Тема 12.3 Анализ безубыточности
Процесс составления плана безубыточности деятельности фирмы является частью составления общего финансового плана
При составлении бизнес-плана важно определить объемы продаж в натуральном и стоимостном выражении, которые обеспечивают безубыточную работу предприятия. Для этого рассчитывается точка безубыточности, которая показывает так называемый порог рентабельности. Превышение объемов продаж над точкой безубыточности приводит к образованию прибыли, снижение объемов продаж ниже точки безубыточности приводит к убыткам. Анализ безубыточности является обязательной частью бизнес-плана.
Пример: Производственные мощности фирмы позволяют производить не более 1000 единиц продуктов, которые продаются по цене 20 тыс. руб. Объем производства равен объему продаж и составляет 20 млн. руб. Постоянные затраты составляют 4 млн. руб., переменные затраты на единицу продукции равны 12 тыс.руб. Необходимо определить точку безубыточности.
Введем следующие обозначения:
Т(руб,шт) – точка безубыточности объема реализации / порог рентабельности.
Дм (руб.) – маржинальный доход.
Н(руб.) –постоянные затраты.
Рп – переменные затраты.
К(шт.) – количество проданной продукции в натуральных единицах.
V(руб./шт.) – удельные переменные затраты / переменные затраты на единицу продукции.
ВР(руб.) – выручка от реализации.
Для расчета точки безубыточности необходимо:
1. Определить переменные затраты на весь выпуск продукции
Рп = V ´ К
Рп = 12 * 1000 = 12 000 тыс. руб.
2. Определить прибыль от реализации продукции
П = ВР – (Рп + Н)
П = 20 – (12+4) = 4 млн. руб.
3. Определить маржинальный доход (это сумма постоянных затрат и прибыли)
Дм = Н + П = ВР - Рп
Дм = 4+4 = 8 млн. руб.
4. Рассчитать точку безубыточности в натуральном и стоимостном выражении
Т = ВР ´ Н / Дм
Т = 20 ´ 4/8 = 10 млн. руб. (чтобы покрыть расходы и добиться нулевой прибыли, необходимо произвести продукции на 10 млн. руб.).
В натуральном выражении точка безубыточности рассчитывается по формуле:
Т = К ´ Н / Дм
Т = 1000 ´ 4/8 = 500 шт.
Пример расчета точки безубыточности для туристской фирмы.
Бизнес-проект предполагает продвижение на рынок тура Англия - Шотландия – Уэльс. Стоимость тура 1540 у.е. Затраты на тур приведены в табл.9.
Таблица 9
Затраты на тур Англия-Шотландия-Уэльс
Затраты компании на тур, у.е. | 10 человек | 1 человек | 2 человека | 3 человека | Вид издержек |
1.Перелет Москва-Лондон-Москва | Переменные | ||||
2.Трансферт до отеля | Постоянные | ||||
3.Переезд Лондон – Йорк | Переменные | ||||
4.Переезд Йорк – Эденбург | Переменные | ||||
5.Переезд Эденбург – Глазго, частный автобус | Постоянные | ||||
6.Переезд Глазго – Честер | Переменные | ||||
7.Переезд Честер – Кардиф | Переменные | ||||
8.Переезд Кардиф – Лондон | Переменные | ||||
9.Размещение в отелях Лондона (3 ночи) | Переменные | ||||
10.Размещение в отеле Эденбурга | Переменные | ||||
11.Размещение в Честере | Переменные | ||||
12.Размещение в Кардифе (1 ночь) | Переменные | ||||
13.Услуги гида-переводчика | Постоянные | ||||
14.Обзорные экскурсии по городам | Постоянные | ||||
15.Экскурсии по музеям | Переменные | ||||
Итого | 12 210 | 2 526 | 3 602 | 4 678 |
Расходы на одного туриста в группе из 10 человек составляют 1221 у.е.
Сумма постоянных издержек составляет 1450 у.е.
Сумма переменных издержек составляет 1076 у.е.
График постоянных издержек выглядит следующим образом (см. рис.1):
Рис.1. Постоянные издержки туристской фирмы
Переменные издержки изменяются пропорционально объему производства и в нашем примере описываются следующей функцией: Рп = 1076 * К
Их график имеет вид, представленный на рис.2:
Рис.2. Переменные издержки туристской фирмы
Общие издержки составят:
S = Pп + Н = V ´ К, S = 1076 К + 1450
Для того, чтобы определить точку безубыточности графически необходимо построить график выручки и график общих затрат. Точка их пересечения является точкой безубыточности.
Расчеты приведены в таблице.
Количество туристов | |||||
Общие издержки | |||||
Выручка |
График будет выглядеть следующим образом (см. рис.3):
Рис.3. График безубыточности
Т » 4 тура
Т = 1540 * 4 = 6160 у.е.
Вопросы для самопроверки
1. Экономическая сущность планирования
2.Принципы планирования
3.Аналитический метод расчета точки безубыточности
4.Графический метод расчета точки безубыточности
Литература
1.Ершов В.Ф. Бизнес-проектирование : Руководство по применению / В. Ф. Ершов. - СПб. : Питер, 2005. - 288 с.
2.Программа "Малый бизнес". Менеджмент в малом бизнесе. Бизнес-план. - М. : ИКК"ДеКА", 1993. - 59 с.
3.Программа "Малый бизнес". Менеджмент в малом бизнесе: Как принимать финансовые решения. - М. : ИКК"ДеКА", 1993. - 70 с.
4.Программа "Малый бизнес". Менеджмент в малом бизнесе: Составление бюджета. - М. : ИКК"ДеКА", 1993. - 79 с.
5.Ушаков И.И. Бизнес-план / И. И. Ушаков. - СПб. : Питер, 2008. - 224 с. - (Практика менеджмента)
6.Финансовый анализ и планирование [Электронный ресурс] : Обучающий курс. - Электрон. прикладная прогр. (520 Мб). - М. : Кордис & Медиа, 2005. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM): зв. -
Тема 14.Анализ типичных ошибок и недостатков в бизнес-планировании
Цель лекции –изучить ошибки и недостатки в бизнес-планировании
Вопросы лекции:
1. Секреты эффективного составления бизнес плана.
2. Типы и психология инвесторов.
3. Типичные ошибки и недостатки в бизнес-планировании
Содержание лекции
Анализ недостатков при осуществлении бизнес-проектов позволяет выявить типичные ошибки и наглядно продемонстрировать пользу профессионального менеджмента.
Каждый проект, будь то новая разработка или реорганизация предприятия, требует систематической работы с целью максимального достижения результатов при соблюдении:
установленных сроков;
фиксированных затрат;
определенных требований к качеству.
Однако далеко не всегда удается достичь желаемых результатов. В чем причина? Это недостатки в работе и ошибки, которых можно избежать.
Рассмотрим некоторые типичные ситуации.
1. Неполный анализ существующего состояния и недостаточное обоснование требований к проекту не позволяют раскрыть все проблемы, четко определить потребности в изменении состояния системы и подготовить необходимую информацию для принятия решения.
2. Нечетко определены цели проекта. Очень быстро можно назвать цели, но редко они обоснованно определены и документированы.
Нужно проверить:
на каких данных базируется определение цели;
к какому горизонту планирования относятся цели;
какую пользу принесет достижение цели;
Цели должны иметь четкое содержание и смысл, результаты должны быть измеримы и заданные параметры должны быть выполнимы.
3.Вместо объективного поиска альтернатив предпочтение отдается излюбленному варианту.
Как правило, существует множество альтернативных решений по достижению каждой цели, но зачастую выбирается только одна, излюбленная альтернатива, а не решение, основанное на анализе рынка и результатах маркетингового исследования.
Поэтому важно выяснить:
возможны ли другие альтернативные решения;
по каким критериям проводятся оценка и выбор альтернатив;
как определяются и оцениваются риски альтернатив;
что происходит при нулевой альтернативе «ничего не менять».
Целенаправленно отобранные и полно задокументированные альтернативы позволяют найти рациональное, возможно, лучшее решение и обеспечивают экономичный образ действий.
4.Ответственность по проекту распределена недостаточно четко и согласованно.
Проекты нельзя осуществлять между делом, требуется установление персональной ответственности как за проект в целом, так и его части.
Нужно четко определить:
какие квалифицированные специалисты подчиняются руководителю проекта и каким образом;
кто дает частные задания с целью достижения промежуточных результатов и кто передает их на дальнейшее исполнение;
кто решает вопросы о затратах, сроках и расходах;
кто и в какой форме отчитывается перед руководством.
5.Команда планирования и управления проектом недостаточно укомплектована квалифицированным персоналом.
При заданных сроках и лимитированных расходах возникают проблемы трудовых ресурсов по проекту – качественные и количественные, поэтому при формировании команды проекта нужно определить:
по каким признакам выбирается персонал для проекта (профессиональные знания, способность работать в команде, руководящие способности и др.);
является ли работа над проектом дополнительной нагрузкой (наказанием) или предоставляет профессиональный шанс (оказывает честь);
может ли ответственное за проект лицо отказаться от услуг не справляющихся с работой участников.
6.Игнорировать проблемы или пытаться решить их сидением на месте.
Реализация проекта характеризуется среди прочего тем, что отклонения и изменения – ожидаемое явление, с которым можно и нужно справиться, поэтому следует знать:
как определить необходимость изменений в постановке цели, каковы допустимые отклонения в ходе работ;
какие изменения влияют на результат, сроки и расходы;
как проводится отчет об изменениях.
Знание и проведение изменений предполагают однозначно заданную систему документирования текущего прогресса. Создаваемые документы должны содержать альтернативные решения с представлением неизбежных изменений цели для выбора необходимого решения.
Ответственные лица должны принимать решения и действовать, чтобы предотвратить дальнейший ущерб.
7.Недооценивать риск и смиряться с судьбой.
Каждый проект содержит риск в отношении результата, сроков, расходов и др., поэтому важно ответить на вопросы:
как выявляется, определяется и оценивается риск?
что можно сделать для его уменьшения?
как следует применять отчисления в резервный фонд, если имеет место риск?
Все случаи риска подлежат документированию и единой денежной оценке. Образованным руководителем резервным фондом (рисковым фондом) должно распоряжаться только ответственное за реализацию бизнес-плана лицо.
8.Импровизация котируется выше, чем систематическая организация.
Не все события в ходе проекта можно спланировать. Невозможно представить себе существование индивидуальной концепции реагирования на каждое отклонение. Важно определить:
должен ли ответственный за проект отказаться от регулярных отчетов и больше доверять участникам;
должен ли руководитель проекта ограничиться авральными действиями и положиться на свой дар импровизации и на отношения с заказчиком и начальством.
Большая часть действий по реализации проекта может быть спланирована, следовательно, и систематически организована.
9. Повторение ошибок старых проектов и отсутствие готовности учиться. Каким бы новым и неповторимым ни был каждый бизнес-проект, его выполнение во многом зависит от уровня профессиональных знаний и анализа осуществленных в прошлом проектов. Не должно быть сомнений в ответе на вопросы:
имеет ли смысл анализировать старые проекты?
можно ли научиться быть менеджером?
становится ли руководитель проекта ответственным за проект на всю жизнь?
Технико-экономические данные плана (затраты, сроки, расходы и др.) для новых проектов могут быть получены только путем анализа завершенных проектов. Приемам и методам управления бизнес-проектами можно и нужно учиться.
Анализ вышеперечисленных недостатков позволяет лучше понять, необходимость профессионального планирования и управления бизнес-проектами.
Бизнес-план должен освещать не только позитивные моменты бизнеса, но и имеющиеся проблемы.
Секреты эффективного бизнес-планирования.
1. Чем грандиознее бизнес-план, тем меньше шансов на его реализацию. Бизнес должен стать спокойным и прогнозируемым, а значит, и бизнес-план должен быть как минимум реалистичным. Некоторые даже закладывают в расчеты так называемое «правило плохой погоды», т.е. пессимистичные оценки явно преобладают над оптимистичными.
2. Жестко держать расходную часть проекта. Гибким может быть все что угодно, но не затраты, ибо именно они делают из рентабельных проектов нерентабельные.
3. Использовать принцип «скользящего планирования». Это значит постоянно корректировать свои прогнозы и планы. Меняются условия, цены, приоритеты. Меняются даже сами «правила игры». Поэтому бизнес-план не может быть "мертвым", он должен быть «живым». Другими словами, бизнес-планирование не должно быть разовой акцией, а должно носить непрерывный и систематический характер.
Самая главная цель бизнес-плана - это правильно организованный поток денежных средств. Большой секрет для любой компании - это наличие слаженной команды управленцев, которая будет реализовывать бизнес-проект. Именно люди, личности оживляют любую идею, делают ее жизнеспособной. В идеале именно эти люди и должны разрабатывать бизнес-план или, по меньшей мере, соучаствовать в процессе его разработки, чтобы вовремя «присвоить» все заложенные бизнес-идеи, почувствовать их позитивные и негативные моменты.
Логичным будет воспользоваться существующими программными продуктами, особенно для расчета финансовой части бизнес-планов (например Project Expert, «Альт-Инвест», «Аналитик»).
Контрольные вопросы для самопроверки:
1. Типичные ошибки при составлении бизнес плана.
2. Причины ошибок при составлении бизнес плана.
3. Секреты эффективного бизнес-планирования.
4. Что такое принцип «скользящего планирования»?
5. Что представляют собой альтернативные решения?
Тема 15.Презентация, экспертиза бизнес-плана.
Цель лекции –изучить технологию презентации
Вопросы лекции:
Техника и технология разработки презентации бизнес плана.
Выступление перед инвесторами и недостатки в бизнес-планировании
Содержание лекции
"Люди сильны до тех пор,
пока они отстаивают сильную идею"
Зигмунд Фрейд
Суть презентации бизнес-плана и ее целевая аудитория
Презентация – это официальное, торжественное представление вновь созданной компании, проекта, продукции перед СМИ, общественностью или потенциальными потребителями. В случае презентации бизнес-плана целевую аудиторию составляют инвесторы или сотрудники Вашей компании. Более пристального рассмотрения требует, конечно, первый случай. Именно от того, насколько эффективно пройдет презентация в глазах инвестора, зависит судьба проекта. Отсюда вытекает, что основная цель Вашей презентационной деятельности – убедить инвестора (кредитора) в том, что Вы сможете реализовать предложенный проект. Для этого необходимо показать сильные стороны бизнеса и выгоды для инвестора, учитывая тот факт, что время для общения во многих случаях ограничено не более чем 20 минутами. За это время нужно успеть завязать диалог с потенциальными инвестором. Этому способствует понятная и логичная структура Вашей презентации.
Структура презентации бизнес-плана
Обычно презентации оформляются в Microsoft Power Point. Подробнее об этом мы скажем позже. Информация, которую удобно использовать для составления презентации содержится в резюме бизнес-плана
Большая часть презентаций охватывает семь ключевых областей:
• предприятие и его продукция (услуги);
• рынок – клиенты и конкуренты;
• маркетинговая стратегия;
• первоочередные финансовые задачи;
• команда, которая будет внедрять бизнес-план;
• необходимые размеры ссуды или долевого участия и цели, на которые эти деньги будут направлены;
• условия и сроки возврата инвестиций (естественно, что вложив свои средства, инвестор ждёт их обязательного возврата и прибыли).
Важно осознавать, чему нужно уделить больше внимание, задаться вопросом, что может быть непонятно Вашим слушателям. Безусловно, следует сделать акцент на вопросе целесообразности инвестиций, их начала, объема, возврата, рисков и т.д. Но также не следует забывать, что сам продукт, особенно если он инновационный, должен быть представлен наиболее понятно и с наглядным подчеркиванием его сильных сторон. Большое значение имеет команда проекта. В глазах потенциального инвестора наиболее важным фактором являются Ваши личные качества, а также личные качества всего руководящего состава вашей фирмы. Потенциальные кредиторы хотят увидеть вашу заинтересованность, энтузиазм, искренность, а также многие другие качества, которые свидетельствовали бы о Вашем таланте руководителя и компетентности и явились бы залогом успешного выполнения Ваших планов. Нелишним будет кратко рассказать об опыте тех людей, с которыми Вы собираетесь делать бизнес.
Оформление презентации бизнес-плана
Как мы уже сказали, самый простой и эффективный способ технически оформить презентацию – сделать ее в Power Point. Формат этой программы позволяет интегрировать в презентацию видео и аудио-файлы, создавать примитивную анимацию на уровне «слайдшоу». Однако надо быть готовым к тому, что интегрированные в презентацию файлы могут начать «подвисать». В это время Вы не должны теряться и занять паузу уместной шуткой или важной дополнительной информацией.
При изготовлении презентаций Рower Рoint с привлечением профессиональных дизайнеров можно добиться сочетания информации и качественного визуального воплощения отдельных составляющих имиджа созданных специально для презентации. Презентации, сделанные с европейским качеством – это текст и картинка, представляющие собой единую «обертку», в которую завернута та или иная информация. В целом, дизайн в первую очередь не должен отвлекать внимание зрителей и способствовать эмоциональному восприятию Вашей идеи. А информация на слайдах должна быть изложена кратко, информативно и логично.
В Вашу пользу сыграет использование для презентации наглядного материала. Если у Вас есть возможность, возьмите с собой образцы своей продукции. Если Вы по каким-то причинам не можете этого сделать, либо Ваш бизнес относится к сфере услуг, возьмите фотографии. Постарайтесь добиться того, чтобы будущие партнеры посмотрели образцы или фотографии, если это вообще возможно. Это сразу вызовет более серьезное отношение к Вашим словам. Однако не забудьте убрать наглядные пособия, уже выполнившие свою задачу, так как они могут отвлекать внимание слушателей.
Все наглядные материалы должны быть выполнены профессионально и аккуратно. Используйте также диаграммы, таблицы или графики.
Всегда следует заранее посылать копию сокращённого бизнес-плана потенциальным инвесторам, чтобы они имели возможность прочесть его до начала встречи. А после окончания презентации вручить потенциальным инвесторам CD или DVD-версии, с которыми они смогут неспешно ознакомиться в комфортной для себя обстановке.