Анализ формирования чистой прибыли

Чистая прибыль является одним из важнейших показателей конечных результатов деятельности организаций. Для расчета чистой прибыли необходимо из общей суммы прибыли отчетного периода вычесть сумму налогов и сборов, производимых из прибыли, а также расходов и платежей из прибыли.

Для анализа выполнения плана по сумме чистой прибыли составляется аналитическая таблица 4.12.

Таблица 4.12. Анализ формирования нераспределенной (чистой) прибыли

Показатель По плану По отчету Изменение, ±
млн.р. удельный вес, % млн.р. удельный вес, % (гр.3 – гр.1), млн.р. удельный вес (гр.4- гр.2), %
А
1. Прибыль отчетного года Х
2. Налоги и сборы, платежи и расходы из прибыли 30,2 35,8 5,6
3.Чрезвычайные доходы (+), чрезвычайные расходы (–) - - - - - -
4. Нераспределенная (чистая) прибыль (стр.1 – стр.2 ± стр.3) 69,8 64,2 -5,6

Как видно из таблицы, нераспределённая (чистая) прибыль в отчетном периоде составила 2679 млн. р., что на 317 млн.р. больше, чем планировалось . Увеличение чистой прибыли произошло за счет роста прибыли отчетного года на 792 млн. р. В результате увеличения доли налогов и платежей из прибыли на 5,6% в структуре валовой прибыли чистая прибыль сократилась на 475 млн. р. Чрезвычайных доходов и чрезвычайных расходов в данном отчетном периоде у предприятия не было.

В процессе дальнейшего анализа необходимо измерить влияние отдельных факторов на сумму чистой прибыли. Для отражения факторов изменения нераспределенной прибыли и определения уровня их влияния составляется таблица 4.13.

Таблица 4.13. Анализ факторов изменения нераспределенной

(чистой) прибыли, млн. р.

Показатель Алгоритм расчета Расчеты Влияние, ±
А
1. Чистая прибыль По данным табл.3.3 сравнить фактическую чистую прибыль за отчетный год с чистой прибылью по плану   2679-2362 = 317
2. Изменение чистой прибыли за счет факторов изменения валовой прибыли:   Валовая прибыль по отчету – Валовая прибыль по плану   6012-5584 = 428
- изменение объема реализованной продукции   ± Δп.о. = Δр% · Ппл (данные табл. 4.6)   (29732/29683-1)*5584=9,2 9,2
- изменение структуры реализованной продукции   ±Δп.стр = Пп.ф.о.– Ппл - Δп.о. (данные табл 4.6)   5831-5584-9,2 = 237,8 237,8
- изменение себестоимости реализованных товаров, продукции, работ и услуг (берется с обратным знаком)     ±Δп.себ. = Сф. – Сп.ф. (данные табл 4.6) 23768-23901 = -133
- изменение цен на реализованные товары, продукцию, работы и услуги   ±Δ п.ц. = Рф. – Рп.ф.о. (данные табл 4.6) 29780-29732 = 48


Продолжение табл.4.13

А
3. Изменение чистой прибыли за счет коммерческих и управленческих расходов (берется с обратным знаком) Фактическая сумма коммерческих и управленческих расходов по отчету сравнивается с их величиной по плану (табл. 4.3)     (1694+701)-(1830+772) = - 207  
4.Изменение чистой прибыли за счет формирования финансовых результатов от операционных доходов и расходов Определяются путем сравнения финансовых результатов от операционных доходов и расходов по отчету с плановыми данными (табл. 4.3 и данные табл. 4.4) 869-700 =169
5.Изменение чистой прибыли за счет финансовых результатов от внереализационных доходов и расходов Определяются и сравниваются данные финансовых результатов от внереализационных доходов и расходов по отчету с их финансовыми результатами по плану (табл. 4.3 и данные табл. 4.4) -312- (-300) = -12 -12
6. Изменение чистой прибыли за счет налогов из прибыли (берется с обратным знаком) Определяются путем сравнения налогов и платежей из прибыли по отчету с плановыми данными (табл. 4.3.и данные табл. 4.4) 1495-1020 = 475 -475
7.Изменение финансовых результатов за счет чрезвычайных доходов и расходов (табл.4.12) Полученные данные по отчету сравниваются с данными по плану (табл.4.12) - -
    ИТОГО Сумма факторов = Нераспределенная (чистая) прибыль по отчету – Нераспределенная (чистая) прибыль по плану 2679-2362 =317

Из приведенных расчетов в табл.4.13. видно, что план по чистой прибыли перевыполнен на 317 млн. р. Влияние факторов в общей сумме прироста чистой прибыли распределилось следующим образом:

§ Перевыполнение плана по валовой прибыли увеличило сумму чистой прибыли на 428 млн. р., в том числе:

- за счет увеличения объёма реализации на 0,165% валовая прибыль, а следовательно и чистая прибыль возросла на 9,2млн. р.;

- за счет изменения структуры реализованной продукции в сторону увеличения доли рентабельных видов продукции перевыполнение плана по чистой прибыли составило 237,8 млн. р.;

- за счет снижения себестоимости реализованной продукции по прямым переменным затратам валовая прибыль по сравнению с планом увеличилась на 133 млн. р.;

- за счет изменения цен валовая прибыль возросла на 48 млн. р.

§ Уменьшение управленческих и коммерческих расходов положительно повлияло на чистую прибыль и вызвало ее увеличение на 207 млн. р.;

§ Увеличение финансовых результатов от операционных доходов и расходов привело к росту планируемой прибыли на 169 млн. р.;

§ За счет отрицательного результата от внереализационных доходов и расходов валовая прибыль уменьшилась на 12 млн. р. Предприятию следует обратить внимание на состав и содержание своих внереализационных расходов (штрафы, пени, дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, убытки прошлых лет и т.д.), так как наблюдается превышение их над внереализационными доходами, и принять меры для предотвращения появления и снижения непредвиденных расходов.

§ Увеличение налоговых платежей и расходов из прибыли в отчетном периоде по сравнению с планом привело к уменьшению чистой прибыли на 475 млн. р.

Общее влияние факторов составляет:

(9,2+237,8+133+48)+207+169-12-475=317млн.р.

Положительное влияние на размер чистой прибыли оказали следующие факторы:

- увеличение объема реализации;

- изменение структуры реализованной продукции;

- снижение себестоимости реализованной продукции по прямым переменным затратам;

- повышение цен на реализованную продукцию;

- снижение суммы управленческих и коммерческих расходов;

- превышение операционных доходов над операционными расходами.

Остальные факторы (отрицательный результат по внереализационным операциям, рост налогов) вызвали уменьшение суммы фактической чистой прибыли по сравнению с планом.

Анализ рентабельности

Рентабельность – важнейший показатель эффективности деятельности предприятия, выражающий относительную величину прибыли. Рентабельность определяется различными показателями, характеризующими финансовые результаты и эффективность деятельности организации.

В таблице 4.14 приведены показатели рентабельности реализованной продукции по методике исчисления прибыли к себестоимости, включая управленческие и коммерческие расходы, и прибыли от реализации к объему реализации.

Таблица 4.14. Расчет показателей рентабельности проданных товаров, продукции, работ и услуг

Показатель По плану По отчету Изменение, ±
А
1. Выручка (нетто) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за вычетом налогов и сборов из выручки (табл. 4.3), млн.р.
2. Полная себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг) (табл.4.3), млн.р. -538
2.1 Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ и услуг по прямым переменным затратам (табл.4.3), млн. р. -331
2.2 Управленческие и коммерческие расходы, млн.р. -207
3. Валовая прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (табл.4.4), млн. р.
4. Прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (валовая прибыль – управленческие и коммерческие расходы) (табл.4.3), млн. р.
5. Нераспределенная (чистая) прибыль, (табл.4.3), млн. р.
6. Рентабельность реализованной продукции, исчисленная по валовой прибыли, прибыли от реализации и нераспределенной (чистой) прибыли по отношению к себестоимости и к выручке (нетто) от реализации: - - -

Окончание табл. 4.14

А
6.1. (Валовая прибыль / Себестоимость реализованных товаров и продукции по прямым переменным затратам) · 100, % ((стр.3 / стр.2.1)·100) 23,2 25,3 2,1
6.2. (Валовая прибыль / Выручка (нетто) от реализации за вычетом налогов из реализации) · 100, % ((стр.3 / стр.1)·100) 18,8 20,2 1,4
6.3. (Прибыль от реализации / Полная себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг)) · 100, % ((стр.4 / стр.2) ·100) 11,2 13,8 2,6
6.4. (Прибыль от реализации / Выручка (нетто) от реализации) · 100, % ((стр.4 / стр.1) · 100) 10,0 12,1 2,1
6.5. (Нераспределенная (чистая) прибыль / Выручка (нетто) от реализации за вычетом налогов из реализации) · 100, % ((стр.5 / стр.1) · 100) 8,0 9,0 1,0
6.6. Нераспределенная (чистая) прибыль / Полная себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг)) · 100, % ((стр.5/стр.2) · 100) 8,8 10,2 1,4

В результате анализа показателей рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг, можно сделать следующие выводы:

1.Рентабельность, исчисленная по валовой прибыли к себестоимости реализованных товаров и продукции по прямым переменным затратам, в отчетном периоде составила 25,3% и увеличилась по сравнению с планом на 2,1%. Это значит, что фактически на 1 рубль, вложенный в прямые переменные затраты произведенной и реализованной продукции, получено 25,3 копеек валовой прибыли вместо 23,2 коп. по плану.

2. Рентабельность, исчисленная по валовой прибыли к выручке-нетто от реализации продукции, в отчетном периоде составила 20,2%, возросла по сравнению с планом на 1,4%.Из этого следует, что на 1 рубль выручки-нетто фактически приходится 20,2 копеек валовой прибыли вместо 18,8 планируемых.

3. Рентабельность, исчисленная по прибыли от реализации к полной себестоимости продукции (себестоимость реализованной продукции по прямым переменным затратам + коммерческие и управленческие расходы), возросла на 2,6% по сравнению с плановым показателем, т.е. фактическая прибыль от реализации на 1 рубль полной себестоимости составила 13,8 копеек вместо 11,2 по плану.

Влияние факторов на данный показатель рентабельности можно рассчитать методом цепных подстановок, используя при этом следующую факторную модель рентабельности:

R= ПР/ (Спр + КУр)·100,

где ПР – прибыль от реализации;

Спр – себестоимость реализованных товаров, продукции, работ и услуг по прямым переменным затратам;

КУр – сумма коммерческих и управленческих расходов.

Алгоритм расчета:

Rпл = ПРпл/ (Спрпл + КУрпл)·100 = 2982 / (24099+2602)·100=11,2%

Rусл1 = ПРф/ (Спрпл + КУрпл)·100 = 3617 /(24099+2602)·100=13,5%

Rусл2 = ПРф/ (Спрф + КУрпл)·100 = 3617 /(23768+2602)·100=13,7%

Rф = ПРф/ (Спрф + КУрф)·100 = 3617 /(23768+2395)·100=13,8%

Δ Rобщ = Rф- Rпл=13,8-11,2=2,6%

Изменение рентабельности за счет:

- увеличения прибыли от реализации

Δ RПР = Rусл1- Rпл =13,5-11,2 =+2,3%;

- снижения себестоимости реализованной продукции по прямым переменным затратам

Δ RСпр = Rусл2 - Rусл1 =13,7-13,5 =+0,2%;

- снижения управленческих и коммерческих расходов

Δ RКУр = Rф - Rусл2 =13,8-13,7 =+0,1%

___________________________________

Итого +2,6%

4. Рентабельность продаж, исчисленная по прибыли от реализации к выручке-нетто, в отчетном периоде составила 12,1% вместо планируемых 10,0%. Перевыполнение плана составило 2,1%.

Рассчитаем влияние факторов на данный показатель методом цепных подстановок:

R= Прибыль от реализации/Выручка-нетто·100%

Rпл= Прибыль от реализациипл /Выручка-неттопл ·100= 2982/29683·100= 10,0%

Rусл= Прибыль от реализацииф /Выручка-неттопл·100= 3617/29683 ·100= 12,2%

Rф = Прибыль от реализацииф / Выручка-неттоф ·100 = 3617/29780·100= 12,1%

Δ R= Rф- Rпл=12,1-10,0=+2,1%

Изменение рентабельности, исчисленной по прибыли от реализации к выручке-нетто, за счет:

- увеличения прибыли от реализации

Δ RПР= Rусл- Rпл =12,2-10,0=2,2%;

- снижения выручки-нетто

Δ RВ= Rф - Rусл =12,1-12,2= -0,1%

______________________________

Итого +2,1%

5. Рентабельность, исчисленная по чистой прибыли к выручке-нетто фактически в отчетном периоде составила 9,0% против 8,0% по плану. Другими словами, на 1 рубль выручки от реализации пришлось на 1 копейку больше, чем планировалось.

6. Рентабельность, исчисленная по чистой прибыли к полной себестоимости, фактически составила 10,2% против 8,8% по плану. Перевыполнение плана - 1,4%.

Таким образом, показатели рентабельности на данном предприятии достаточно высоки и превышают планируемые. Это связано с тем, что показатели прибыли по сравнению с планом возросли в большей степени, чем показатели выручки и себестоимости.

Наши рекомендации