельные периоды этот счет является пассивным, в другие — активным: при наличии у клиента средств этот счет является пассивным, при их отсутствии, когда клиент все же выставляет на банк платежное поручение или выписывает чеки, этот счет является активным. Как по дебету, так и по кредиту контокоррентного счета начисляются проценты, причем по дебету, то есть по дебетовому сальдо счета корпорации, больше, чем по кредитовому.
Кредит по контокоррентному счету предоставляется под обеспечение коммерческими векселями либо в форме необеспеченных ссуд, т.е. ссуд без всякого обеспечения. Начисление процентов по дебету контокоррентного счета может осуществляться только в пределах кредитного лимита — кредитной линии, которая определяется в договоре между клиентом и банком (договор о кредитной линии и расчетно-кассовом обслуживании).
Эмитированные средства банков. Банки проявляют особую заинтересованность в изыскании таких средств клиентуры, которыми они могли бы пользоваться достаточно длительный период. К таким средствам относятся облигационные займы, банковские векселя и др.
Еще одним видом привлеченных средств являются ценные бумаги, которые находятся на балансе банка и продаются с соглашением об обратном их выкупе. Так создаются пассивы банковских ресурсов.
32. Международный валютный фонд: принципы работы и роль в мировой валютной системе.
Международный валютный фонд представляет собой одну из форм коллективного государственно-монополистического регулирования валютно-финансовой системы экономически развитых стран. Идея создания такого международного органа, способного обеспечить валютную стабильность в сфере международных экономических отношений, возникла в условиях кризиса исторически исчерпавшей себя системы золотого стандарта. "Великая депрессия" 1929-1933 гг., а затем и вторая мировая война привели не только к глубоким сдвигам в национальных экономиках и в соотношении сил между отдельными развитыми странами, но и к резкому ослаблению международных экономических связей.
Планы реконструкции валютно-финансовой системы экономически развитых начали разрабатываться в мире еще во время войны. Так, в апреле 1943 года были опубликованы английский "план Кейнса" и американский "план Уайта". Великобритания предлагала создать международный клиринговый союз, члены которого располагали бы квотами, пропорциональными объему их внешнеторговых оборотов. Расчеты по кредитам и задолженности должны были производиться, в соответствии с этим планом, на основе коллективного резервного актива "банков", базирующегося на золоте. Данный план явился развитием защищаемойКейнсом концепции регулируемых международных денег, которые способствовали бы стабилизации внутренних цен и были бы непосредственно связаны с внешней торговлей. В целом этот план соответствовал интересам самой Великобритании, для которой внешняя торговля имела принципиальное значение. Уайт при разработке своего плана исходил из интересов США, которые в то время владели более чем 70% мировых запасов золота и обладали самым мощным экономическим потенциалом в мире. Поэтому этим планом предлагалось учредить Международный фонд стабилизации, в который страны-члены должны были бы внести соответствующие их экономическому потенциалу квоты залога. Предполагалось, что цена золота убудет фиксироваться в долларах, что автоматически придавало бы американской валюте статус мировых денег.
Основные принципы нового валютно-финансового механизма были определены соглашениями в Бреттон-Вудсе в 1944 году. Валютно-финансовая конференция ООН приняла в конечном счете американский план, который в большей степени соответствовал сложившемуся после войны соотношению сил в мире. Выполнение долларом США наряду с золотом резервных функций, установление и поддержание фиксированных валютных курсов, неизменной цены золота и системы многосторонних расчетов, учреждение МВФ, осуществляющего общее регулирование отношений в валютно-финансовой области — таковы основные черты Бреттон-Вудской валютной системы.
В декабре 1945 года было подписано соглашение об учреждении МВФ, который начал проводить финансовые операции с 1 марта 1947 года. Свое существование МВФ начал в качестве специализированного органа ООН на основе соглашения, принятого представителями 44 стран в июле 1944 года в Бреттон-Вудсе. СССР также принимал участие в Бреттон-Вудской конференции, но он не ратифицировал соглашение о МВФ и в состав его членов не вступил.
Основные цели МВФ были зафиксированы в статье 1 его Устава и их формулировки на протяжении 45 лет его деятельности практически не менялись. В соответствии с ними Фонд обязан:
* содействовать развитию сотрудничества членов в сфере международных валютных отношений;
* обеспечить сбалансированный рост международной торговли и способствовать тем самым экономическому развитию всех своих членов и поддержанию занятости и реальных доходов на высоком уровне;
* способствовать сохранению стабильных валютных курсов, следить за строгим соблюдением валютных соглашений между членами,
* содействовать созданию системы многосторонних расчетов по текущим операциям между членами и устранению валютных ограничений, препятствующих росту международной торговли;
* предоставлять странам-членам необходимые им финансовые ресурсы для урегулирования нарушений равновесия их платежных балансов, не прибегая к мерам, разрушительным для национального или мирового развития;
* добиваться сокращения продолжительности и масштабов несбалансированности международных платежей.
Источником финансовых ресурсов МВФ являются уставный каптал и накопления, образующиеся в результате его деятельности. Уставный капитал создается за счет взносов стран-членов в полном объеме их квот. До апреля 1978 года взносы производились на 25% в золоте и 75% в резервных (в том числе с 1970 года вСДР) или национальных валютах, В настоящее время "золотая доля" отменена, и эти 25% квоты вносятся в резервных валютах (или в СДР — для некоторых развивающихся стран).
Каждая страна — член МВФ имеет установленную квоту, коганиз является основным элементом, определяющим финансовые и организационные отношения с Фондом. Квота определяется по специальным формулам. Первоначальная формула, известная как Бреттон-Вудская, включила в себя такие базовые экономические тке Устава МВФк национальный доход страны, объем ее золотовалютных резервов, импорта и экспорта. С 1963 года квоты начали исчисляться на базе нескольких альтернативных формул, а в 1983 году были модифицированы некоторые экономические показатели и упрощен метод расчета квоты.
Все решения МВФ принимаются большинством голосов, а по наиболее принципиальным вопросам для принятия решения необходима поддержка не менее 85% голосов. Кроме того, по существующему порядку голосования каждый из назначаемых директоров при решении текущих вопросов в Исполнительном Директорате может подать все голоса своей группы стран. Поэтому, если учесть тот факт, что директора, назначаемые от 5 ведущих стран, располагают 40% всех голосов в Фонде, а другим директорам от промышленно экономически развитых стран принадлежит еще 25% голосов, то, очевидно, что такая система голосования больше отвечает интересам ведущих стран Запада, нежели развивающимся государствам.