Чистый дисконтированный доход

Расчет этого показателя и его сущность рассмотрим на примере данных таблицы 2.

Чистый дисконтированный доход определяется следующим образом.

1) Оценить величину денежных потоков каждого периода с учетом фактора времени – провести дисконтирование денежных потоков – выразить денежные потоки каждого временного периода жизненного цикла через текущую (современную) стоимость. Современная стоимость денежного потока (Д (t)) определяется по формулам:

СДt = Дt / (1 +a)t (1)

СДt = Дt / П(1 +ak)= Дt / (1 +a1)*(1 +a2)***(1 +ak), k = 1, t (2)

где СДt – современная стоимость чистого дохода в t –й временной период, Дt – прогнозируемый чистый доход t – го временного периода, a - ставка дисконтирования (норма дисконта). Размер ставки должен соответствовать норме дохода на капитал.

Суммарное значение дисконтированных чистых доходов каждого единичного периода называют чистым дисконтированным доходом:

СД = ∑ СДt

Если суммарное значение СД положительно, то данный проект может считаться приемлемым, прибыльность инвестиций будет выше нормы дисконта. Если значение СД отрицательное, то прибыльность ниже минимальной нормы прибыли, от проекта следует отказаться.

Показатель СД может быть использован при сопоставлении инвестиционных проектов с одинаковым сроком жизни.

Недостаток СД:

1) сложность выбора соответствующей нормы дисконта (в условиях рынка норма дисконта должна определяться с учетом депозитного процента по вкладам и учета уровня инфляции);

2) не показывает точной прибыльности проекта;

3) используется при сравнении инвестиционных проектов с одинаковым периодом жизни;

4) при сравнении проектов, не сопоставимых по масштабу деятельности, большее значение СД не всегда соответствует более эффективному варианту капиталовложений.

Чистый доход и чистый приведенный доход характеризуют превышение суммарных денежных потоков над суммарными затратами для данного проекта без учета и с учетом неравноценности эффектов (а также затрат, результатов), относящихся к различным моментам времени.

С помощью формулы (1) осуществляют оценку стоимости будущих доходов в настоящий момент времени, если норма дисконта остается постоянной для каждого единичного периода. При разных значениях нормы дисконта используется формула (2).

● Например, минимальная норма дохода на капитал для организации должна соответствовать каждый год 15 %. Расчет чистого дохода и чистого дисконтированного дохода представлен в следующей таблице 3.

● Если руководство предприятие считает, что норма дисконта каждый год должна увеличиваться на 5 %, то размер чистого дисконтированного дохода от инвестиций составит 1477,15 тыс. руб. (расчет чистого дисконтированного доход в этом случае представлен в таблице 39)

Таблица 38

Расчет чистого дохода и чистого дисконтированного дохода

при постоянной ставке дисконта

Период Чистый доход, тыс.руб. Чистый дисконтированный доход
1 год 0/ (1 +0,15) = 0
2 год 500/ [(1 + 0,15) ^2] = 378,07
3 год 1000 / [(1 + 0,15) ^3] = 657,52
4 год 1200 / [(1 + 0,15) ^4] = 686,1
Cуммарное значение 1721,69

Таблица 39

Расчет чистого дохода и чистого дисконтированного дохода

при изменении ставки дисконта

Период Чистый доход, тыс.руб. Чистый дисконтированный доход
1 год 0/ (1 +0,15) = 0
2 год 500/ [(1 + 0,15)*(1+0,2)] = 362,32
3 год 1000 / [(1 + 0,15)*(1+0,2)*(1+0,25)] = 579,71
4 год 1200 / [(1+ 0,15)*(1+0,2)*(1+0,25)*(1+0,3)] = 535,12
Cуммарное значение 1477,15

Средний чистый дисконтированный доход.

Если периоды жизни инвестиционных проектов различны, то их целесообразно сравнивать качество инвестиций с помощью среднего чистого дисконтированного дохода – дохода на один год осуществления проекта.

Данный показатель целесообразно использовать при определении оптимального срока работы нового оборудования, при обосновании продолжительности циклов использования – замены машин, технологических линий и тыс. п. Проект с наибольшим значением ССД считается наиболее выгодным из совокупности проектов при заданных условиях.

Срок окупаемости

Срок окупаемости – расчетный период возмещения первоначальных вложений (ИН) за счет прибыли от проектной деятельности.

Ток = ИН/СПР,

где Ток – срок окупаемости, ИН - первоначальные вложения, СПР –средняя прибыль.

Расчет данного показателя основан на использовании:

1) размера инвестиций;

2) срока инвестиций Тин;

3) прогнозируемого размера прибыли за каждый к – й период срока инвестиций ПРк.

Средняя прибыль определяется по формуле:

СПР = (ПР1+ ПР2+….+ПРк+…)/ Тин, где Пр1 – прогнозируемый размер прибыли в 1 период.

Расчет срока окупаемости достаточно просты. Пример расчета представлен в таблице 39.

Расчетную величину срока окупаемости необходимо сопоставлять с нормативным сроком окупаемости (Тнок) по данным видам инвестиций.

Недостатки данного метода:

1) Метод не учитывает доходность проекта за пределами срока окупаемости, поэтому не может применяться при сравнении вариантов с одинаковыми периодами окупаемости, но с различными сроками жизни.

2) Метод нельзя использовать для оценки проектов, связанных с принципиально новыми продуктами, или продуктами инновационного характера.

3) Точность расчета зависит от частоты разбиения срока инвестиций на интервалы планирования.

● Оценить срок окупаемости инвестиционного проекта, если размер инвестиций составляет 8000 тыс.руб., расчетный период – 3 года, прогнозируемый чистый доход составит соответственно инвестиций

12.3 Методика оценки эффективности инвестиций организации

Эффективность инвестиций определяется приростом показателей за определенный период времени. Общую (абсолютную) эффективность составляет прирост продукта в расчете на суммарные инвестиции за тот же период. Общим критерием эффективности инвестиций является уровень прибыли, полученной на способности денег в течение рассматриваемого периода, обеспечивать минимальный вложенный капитал. Темп роста прибыли должен полностью компенсировать общее изменение покупательной уровень доходности и покрывать риск инвестора.

При оценке долгосрочных инвестиционных решений необходимо:

1) Знать продолжительность жизненного цикла (расчетного периода) – период времени от проведения прединвестиционных исследований до прекращения проекта (Тин);

2) Определить временной интервал исходя из жизненного цикла (месяц, квартал, год);

3) Определить: размер прогнозируемой выручки (В) в каждый временной интервал, инвестиционные издержки; амортизационные отчисления, текущие затраты (ТЗ); размеры текущих активов (ТАК) и текущих обязательств (ТОБ) (размер ТАК и ТОБ определяется через норму запаса в днях);

4) Рассчитать значения показателей:

- размер чистой прибыли (ЧП): ЧП = (В – ТЗ – АМ)*(1 – Нпр), где Нпр – налог на прибыль;

- изменение в рабочем капитале (DРК): DРК = ТАК - ТОБ

5) Оценить величину денежных потоков («кеш – флоу») в каждый временной интервал - разность между денежными поступлениями (чистая прибыль (ЧП) и амортизационные отчисления (АО)) и суммой капитальных затрат (КЗ) и изменений в рабочем капитале (DРК). Величина денежного потока (ДП) определяется по формуле:

ДП = ЧП +АМ – КЗ - D РК

6) Оценить величину денежных потоков с учетом фактора времени – провести дисконтирование денежных потоков – выразить денежные потоки каждого временного периода жизненного цикла через текущую (современную) стоимость. Современная стоимость денежного потока (СДП) определяется по формуле:

СДПt = ДПt / (1 +a)t ,

где СДПt – современная стоимость денежного потока в t –й временной период, ДПt – денежный поток t – го временного периода, a - ставка дисконтирования (норма дисконта). СДП будем называть дисконтированным денежным потоком.

С помощью этой формулы осуществляют оценку стоимости будущих доходов в настоящий момент времени, если норма дисконта остается постоянной для каждого временного периода.

Если норма дисконта в каждый временной период может изменяться, то дисконтированная стоимость денежного потока t - го периода рассчитывается по формуле:

СДПt = ДПt / [(1+ a1)* (1+a2)*(1 +a3)*…* (1 +at)],

где a1 – ставка дисконта в первый временно период, a2- ставка дисконта во второй временной период, at- ставка дисконта в t –ий период.

Значение ставки дисконтирования должно соответствовать приемлемой для инвестора норме дохода на вложенный капитал. Величина ставки должна быть не менее чем сумма номинальной ставки сравнения (r) и ставки за риск (l) при осуществлении инвестиций: a≥ r + l

Размер номинальной ставки сравнения (r) соответствует, как правило, процентной ставке по долгосрочным ссудам на рынке капитала..

Если a ≤ r,то для инвестора предпочтительнее вкладывать средства в банк, но не в реальные инвестиции.

Норма дисконта является минимальной нормой прибыли, ниже которой предприниматель счел бы инвестиции невыгодными для себя.

На основе указанных данных рассчитываются показатели оценки инвестиционных проектов:

-чистый доход;

- чистый дисконтированный доход в целом и в расчете на один временной период;

- внутренняя норма доходности;

- срок окупаемости;

- рентабельность инвестиций;

- потребность в дополнительном финансировании;

Чистый доход (ЧД)- сальдо денежного потока за расчетный период

Чистый дисконтированный доход (ЧДД) - это разность между дисконтированными доходами и инвестициями по проекту: ЧДД = СДП - ИН

Если значение ЧДД положительно, то прибыльность инвестиций выше нормы дисконта. Проект с положительным значением ЧДД можно считать приемлемым. Если значение ЧДД отрицательное, то прибыльность ниже минимальной нормы прибыли, от проекта следует отказаться.

Показатель ЧДД может быть использован при сопоставлении инвестиционных проектов с одинаковым сроком жизни.

Недостатки ЧДД:

1) сложность выбора соответствующей нормы дисконта;

2) не показывает точной прибыльности проекта;

3) используется при сравнении инвестиционных проектов с одинаковым периодом жизни;

4) при сравнении проектов, не сопоставимых по масштабу деятельности, большее значение ЧДД не всегда соответствует более эффективному варианту капиталовложений.

Методы оценки инвестиций можно разделить на группы:

1) простые (статические);

2) динамические (методы дисконтирования).

Статические методы: срок окупаемости инвестиций, простая норма прибыли.

Срок окупаемости – расчетный период возмещения первоначальных вложений (ИН) за счет прибыли от проектной деятельности.

Ток = ИН/СПР,

где Ток –срок окупаемости, ИН - первоначальные вложения, СПР –средняя прибыль.

Расчет данного показателя основан на использовании:

1. размера инвестиций;

2. срока инвестиций Тин;

3. прогнозируемого размера прибыли за каждый к – й период срока инвестиций ПРк.

Средняя прибыль определяется по формуле:

СПР = (ПР1+ ПР2+….+ПРк+…)/ Тин, где Пр1 – прогнозируемый размер прибыли в 1 период.

Расчет срока окупаемости достаточно простыс.

Расчетную величину срока окупаемости необходимо сопоставлять с нормативным сроком окупаемости (Тнок) по данным видам инвестиций.

Недостатки данного метода:

1) Метод не учитывает доходность проекта за пределами срока окупаемости, поэтому не может применяться при сравнении вариантов с одинаковыми периодами окупаемости, но с различными сроками жизни.

2) Метод нельзя использовать для оценки проектов, связанных с принципиально новыми продуктами, или продуктами инновационного характера.

3) Точность расчета зависит от частоты разбиения срока инвестиций на интервалы планирования.

Простая норма прибыли. Норма прибыли на вложенный капитал (Нп) рассчитывается как отношение среднегодовой прибыли по проекту (СП) к вложениям в проект (ВЛ), рассчитывается по формуле: Нп = СП / ВЛ

Метод достаточно прост в употреблении, не требует специальных знаний. Алгоритм оценки по данному методу следующий:

1) Для его использования при принятии решений достаточно задать уровень требуемой нормы прибыли (Нпн).

2) Рассмотреть совокупность вариантов инвестиций В = (Вj), где Вj - j –й вариант инвестирования.

3) По каждому варианту необходимо знать информацию о: сумме вложений (ВЛj), время осуществления проекта (Тj), общую прибыль по проекту (ПРJ).

4) По каждому варианту рассчитывается среднегодовая прибыль по проекту (СПj) и норма прибыли (Нпj).

5) Из совокупности возможных вариантов инвестирования, выбирается вариант, у которого норма прибыли удовлетворяет требуемому уровню и является наибольшей.

· Задача.

Предприятие планирует часть своей прибыли инвестировать в предлагаемые инвестиционные проекты. Норма прибыли на вложенный капитал должна быть не менее 18 %. Из совокупности предложенных к рассмотрению инвестиционных проектов, перечисленных в таблице, выбрать наилучший по данному критерию.

Вложения, тыс. руб. Срок проекта, лет Общая прибыль по проекту, тыс. руб. Среднегодовая прибыль, тыс. руб. Норма прибыли
0,35
0,34

Тесты по управленческому учету.

1. Управленческий учет – это система:

а) затрат;

б) калькулирования себестоимости;

в) эффективности управления предприятием (*)

2. Объектами управленческого учета являются:

а) производственные ресурсы:

б) хозяйственные процессы;

в) хозяйственные операции;

г) производственные ресурсы и хозяйственные процессы; (*)

д) хозяйственные процессы и операции.

3. Управленческий учет отличается от финансового учета во времени тем, что он:

а) учитывает прошлое;

б) направлен на будущее; (*)

4. Источниками информации управленческого учета в отличие от финансового учета могут быть:

а) только балансовая отчетность;

б) любая информация (*)

5. Основным объектом управленческого учета является:

а) расходы предприятия;

б) доходы предприятия;

в) результаты сопоставления доходов и расходов;

г) все выше перечисленное (*)

6. Какие измерители применяет управленческий учет:

а) денежные;

б) любые (*)

7. Является ли информация управленческого учета является коммерческой тайной:

а) да; (*)

б) нет

8. Управленческий учет ведется в обязательном порядке:

а) да

б) нет (*)

9. Пользователями экономической информации в управленческом учете являются:

а) акционеры, кредиторы;

б) налоговые органы;

в) внебюджетные фонды;

г) банки;

д) руководители и специалисты предприятия (*)

10. Публикация внутренней управленческой отчетности в средствах массовой информации осуществляется:

а) ежегодно;

б) ежеквартально;

в) в случае банкротства предприятия;

г) при смене руководства предприятия;

д) не осуществляется ни при каких условиях (*)

11. Рабочие приемы управленческого учета:

а) инвентаризация;

б) документация;

в) группировка и обобщение, использование контрольных счетов;

д) планирование, нормирование, лимитирование, анализ, контроль;

е) все выше перечисленное; (*)

д) корреспонденция бухгалтерских счетов;

12. Влияет ли размер предприятия на выбор системы управленческого учета?

а) да (*)

б) нет

13. Степень ответственности в управленческом учете:

а) административная;

б) дисциплинарная; (*)

в) уголовная

14. Что признается расходами организации?

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновение обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

15. Что не признается расходами в соответствии с Положением бухгалтерского учета ПБУ 10/99?

Настоящим положением не признается расходами организации выбытие активов:

● в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и тыс. п.);

● на вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и других ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);

● на перечисление средств (взносов, выплат и тыс.п.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы по осуществлению спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно – просветительного характера и иных аналогичных мероприятий;

● на перечисление средств по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и тыс. п.

● в порядке предварительной оплаты материально – производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

● в виде авансов, задатка в счет оплаты материально – производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

● в погашении кредитов, займов, полученных организацией.

Выбытие активов при данных положениях именуется оплатой.

16. Как классифицируются расходы по характеру, условиям осуществления и направлений деятельности экономического субъекта?

Расходы организации в зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

● расходы по обычным видам деятельности;

● операционные расходы;

● внереализационные расходы;

● чрезвычайные доходы и расходы.

17. Что относится к прочим расходам?

Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами. К ним относятся: операционные расходы, внереализационные и чрезвычайные расходы.

18. Что относится к расходам по обычным видам деятельности?

Ответ: Расходы, связанные с изготовлением продукции, ее продажей, приобретением и продажей товаров, работ и оказанием услуг.

19. Какие расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету?

Ответ: Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежной и иной форме или в размере кредиторской задолженности (с учетом положений п.3. ПБУ 10 / 99).

20. Как рассчитывается величина оплаты и кредиторской задолженности?

Ответ: Размер оплаты или кредиторской задолженности определяется исходя из цены и условий, установленных договором между организацией и поставщиком (подрядчиком) или иным контрагентом. В случае невозможности установления цены организация определяет их по аналогичным материально – производственным запасам, работам, услугам.

21. В каких размерах принимаются к бухгалтерскому учету расходы, связанные с коммерческим кредитом?

Ответ: расходы принимаются к бухгалтерскому учету в полной сумме кредиторской задолженности.

22. Что включают в себя операционные расходы?

Ответ: К операционным расходам относятся:

● расходы, связанные с предоставлением имущества за плату во временное пользование (временное владение и пользование);

● расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной деятельности;

● расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (с учетом п. 5 ПБУ 10 /99);

● расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

● проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

● расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

● прочие операционные расходы.

23. Что относится из ниже перечисленного к издержкам производственной сферы:

а) технология производства;

б) объем выпуска продукции;

в) расходы на производство, обслуживание и управление производством. (*)

24. Что из ниже перечисленного относится к затратам, связанным с созданием и хранением материалов:

а) накладные расходы;

б) затраты на хранение;

в) затраты на приобретение запасов;

г) затраты на приобретение, хранение запасов, затраты, связанные с технологией хранения. (*)

25. Что из ниже перечисленного относится к коммерческим расходам:

а) заработная плата рабочих;

б) затраты на рекламу;

г) затраты на транспортировку, упаковку груза;

д) затраты на тару, транспортировку продукции, упаковку на складах, затраты на рекламу (*)

26. К накладным расходам относятся:

а) прямые расходы;

б) общепроизводственные расходы;

в) общехозяйственные расходы;

г) общепроизводственные и общехозяйственные расходы (*)

27. К производственным затратам относятся:

а) расходы по управлению производством; (*)

б) административно – управленческие расходы;

28. К отложенным расходам относятся:

а) резервы предстоящих расходов и платежей;

б) расходы будущих периодов (*)

29. Внепроизводственные затраты предприятия можно проинвентаризировать?

а) да

б) нет (*)

30. Затраты на продукт – это:

а) затраты, которые непосредственно связаны с осуществлением производственной деятельности предприятия, изготовление продукции;

б) затраты, которые в момент их возникновения можно непосредственно отнести на объект калькулирования на основе первичных документов; (*)

в) затраты, величина которых меняется в зависимости от уровня деловой активности предприятия.

31. Затраты на продукт – это:

а) переходящие затраты; (*)

б) непереходящие затраты

32. Затраты на продукт становятся расходами:

а) до реализации продукции;

б) после реализации продукции; (*)

33. Затраты на продукт:

а) распределяются между текущими расходами;

б) не распределяются между текущими расходами;

в) распределяются между текущими расходами и запасами; (*)

г) не распределяются между текущими расходами и запасами.

34. По методу признания в качестве расходов затраты классифицируются на:

а) прямые и косвенные;

б) постоянные и переменные;

в) на продукт и за период; (*)

35. В качестве носителя затрат могут выступать:

а) цех;

б) рабочее место;

г) продукт (услуга); (*)

д) предприятие.

36. Объектом калькулирования затрат является отдел рекламы, заработная плата управляющего рекламой будет классифицироваться как:

а) переменные и прямые затраты;

б) переменные и непрямые затраты;

в) постоянные и прямые затраты; (*)

г) постоянные и непрямые затраты.

37. Организация планирует себестоимость реализованной продукции 4000 тыс. руб., в том числе постоянные затраты 850 тыс. руб., переменные 65 % от объема чистой реализации. Какой планируемый объем чистой реализации:

а) 6153,85тыс. руб.;

б) 4846,15 тыс. руб.

в) 4850 тыс. руб.; (*)

г) 7461,54 тыс. руб.

(*) Себестоимость реализованной продукции включает постоянные и переменные затраты. Постоянные 850 тыс. рублей, тогда переменные затраты составят 4000 – 850 =3150 тыс. руб.

Переменные затраты составляют 65 % от объема чистой реализации, следовательно объем чистой реализации составит: 3150/65*100 =4846,15 тыс. рублей.

38. Для организации занимающейся производством продукции примером периодических затрат будут:

а) амортизация заводского оборудования;

б) заработная плата работников отдела реализации; (*)

в) заработная плата основных производственных рабочих;

г) страховка основного оборудования.

(*) Для обеспечения процесса реализации продукции и функционирования организации, как хозяйственной единицы, в отчетном периоде необходимы периодические расходы, они не связаны с полученными в течение периода услугами, не входят в производственную себестоимость. К ним относятся коммерческие расходы, связанные с реализацией готовой продукции и общие административные.

( О.Е. Николаева, ТЫС. В. Шишкова «Управленческий учет», УРСС, М, 2000 ,стр. 29)

39. Какой из текущих бюджетов в западном управленческом учете является отправной точкой в процессе разработки общего бюджет:

а) бюджет коммерческих расходов;

б) бюджет продаж; (*)

в) бюджет производства.

40. Какой текущий бюджет должен быть подготовлен, чтобы оценить количество материалов, которое необходимо закупить:

а) бюджет коммерческих расходов;

б) бюджет продаж;

в) бюджет использования материалов; (*)

г) бюджет производства

41. Какой из бюджетов будет подготовлен на основе бюджета производственных запасов:

а) бюджет производства;

б) бюджет прогноза отчета о прибылях и убытках; (*)

в) бюджет коммерческих расходов.

(*) Бюджет прогноза отчета о прибылях и убытках (в части подготовки данных о производственной себестоимости реализованной продукции (учебное пособие «Финансовый бизнес – план» под редакцией В.М. Попова, 2000г, стр. 435).

42. Формирование бюджета прямых материальных затрат должно основываться на учете влияние таких факторов как:

а) планируемый объем производства;

б) нормы расхода материалов;

в) запасы материалов на конец периода;

г) запасы материалов на начало периода;

д) стоимость материалов;

е) индекс роста цен на основные виды сырья;

ж) все перечисленные факторы. (*)

(*) Это вытекает из оценки потребности материальных ресурсов в целом.

Потребность в материальных затратах рассчитывается по формуле:

МАТЗ = МАТЗпр +МАТЗк – МАТЗн, где МАТЗ – общие материальные затраты, МАТЗпр – материальные затраты на производство, МАТЗн, МАТЗк - соответственно материальные затраты на начало и конец периода.

43. На формирование бюджета коммерческих расходов существенное влияние оказывают таких факторов как:

а) объем продаж;

б) условия реализации продукции;

в) влияние объема продаж и условия реализации; (*)

г) не перечисленные выше факторы.

(*) На формирование бюджета коммерческих расходов существенное влияние оказывают такие факторы как: объем продаж и и условия реализации (нормы материальных, трудовых, денежных затрат на изготовление тары, упаковку, доставку продукции).

44. Расходы, входящие в бюджет общих и административно - управленческих расходов, являются:

а) постоянными;

б) переменными;

в) постоянно – переменными. (*)

г) постоянными и переменными.

45. Расходы, не связанные с производственной или коммерческой деятельностью, организации входят в бюджеты:

а) бюджет продаж;

б) бюджет производства;

в) бюджет денежных потоков;

г) бюджет общих и административных расходов. (*)

(*) «Управленческий учет» , учебное пособие под редакцией А. Д. Шеремета, стр. 91: «Этот бюджет представляет собой детализированный план текущих операционных расходов, отличных от расходов, непосредственно связанных с производством и сбытом, но необходимых для поддержания деятельности в целом в будущем периоде».

46. Бюджет себестоимости реализованной продукции формируется на основе:

а) бюджета прямых затрат;

б) бюджета прямых материальных затрат;

в) бюджета прямых трудовых затрат;

г) бюджета прямых затрат и общепроизводственных расходов. (*)

(*) Бюджет себестоимости произведенной продукции формируется из бюджетов: «Прямые затраты материалов», «Прямые затраты труда» и «Общепроизводственные расходы». Формирование бюджета осуществляется с помощью балансового уравнения:

СБПР = ПРМ + ПРТ + ОБЩПР

(М.АВахрушина «Бухгалтерский управленческий учет», М, ЗАО «Финстатиинформ, 2000г., стр. 316)

47. Во избежание трудностей при анализе и оценке текущей деятельности предприятия предпочтительнее детализированные бюджеты составлять на период:

а) кварталы;

б) месяцы;

в) четырехнедельные периоды; (*)

г) полугодия.

(*) В конце контрольного периода фактические данные сравниваются с бюджетными данными для анализа и оценки текущей деятельности. Предпочтительнее сравнивать четырехнедельные периоды, чтобы избежать различий в количестве дней в разных месяцах. М А Вахрушина «Бухгалтерский управленческий учет», М., ЗАО «Финстатиинформ, 2000 г., стр. 120;

48. Последним шагом при подготовке оперативного бюджета организации является:

а) подготовка прогноза денежных средств;

б) подготовка отчета о прибылях и убытках; (*)

в) финансовый бюджет

49. Бюджет денежных средств подготавливается до разработки следующего документа:

а) прогнозного отчета о прибылях и убытках;

б) бюджета капитальных затрат;

в) прогнозный бухгалтерский баланс о финансовом положении . (*)

(*) После подготовки бюджета денежных средств разрабатывается прогнозный отчет о финансовом состоянии или проект бухгалтерского баланса для компании в целом. (О.Е.Николаева, ТЫС.В Шишкова «Управленческий учет», УРСС, М, 2000 ,стр. 129)

50. Бюджет предполагаемых производственных затрат, дополняющий бюджеты прямых материальных и трудовых затрат, который разрабатывается для выполнения бюджета производства является:

а) бюджет капитальных затрат;

б) главный бюджет;

в) бюджет общепроизводственных расходов (*)

51. Наилучшей основой для оценки результатов деятельности за определенный период в году является:

а) фактическое выполнение за предыдущий период;

б) ожидаемое выполнение за данный период; (*)

в) фактическое выполнение за тот же период в предыдущем году.

52. В процессе подготовки оперативного бюджета последним шагом является подготовка бюджета:

а) отчета о движении денежных средств;

б) отчета о прибылях и убытках; (*)

в) бухгалтерского баланса;

г) ни одного из названных выше.

53. В процессе подготовки общего бюджета последним шагом является подготовка:

а) отчета о прибылях и убытках;

б) отчета о финансовом состоянии;

в) прогнозного бухгалтерского баланса. (*)

(*) Прогнозный бухгалтерский баланс является конечным продуктом всего процесса составления бюджета («Управленческий учет», учебное пособие под редакцией А. Д. Шеремета, стр. 93).

54. Бюджет продаж организации предусматривает продажу 1200 единиц продукции «А» по цене 4 тыс.руб. и 1300 единиц продукции «В» по цене 5 тыс.руб. Отдел продаж получает % комиссионных от продажи продукции «А» и «В» соответственно 5% и 3 % . Размер комиссионных в бюджете составит:

а) 500 тыс. руб.;

б) 435 тыс. руб.; (*)

в) 16,95 тыс. руб.

(*) 4 х 1200 х 0,05 +5 х 1300 х 0,03 =435 тыс. руб.

55. Организация продала в кредит в течение 3 кварталов товары на суммы соответственно 300 тыс. руб., 500 тыс. руб. и 600 тыс. рублей. Существующая практика поступления денежных средств за проданные товары: 70 % за наличные, 40 % кредита поступает в следующий месяц после продажи, 50 % во второй месяц после продажи. Размер денежных средств от продаж в 3 квартал составит:

а) 720 тыс. руб.;

б) 525 тыс. руб.; (*)

в) 578 тыс. руб.

(*) 300 х 0,3 х 0,5 +500 х 0,3 х 0,4 +600 х 0,7= 525 тыс.руб.

56. Организация имеет на начало периода запасы готовой продукции 400 ед. В конце бюджетного периода планируемый запас продукции должен составить 450 ед., план производства 8900 ед. Планируемый объем продаж составит:

а) 8950 ед.; (*)

б) 9750 ед.;

в) 8450 ед.;

г) 8050 ед.

(*) Планируемый объем продаж определяется путем вычитания из суммы объема производства и объема запаса готовой продукции на начало объема запаса продукции на конец периода. 8900 +450- 400 =8950 (ед.)

57. Маржинальный доход предприятия определяется как:

а) разность между выручкой от реализации и суммой прямых материальных затрат;

б) разность между выручкой от реализации и суммой переменных издержек; (*)

в) сумма прибыли от реализации и переменных издержек.

58. Как повлияет рост постоянных расходов на критический объем продаж:

а) критический объем продаж возрастет; (*)

б) критический объем уменьшиться;

в) критический объем не изменится.

(*) Критический объем продаж определяется как отношение постоянных затрат организации к разности между единицей и долей переменных затрат в выручке от реализации, рост постоянных затрат автоматически ведет к пропорциональному увеличению критического объема продаж.

59. По балансу расчет величины финансово – эксплуатационных потребностей предприятия (ФЭТ) определяется как:

а) II –I;

б) (I + II) – (V + VI);

в) стр.210 +стр.230+стр.240 – стр.620.) (*)

(*) Финансово –эксплуатационные потребности предприятия определяются как разность между текущими активами и текущими пассивами, эту разницу на Западе принято называть «работающим капиталом» (Е. Стоянова, «Финансовый менеджмент», М, изд-во «Перспектива», стр.138).

60. В управленческом учете при распределении общепроизводственных расходов на заказ, самым лучшим считается коэффициент:

а) фактические накладные расходы, деленные на фактический объем;

б) планируемые накладные расходы, деленные на фактический объем;

в) планируемые накладные расходы, деленные на планируемый объем. (*)

61. Вариант списания расходов, учтенных на счете «Общехозяйственные расходы», в качестве условно – постоянных в дебет счета «Реализация продукции (работ, услуг)» может применяться организацией:

а) в обязательном порядке;

б) данный вопрос решается организацией самостоятельно при условии обязательного отражения в учетной политике организации; (*)

в) такая возможность не предусмотрена.

62. В управленческом учете при позаказном методе калькулирования себестоимости при списании по нормативу общепроизводственных расходов будет:

а) кредитоваться счет «Основное производство»;

б) кредитоваться счет «Общепроизводственные расходы»; (*)

в) дебетоваться счет «Общепроизводственные расходы».

63. К какому виду затрат следует отнести коммерческие расходы (при определении учетной политики):

а) переменные затраты;

б) условно – переменные затраты;

в) условно – постоянные затраты. (*)

64. Приобретенные акции, облигации и другие ценные бумаги принимаются к учету в оценке:

а) по покупной стоимости;

б) по номинальной стоимости;

в) по фактическим затратам на приобретение. (*)

65. Компания имеет следующие остатки на счетах: «Материалы» начало – 55000 руб., конец –65000 руб.; «Основное производство (незавершенное производство»): начало 96000 рублей, конец – 80000 рублей; «Готовая продукция»: начало 50000 руб., конец – 85000 рублей. В течение отчетного периода было произведены следующие затраты: куплено материалов – 400000 рублей; начислена заработная плата основным рабочим –220000 рублей; начислены общепроизводственные расходы- 330000 рублей.

Себестоимость произведенной в отчетном периоде продукции была:

а) 921000 руб.;

б) 956000 руб.; (*)

в) 66000 руб.

(*) Себестоимость произведенной продукции определяется путем суммирования материальных, трудовых и общепроизводственных затратыс.

Материальные затраты на произведенную продукцию:

МАТ=МАТпр+МАТн –МАТк= 400000+65000-55000= 390000.(тыс.рублей)

Общие затраты на произведенную продукцию: ОБЩЗ =МАТ +ТР +ОБЩПР= 390000+220000+330000=940000 (тыс. руб.)

Учитывая незавершенное производство в размере 96000- 80000 =16000 (тыс.руб.) затраты на произведенную продукцию составят:

940000 +16000 =956000 руб.

66. Компания имеет следующие остатки на счетах: «Материалы» начало – 55000 руб., конец –65000 руб.; «Основное производство (незавершенное производство»): начало 96000 рублей, конец – 80000 рублей; «Готовая продукция»: начало 50000 руб., конец – 85000 рублей. В течение отчетного периода было произведены следующие затраты: куплено материалов – 400000 рублей; начислена заработная плата основным рабочим –220000 рублей; начислены общепроизводственные расходы- 330000 рублей

Себестоимость реализованной продукции составила:

а) 921 тыс. руб; (*)

б) 66 тыс. руб.;

в) 956 тыс. руб.;

г) 979 тыс. руб.

(*) Себестоимость реализованной продукции рассчитывается по формуле:

СРПР = ЗГПР н + СПР – ЗГПРк =50 +(55+400-65)+(220 +300)+16 = 921 (тыс. руб.)

67. Составными частями генерального бюджета являются:

а) гибкими;

б) условно гибкими;

в) статическими; (*)

г) условно статическими.

(*) Статический бюджет планируется на конкретный уровень реализации. Все частные бюджеты, входящие в состав генерального бюджета, являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета, исходя из определенного запланированного уровня реализации. (М.А.Вахрушина «Бухгалтерский управленческий учет», стр. 324)

68. Связывающим звеном между плановым бюджетом и достигнутыми фактическими результатами является:

а) статический бюджет;

б) гибкий бюджет; (*)

в) бюджет о финансовом положении.

(*) Гибкий бюджет это связывающее звено между плановым бюджетом и достигнутыми фактическими результатами. Он составляется после анализа влияния изменения объема реализации на каждый вид затрат, в нем учитывается изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, поэтому он предоставляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.

69. В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на

а) основные и накладные;

б) переменные и постоянные; (*)

в) производственные и непроизводственные;

70. В гибком бюджете уровень постоянных затрат не зависит от:

а) объема реализации; (*)

б) объема производства;

в) от объема прямых затрат

(*) В гибком бюджете переменные затраты организации (подразделения) рассчитываются исходя из норм в расчете на единицу продукции и уровня реализации. Постоянные затраты не зависят от деловой активности организации, поэтому их сумма остается неизменной как для статического, так и для гибкого бюджета.

71. К какому виду затрат следует отнести коммерческие расходы при определении учетной политику:

а).переменные затраты.

б) условно – переменные затраты.

в) условно-постоянные затраты. (*)

72. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности:

а) является коммерческой тайной. (*)

б) не является коммерческой тайной.

73. Вложения средств организаций в виде инвестиций в ценные бумаги трактуется как:

(*)а) форма финансовых вложений. (*)

б) предоставление ссуды акционерному обществу.

74. Какой способ оценки материалов в большей степени уменьшает прибыль в период высокой инфляции?

а) по средней себестоимости.

б) по стоимости первых по времени закупок.

в) по стоимости последних во времени закупок. (*)

Наши рекомендации