Анализ состава чистой прибыли

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эф­фективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финан­совое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности — одна из основных задач в любой сфере бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми результа­тами отводится экономическому анализу.

Основные его задачи:

• систематический контроль за формированием финансовых результатов;

• определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;

• выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рен­табельности и прогнозирование их величины;

• оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

• разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

В процессе анализа используются следующие показатели при­были:

маржинальная прибыль (разность между выручкой (нетто) и пря­мыми производственными затратами по реализованной продук­ции);

прибыль от реализации продукции, товаров, услуг (разность меж­ду суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами от­четного периода);

общий финансовый результат до выплаты процентов и налогов (брутто-прибылъ) включает финансовый результат от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и ин­вестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы;

чистая прибыль — это та ее часть, которая остается в распоряже­нии предприятия после уплаты процентов, налогов, экономиче­ских санкций и прочих обязательных отчислений;

капитализированная прибыль — это часть чистой прибыли, ко­торая направляется на финансирование прироста активов;

потребляемая прибыль — та ее часть, которая расходуется на вы­плату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные про­граммы.

Механизм формирования данных показателей представлен на рис. 2.1.

анализ состава чистой прибыли - student2.ru

Рис. 2.1 Структурированная система показателей прибыли

Использование того или иного показателя прибыли зависит от цели анализа. Так, для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия, для оценки уровня доходности производства отдельных видов продукции и определения коммер­ческой маржи используется маржинальная прибыль, для оценки доходности совокупного капитала — общая сумма прибыли от всех видов деятельности до выплаты процентов и налогов, для оценки рентабельности собственного капитала — чистая прибыль, для оценки устойчивости роста предприятия — капитализированная (реинвестированная) прибыль и т.д.

Нужно учитывать также неодинаковую значимость того или иного показателя прибыли и для разных категорий заинтересован­ных лиц. Для собственников предприятия важен конечный финан­совый результат — чистая прибыль, которую они могут изымать в виде дивидендов или реинвестировать с целью расширения мас­штабов деятельности и упрочения своих рыночных позиций. Для кредиторов размер чистой прибыли, который остается собствен­нику, не представляет интереса. Их больше интересует общая сум­ма прибыли до уплаты процентов и налогов, поскольку из нее они получают свою часть за ссуженный капитал. Государство же инте­ресует прибыль после уплаты процентов до вычета налогов, так как именно она служит источником поступления денег в бюджет. Поэтому желательно, чтобы внутренняя и внешняя финансовая отчетность давала сведения о финансовых результатах именно в таком разрезе.

Основные источники информации: данные аналитического бух­галтерского учета по счетам результатов, «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2), «Отчет об изменениях капитала» (форма № 3), соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.

В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы.

Таблица 2.1

Формирование прибыли организации, тыс.руб.

Показатели 2011 г 2012 г 2013 г Темп роста при­были, %
Выручка от продажи продукции, работ, услуг 97,35
Себестоимость проданной продукции, работ, услуг 135,19
Валовая прибыль 17,21
Прибыль от продажи 17,21
Проценты к получению - -
Сальдо прочих доходов и расходов 140,66
Прибыль на налогообложение 65,91
Налог на прибыль - - - -
Иные платежи из прибыли 71,54
Чистая прибыль 65,59

Как показывают данные табл. 2.1, общая выручки за исследуемый период уменьшилась на 3,6%., а себестоимость возросла на 35,2%.

Следует отметить также, что ООО «Первый мясокомбинат" не является плательщиком налога на прибыль. Темп роста чистой прибыли выше темпов роста общей суммы при­были, заработанной предприятием в отчетном году, что следует оценить положительно.

Наши рекомендации