Тема 5.3. Анализ показателей рентабельности с учетом факторов налогообложения
Наиболее часто в отечественной аналитической практике для характеристики экономической эффективности используются показатели рентабельности: рентабельность продаж, рентабельность затрат и рентабельность капитала. В числителе этих показателей — один из видов бухгалтерской прибыли, наиболее точно определяющий эффект вида ресурса, указанного в знаменателе.
Рассмотрим наиболее распространенные способы расчета показателей рентабельности.
Рентабельность продаж показывает, сколько процентов прибыли от продаж приходится на рубль выручки:
Рпр= Ппр: Впр* 100 %, (5.3)
где Рпр— рентабельность продаж; Ппр— прибыль (убыток) от продаж; Впр— выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей);
Общее изменения уровня показателя рентабельности продаж, в процентах:
DРЕНпр% = (1/Втек*Пптек - 1/Вбаз*Ппбаз)*100% , (5.4)
где Втек иВбаз- выручка нетто от продаж в текущем и базисном периодах соответственно;Пптек иПпбаз- прибыль от продаж в текущем и базисном периодах соответственно;
Изменение рентабельности продаж может происходить под влиянием двух факторов: изменения прибыли от продаж и изменения выручки:
DРЕНпр% = DРЕНпр∆Пп+DРЕНпр∆в , (5.5)
где ∆РЕНпр∆Пп- изменение рентабельности продаж (в процентах) под влиянием изменения прибыли от продаж (в абсолютном выражении); ∆РЕНпр∆в- изменение рентабельности продаж (в процентах) под влиянием изменения выручки от продаж (в абсолютном выражении)
Изменение рентабельности продаж под влиянием изменения выручки при неизменной прибыли от продаж (DПп=0)характеризуется следующим выражением:
DРЕНпр%∆в = Ппбаз*(1/Втек - 1/Вбаз) * 100% (5.6)
Изменение рентабельности продаж под влиянием изменения прибыли характеризует следующее выражение:
DРЕНпр%∆ Пп= 1/Втек* DПп * 100% (5.7)
Изменение рентабельности продаж под влиянием изменения прибыли от продаж с учетом налогов, включаемых в себестоимость:
DРЕНпр%∆ Пп= 1/Втек* (DВ - DСнн - DНс) * 100% (5.8)
гдеDВ-изменение выручки в текущем периоде по сравнению с базисным; ∆Снн– изменение неналоговых факторов себестоимости ;DНс– изменение налоговых факторов себестоимости.
Изменение уровня показатель рентабельности продаж под влиянием изменения уровня налогов, входящих в себестоимость (относимых на расходы):
DРЕНпр%∆ Нс = 1/Втек* (-DНс) * 100% (5.9)
Рассмотрим пример, в котором произведем оценку влияния на рентабельность продаж изменения в одном из налогов, относимых на расходы двумя способами. По первому способу рассчитаем изменение рентабельности через ее расчет до и после изменений. По второму способу для определения изменения рентабельности воспользуемся аналитическим выражением 5.9.
Пример 5.3
Оценим влияние на рентабельность продаж снижения налоговых издержек, входящих в состав себестоимости проданных товаров, а также коммерческих и управленческих расходов, связанных с их реализацией. Налоговые издержки организации составляли 7005 тыс. руб. и снизились за анализируемый период на 756 тыс. руб. Выручка (нетто) от продажи товаров составила 54 678 тыс. руб. Себестоимость проданных товаров составляет 23 349 тыс. руб., величина коммерческих и управленческих расходов (без НДС) — 3608 тыс. руб.
Произведем расчет и сопоставление показателей рентабельности продаж, выполнив следующую последовательность действий:
1) рассчитаем налоговые издержки после снижения: 7005 – 756 = 6249 тыс. руб.;
2) рассчитаем величину прибыли (убытка) от продаж для двух вариантов:
• без снижения налогов: Ппр= 54 678 – 23 349 – 3608 – 7005 = 20 716 (тыс. руб.);
• с учетом снижения налогов: Ппр= 54 678 – 23 349 – 3608 – 6249 = 21 472 (тыс. руб.);
3) рассчитаем значение показателя рентабельности продаж:
• без снижения налогов: Рпр= 20 716 тыс. руб. : 54 678 тыс. руб. * 100 % = = 37,9 %;
• с учетом снижения налогов: Рпр= 21 472 тыс. руб. : 54 678 тыс. руб. * 100 % = 39,3 %;
4) сопоставим значения показателей рентабельности продаж: 39,3 % – 37,9 % = = 1,4 %
5) изменение рентабельности продаж, рассчитанное на основе применения аналитического выражения (5.9) 756 / 54 678 * 100 % = 1,4 % - результат тот же, что и при традиционном способе, но получен значительно проще
Снижение суммы налогов на 756 тыс. руб. позволяет увеличить показатель рентабельности продаж организации на 1,4%.
Следует отметить, что рентабельность продаж является одним из показателей, используемых налоговыми органами при планировании выездных проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок"). При этом расчет рентабельности продаж отличается от общепринятого: рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг определяется как соотношение величины сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продаж и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг.
Рассмотрим, каким образом налоговые факторы, и их изменение могут влиять на рентабельность затрат. Для этого сначала вспомним аналитическое выражение рентабельности затрат:
Рзатр= Пдн: Рп* 100 % (5.10)
где Рзатр— рентабельность затрат; Пдн— прибыль (убыток) до налогообложения; Рп—расходы, учитываемые при формировании прибыли (убытка) до налогообложения;
Рентабельность совокупных затрат показывает сколько процентов прибыли до налогообложения приходится на рубль авансированных расходов.
Рассмотрим механизм анализа влияния налогов, включаемых в расходы при расчете прибыли до налогообложения (бухгалтерской) на рентабельность совокупных затрат.
С выявлением влияния налогов, можно дать следующие характеристики:
·уровня рентабельности совокупных затрат (РЕНз%):
РЕНз% = [(Дб – Рнн - Нр) / (Рнн + Нр) ] *100% (5.11)
где Дб- доходы бухгалтерские; Рнн- расходы неналоговые; Нр-налоговые расходы (налоги, относимые на расходы);
·изменения рентабельности совокупных затрат (∆РЕНз%):
∆РЕНз%=∆РЕНз%∆Дб+∆РЕН%з∆Рнн + +∆РЕН%з∆Нр (5.12)
где ∆РЕНз%∆Дб– изменение рентабельности совокупных затрат, обусловленное изменением суммы бухгалтерских доходов;∆РЕН%з∆Рнн– изменение рентабельности затрат, вследствие изменения неналоговых расходов;∆РЕН%з∆Нр – изменение рентабельности затрат под влиянием изменения налогов, относимых на расходы
·изменения рентабельности совокупных затрат под влиянием изменения бухгалтерских расходов (∆РЕНз%∆Рб):
∆РЕНз%∆Рб = Пббаз* [1/(Рннтек+ Нртек)- 1/(Рннбаз+ Нрбаз)] * 100% (5.13)
гдеПббаз– прибыль бухгалтерская в базисном периоде;Рннтеки Рннбаз– неналоговые расходы текущего и базисного периодов соответственно;НртекиНрбаз– налоги относимые на расходы в текущем и базисном периодах, соответственно.
·изменение рентабельности совокупных затрат под влиянием изменения прибыли (∆РЕНз%∆Пб):
∆РЕНз%∆Пб = (∆Дб - ∆Рнн -∆Нр) / (Рннтек+ НРтек) * 100% (5.14)
где ∆Дб– изменение суммы доходов (бухгалтерских) в текущем периоде по сравнению с базисным;∆Рнн–изменение суммы расходов неналогового характера; ∆Нр–изменение суммы налогов, относимых на расходы;
·изменение рентабельности совокупных затрат под влиянием изменений налогах (∆РЕНз%∆ Н):
∆РЕНз%∆ Н= [(Пббаз/Нртек - Пббаз/Нрбаз) - (∆Нр) ]/(Рннтек+Нртек) *100% (5.15)
Выражение (5.15), характеризующее изменение рентабельности затрат, под влиянием всей совокупности налогов, относимых на расходы, получилось достаточно громоздким, поэтому целесообразно остановиться на традиционной методике расчета показателя рентабельности затрат «до» и «после» изменений в налоговых показателях.
Рассмотрим пример, в котором произведем оценку влияния на рентабельность затрат изменений в налоге на имущество с 1 января 2014 года. Рассмотрение такого примера обусловлено тем, что изменение в налогообложении затронули два вида элементов налога: ставку и базу. Кроме того, такого рода изменение в обложении налогом на имущество затрагивает сумму налогов, относимых на расходы, изменение которых влияет на значение показателя рентабельности совокупных затрат.
Пример 5.4
Произведем оценку влияния на рентабельность затрат изменения порядка определения налоговой базы и ставки налога на имущество в 2014 году.
В 2014 году налог на имущество по торговому центру, находящемуся на балансе организации, исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Налоговая база по налогу на имущество в базовом периоде составляет 600 тыс. руб., в отчетном периоде — 1600 тыс. руб. Значение ставки изменилось с 2,2 % в базовом периоде до 1,5 % в отчетном периоде. Величина расходов, учитываемых при формировании бухгалтерской прибыли, изменилась с 357 тыс. руб. в базовом периоде до 425 тыс. руб. в отчетном периоде, а величина прибыли до налогообложения с 71 тыс. руб. до 92 тыс. руб.
Для выявления влияния изменения в налоге на имущество на рентабельность затрат проведем следующие расчеты:
1) рассчитаем налог на имущество:
• в базовом периоде: 600 000 руб. * 0,022 = 13 200 руб.;
• в отчетном периоде: 1 600 000 руб. * 0,015 = 24 000 руб.;
2) вычислим величину изменения расходов, связанных с формированием бухгалтерской прибыли, под влиянием изменения налога на имущество: DНимущ= 24 000 – 13 200 = 10 800 руб.;
3) определим величину суммы расходов организации в отчетном периоде при сохранении порядка исчисления налога на имущество: 425 000 руб. – 10 800 руб. = 414 200 руб.;
4) определим величину бухгалтерской прибыли в отчетном периоде при сохранении порядка исчисления налога на имущество: 92 000 руб. + 10 800 руб. = 102 800 руб.;
5) рассчитаем рентабельность затрат:
• в базовом периоде: (71 000 руб. : 357 000 руб.) * 100 % = 19,9 % ;
• в отчетном периоде: (92 000 руб. : 425 000 руб.) * 100 % = 21,6 % ;
• в отчетном периоде без учета изменения налога — (102 800 руб. : 414 200 руб.) * 100 % = 24,8 %;
6) определим влияние увеличения налога на имущество на рентабельность затрат: 24,8 – 21,6 = 3,2 % .
В результате роста суммы налога на имущество в отчетном периоде показатель рентабельности затрат снизился с 24,8 % до 21,6 % , то есть на 3,2 процентных пункта.
Пример 5.5
Оценим влияние на изменение показателя рентабельность затрат, исчисленного исходя из прибыли до налогообложения, изменения ставки налога на имущество организаций.
Исходные данные представлены в таблице 5.2.
Таблица 5.2
Показатель | Плановое значение | ||
2014 год | 2015 год | 2016 год | |
Кадастровая стоимость имущества, тыс. руб. | 12 300 | 12 300 | 12 300 |
Ставка налога на имущество, % | 1,5 | 1,7 | 2 |
Сумма расходов, участвующих в формировании бухгалтерской прибыли, тыс. руб. | 2200 | 2150 | 2100 |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. | 630 | 650 | 680 |
Произведем следующие расчеты.
1. Рассчитаем налог на имущество организаций:
2014 год: 12 300 х 0,015 = 184,5 тыс. руб.;
2015 год: 12 300 х 0,017 = 209,1 тыс. руб.;
2016 год: 12 300 х 0,02 = 246,0 тыс. руб.
2. Рассчитаем рентабельность затрат:
2014 год: 630 : 2200 * 100 % = 28,6 %; 0,525
2015 год: 650 : 2150 * 100 % = 30,2 %; 0,565
2016 год: 680 : 2100 * 100 % = 32,4 %. 0,618
3. Налог на имущество, рассчитанный по ставке 2014 года, составит:
2015 и 2016 годы: 12 300 х 1,5 % = 184,5 тыс. руб.
4. Рассчитаем рентабельность затрат при сохранении налога на имущество на уровне 2014 года:
2015 год: (650 + 209,1 – 184,5): (2150 – 209,1 + 184,5)* 100 % = 674,6 : 2125,4 * 100 % = 31,7 %;
2016 год: (680 + 246,0 – 184,5) : (2100 – 246,0 + 184,5) * 100 % = 741,5 : 2038,5 * 100 % = 36,4 %.
5. Определим изменение рентабельности затрат вследствие изменения ставки налога на имущество:
2015 год: 30,2 % – 31,7 % = - 1,5 %;
2016 год: 32,4 % – 36,4 % = - 4 %.
В связи с ежегодным увеличением ставки налога на имущество организаций по объектам недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, показатель рентабельности затрат в 2015 году снизится на 1,5 процентных пункта, а в 2016 году – на 4 процентных пункта.
Среди основных показателей рентабельности под наибольшим влиянием от сумм налогов и их изменений находится показатель рентабельности капитала:
Ркапит= ЧП : К х 100 % (5.16)
где Ркапит- рентабельность капитала; ЧП — чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода); К- сумма капитала организации (валюта баланса), исчисленная как среднее значение за отчетный период.
Рентабельность капитала показывает, сколько процентов чистой прибыли текущего периода приходится на рубль средней балансовой стоимости задействованного капитала
Анализ влияния показателей налогообложения прибыли на рентабельность капитала, исчисленную на чистой (нераспределенной) прибыли предполагает расчет следующих показателей
·изменение рентабельности капитала под влиянием всех факторов, участвовавших в его формировании:
∆РЕНк%= [(0,80*(Пбтек/Ксртек–Пббаз/Ксрбаз)+(∆ПНО–∆ПНА-∆ОНА+∆ОНО)/Ксрбаз+(ПНОтек–ПНАтек-ОНАтек + ОНОтек) /(Ксрбаз* Ксртек)] * 100% (5.17)
где Пбтек и Пббаз–прибыль бухгалтерская в текущем и в базисном периодах соответственно; Ксртек иКсрбаз–средняя за текущий и базисный период величина капитала (валюта баланса); ∆ПНО и∆ПНА и∆ОНА и∆ОНО– изменение сумм ПНО, ПНА,ОНА и ОНО в текущем периоде по сравнению с базисным; ПНОтек иПНАтекиОНАтек иОНОтек–суммы ПНО, ПНА,ОНА и ОНО в текущем периоде
·изменение рентабельности капитала под влиянием факторов формирования налога на прибыль:
∆РЕНк%нал= [-0,20*(Пбтек/Ксртек–Пббаз/Ксрбаз)+(∆ПНО–∆ПНА-∆ОНА+∆ОНО)/Ксрбаз+(ПНОтек–ПНАтек-ОНАтек+ОНОтек)/(Ксрбаз*Ксртек)] *100% (5.18)
На показатель рентабельности капитала, помимо всех налогов, относимых на расходы, оказывает влияние налог на прибыль. Проанализируем, как может повлиять на рентабельность капитала организации изменение региональной составляющей ставки налога на прибыль.
Пример 5.6
Используя абсолютные и относительные показатели, оценим, как изменится рентабельность капитала, исчисленная на чистой прибыли, в связи с изменением региональной составляющей ставки налога на прибыль с 18% до 16% при следующих значениях налоговых и неналоговых показателей финансово-хозяйственной деятельности организации-налогоплательщика. Налогооблагаемая прибыль 1 367 250 руб. совпадает с прибылью до налогообложения ввиду отсутствия постоянных и временных разниц. Величина капитала организации до образования чистой прибыли составляла 6 450 670 рублей.
Для оценки влияния изменений в налогообложении прибыли на рентабельность капитала произведем следующие расчеты:
1) сумма начисленного налога на прибыль:
а) при ставке 18 %: 1 367 250 * 0,18 = 246 105 руб.;
б) при ставке 20 %: 1 367 250 * 0,20 = 273 450 руб.;
в) изменение в условиях снижения ставки 246 105 – 273 450 = - 27 345 руб. – снижение;
2) сумма чистой (нераспределенной) прибыли:
а) при ставке 18 %: 1 367 250 – 246 105 = 1 121 145 руб.;
б) при ставке 20 %: 1 367 250 – 273 450 = 1 093 800 руб.;
в) изменение в условиях снижения ставки 1 121 145 – 1 039 110 = 82 035 руб. увеличение;
3) рентабельность капитала, рассчитанная на чистой прибыли:
а) при ставке 18 %: 1 121 145 / (6 450 670+1 121 145)*100 % = 14,8 %;
б) при ставке 20 %: 1 093 800 /(6 450 670 + 1 093 800)*100 % = 14,5 %;
в) изменение в условиях снижения ставки – 14,8 – 14,5 = 0,3 % - увеличение.
На основании проведенных расчетов можно сделать следующие выводы. Вследствие снижения ставки налога на прибыль с 20 % до 18 % рентабельность капитала увеличится на 0,3 % и составит 14,8 %, что, в любом случае, недостаточно в условиях современной стоимости кредитных источников.
Характеризуя взаимосвязь налоговых издержек и показателей экономической эффективности, отметим, что налоговые издержки снижают любой из показателей рентабельности, исчисленной исходя из бухгалтерской прибыли. Однако на каждый из них влияет своя совокупность налогов, учитываемая при формировании соответствующего вида прибыли.
Так, на рентабельность продаж оказывают влияние те виды налоговых издержек, которые в бухгалтерском учете относят на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, или которые входят в состав коммерческих или управленческих расходов (например, единый социальный налог).
По мере приближения к чистой прибыли налоговая нагрузка неуклонно возрастает. На показатель рентабельности затрат наряду с налогами, оказавшими влияние на рентабельность продаж, также влияют налог на имущество организаций и другие налоги, не включаемые в себестоимость продукции и учитываемые в качестве прочих расходов организации (при формировании показателя «Прибыль (убыток) до налогообложения»).
Таким образом, очевидно, что чем точнее показатель отражает конечные экономический эффект или экономическую эффективность хозяйственной деятельности организации с точки зрения ее собственников (то есть чем он ближе по этапу формирования к чистой прибыли), тем большее влияние оказывает на него уровень налоговых издержек организации
Наряду с приведенными показателями рентабельности могут рассчитываться и другие показатели, характеризующие относительную экономическую эффективность как хозяйственной деятельности в целом, так и отдельных ее аспектов. Рост уровня показателей рентабельности, то есть его положительная динамика, всегда расценивается как позитивный факт.
Каким же должен быть сам уровень показателей рентабельности? Ответ на этот вопрос не прост, поскольку сегодня практически не установлены количественно определенные рекомендуемые значения рентабельности по отраслям народного хозяйства.
Вместе с тем налоговые органы при отборе организаций для проведения выездных налоговых проверок активно используют показатели рентабельности продаж и активов (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок").
В связи с введением с 1 января 2012 года нового порядка контроля за ценами по сделкам между взаимозависимыми лицами статьей 105.8 НК РФ установлены следующие показатели рентабельности и порядок их расчета:
1. валовая рентабельность (Рвал):
Рвал = Пвал : Вн (5.19)
где Пвал - валовая прибыль, Вн - выручка от продаж (нетто) без учета акцизов и НДС;
2. валовая рентабельность затрат (Рзв):
Рзв = Пвал : Сс (5.20)
где Сс - себестоимость проданных товаров (работ, услуг);
3. рентабельность продаж (Рп):
Рп = Пп : Вн (5.21)
где Пп - прибыль от продаж;
4. рентабельность затрат (Рзатр):
Рзатр = Пп : (Сс + КиУР) (5.22)
где Сс - себестоимость проданных товаров (работ, услуг), КиУР - коммерческие и управленческие расходы, связанные с продажей товаров (работ, услуг);
5. рентабельность коммерческих и управленческих расходов (Ркиур):
Ркиур = Пвал : КиУР (5.23)
6. рентабельность активов (РА):
РА = Пп : Атек (5.24)
где Атек - текущая рыночная стоимость активов (внеоборотных и оборотных), прямо или косвенно используемых в анализируемой сделке.
Показатели рентабельности определяются для российских организаций на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности. Исключением являются активы, которые принимаются в расчет по текущей рыночной стоимости. И только в отсутствие необходимой информации о текущей рыночной стоимости активов рентабельность активов может определяться на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Рассмотрим расчет показателей на примере.
Пример 5.7
На основании исходных данных, представленных в таблице 5.3, рассчитайте значения показателей рентабельности по статье 105.8 НК РФ.
Таблица 5.3
Показатель | Значение, тыс. руб. |
Выручка от продаж (без НДС) | 2015 |
Себестоимость проданных товаров | 1678 |
Сумма коммерческих и управленческих расходов, связанных с продажей | 150 |
Текущая рыночная стоимость внеоборотных и оборотных активов, прямо или косвенно используемых в анализируемой сделке | 4532 |
Произведем расчеты:
- валовая рентабельность: (2015 - 1678) : 2015 = 0,167;
- валовая рентабельность затрат: (2015 - 1678) :1678 = 0,201;
- рентабельность продаж: (2015 – 1678 - 150) : 2015 = 0,093;
- рентабельность затрат: (2015 – 1678 - 150) : (1678 + 150) = 0,102;
- рентабельность коммерческих и управленческих расходов: (2015 - 1678) : 150 = 2,247;
- рентабельность активов = (2015 – 1678 - 150) : 4532 = 0,041
Рассчитанные показатели рентабельности используются при определении доходов (прибыли, выручки) для целей налогообложения по сделкам между взаимозависимыми лицами.
При проведении налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами налоговые органы используют методы, предусмотренные п. 1 ст. 105.7 НК РФ:
1) метод сопоставимых рыночных цен;
2) метод цены последующей реализации;
3) затратный метод;
4) метод сопоставимой рентабельности;
5) метод распределения прибыли.
В целях применения методов, указанных в 2 – 4 пунктах, определяются минимальное и максимальное значения интервала рентабельности (п. 4 ст. 105.8 НК РФ):
1) совокупность значений рентабельности, которые используются для определения интервала рентабельности, упорядочивается по возрастанию, в т.ч. в выборку включаются одинаковые значения. При этом каждому значению рентабельности, начиная с минимального, присваивается порядковый номер. При определении интервала рентабельности не учитывается рентабельность анализируемой сделки;
2) минимальное значение интервала рентабельности определяется:
если частное от деления на четыре числа значений рентабельности в выборке является целым числом, то минимальным значением интервала рентабельности признается среднее арифметическое значения рентабельности, имеющего в выборке порядковый номер, равный этому целому числу, и значения рентабельности, имеющего следующий по возрастанию порядковый номер в этой выборке;
если частное от деления на четыре числа значений рентабельности в выборке не является целым числом, то минимальным значением интервала рентабельности признается значение рентабельности, имеющее в выборке порядковый номер, равный целой части этого дробного числа, увеличенной на единицу;
3) максимальное значение интервала рентабельности определяется:
если произведение 0,75 и числа значений рентабельности в выборке - целое число, то максимальным значением интервала рентабельности признается среднее арифметическое значения рентабельности, имеющего в выборке порядковый номер, равный этому целому числу, и значения рентабельности, имеющего следующий по возрастанию порядковый номер в этой выборке;
если произведение 0,75 и числа значений рентабельности в выборке не является целым числом, то максимальным значением интервала рентабельности признается значение рентабельности, имеющее в выборке порядковый номер, равный целой части этого дробного числа, увеличенной на единицу.
Рассмотрим пример определения интервалов рентабельности.
Пример 5.8
Определим интервалы рентабельности по сделке с взаимозависимыми лицами ООО «Гера» на основании исходных данных, представленных в таблице 5.4. Взаимозависимость между другими компаниями исключена.
Таблица 5.4
Компания | Валовая рентабельность |
ООО «Абсолют» | 0,100 |
ООО «Вектор» | 0,158 |
ООО «Свет» | 0,132 |
ООО «Дельта» | 0,172 |
ООО «Ева» | 0,396 |
ООО «Фитиль» | 0,070 |
ООО «Гера» | 0,254 |
ООО «Х-Фактор» | 0,178 |
Исключим из выборки ООО «Гера».
Определим порядковые номера компаний в выборке:
1 - ООО «Фитиль»
2 - ООО «Абсолют»
3 - ООО «Свет»
4 - ООО «Вектор»
5 - ООО «Дельта»
6 - ООО «Х-Фактор»
7 - ООО «Ева».
Определим минимальное значение интервала рентабельности: 7 : 4 = 1,75 – не целое число.
1 – целая часть дробного числа.
1+1 = 2 → ООО «Абсолют» → 0,100 – минимальное значение интервала рентабельности.
Определим максимальное значение интервала рентабельности: 0,75 * 7 = 5,25 – не целое число.
5 + 1 = 6 → ООО «Х-Фактор» → 0,178 – максимальное значение интервала рентабельности.