Тема 4.2. Анализ показателей рентабельности с учетом факторов налогообложения

Наиболее часто в отечественной аналитической практике для характеристики экономической эффективности используются показатели рентабельности: рентабельность продаж, рентабельность затрат и рентабельность капитала. В числителе этих показателей — один из видов бухгалтерской прибыли, наиболее точно определяющий эффект вида ресурса, указанного в знаменателе.

Рассмотрим наиболее распространенные способы расчета показателей рентабельности.

Рентабельность продаж показывает, сколько процентов прибыли от продаж приходится на рубль выручки:

Рпр= Ппр: Впр* 100 %, (4.15)

где Рпр— рентабельность продаж; Ппр— прибыль (убыток) от продаж; Впр— выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ ­услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей);

Общее изменения уровня показателя рентабельности продаж, в процентах:

DРЕНпр% = (Пптектек - Ппбазбаз)*100% , (4.16)

где Втек иВбаз- выручка нетто от продаж в текущем и базисном периодах соответственно;Пптек иПпбаз- прибыль от продаж в текущем и базисном периодах соответственно;

Изменение рентабельности продаж может происходить под влиянием двух факторов: изменения прибыли от продаж и изменения выручки. Однако необходимо учитывать, что на изменение прибыли от продаж наряду с показателями себестоимости, коммерческих, управленческих расходов может оказать влияние и изменение выручки. То есть необходим более детальный факторный анализ.

DРЕНпр% = DРЕНпр∆Пп+DРЕНпр∆в , (4.17)

где ∆РЕНпр∆Пп- изменение рентабельности продаж (в процентах) под влиянием изменения прибыли от продаж (в абсолютном выражении); ∆РЕНпр∆в- изменение рентабельности продаж (в процентах) под влиянием изменения выручки от продаж (в абсолютном выражении)

Изменение рентабельности продаж под влиянием изменения выручки при неизменной прибыли от продаж (DПп=0)характеризуется следующим выражением:

DРЕНпр%∆в = Ппбаз*(1/Втек - 1/Вбаз) * 100% (4.18)

Изменение рентабельности продаж под влиянием изменения прибыли характеризует следующее выражение:

DРЕНпр%∆ Пп= 1/Втек* DПп * 100% (4.19)

Изменение рентабельности продаж под влиянием изменения прибыли от продаж с учетом налогов, включаемых в себестоимость:

DРЕНпр%∆ Пп= 1/Втек* (DВ - DСнн - DНс) * 100% (4.20)

гдеDВ-изменение выручки в текущем периоде по сравнению с базисным; ∆Снн– изменение неналоговых факторов себестоимости;DНс– изменение налоговых факторов себестоимости.

Изменение уровня показатель рентабельности продаж под влиянием изменения уровня налогов, входящих в себестоимость (относимых на расходы):

DРЕНпр%∆ Нс = (-DНс) /Втек* 100% (4.21)

Рассмотрим пример, в котором произведем оценку влияния на рентабельность продаж изменения в одном из налогов, относимых на расходы двумя способами.

Пример 4.2

Оценим влияние на рентабельность продаж снижения налоговых издержек, входящих в состав себестоимости проданных товаров, а также коммерческих и управленческих расходов, связанных с их реализацией. Налоговые издержки организации составляли 7005 тыс. руб. и снизились за анализируемый период на 756 тыс. руб. Выручка (нетто) от продажи товаров составила 54 678 тыс. руб. Себестоимость проданных товаров составляет 23 349 тыс. руб., величина коммерческих и управленческих расходов (без НДС) — 3608 тыс. руб.

Произведем расчет и сопоставление показателей рентабельности продаж, выполнив следующую последовательность действий:

1) рассчитаем налоговые издержки после снижения: 7005 – 756 = 6249 тыс. руб.;

2) рассчитаем величину прибыли (убытка) от продаж для двух вариантов:

• без снижения налогов: Ппр= 54 678 – 23 349 – 3608 – 7005 = 20 716 (тыс. руб.);

• с учетом снижения налогов: Ппр= 54 678 – 23 349 – 3608 – 6249 = 21 472 (тыс. руб.);

3) рассчитаем значение показателя рентабельности продаж:

• без снижения налогов: Рпр= 20 716 тыс. руб. : 54 678 тыс. руб. * 100 % = = 37,9 %;

• с учетом снижения налогов: Рпр= 21 472 тыс. руб. : 54 678 тыс. руб. * 100 % = 39,3 %;

4) сопоставим значения показателей рентабельности продаж: 39,3 % – 37,9 % = = 1,4 %

5) изменение рентабельности продаж, рассчитанное на основе применения аналитического выражения 756 / 54 678 * 100 % = 1,4 % - результат тот же, что и при традиционном способе, но получен значительно проще

Снижение суммы налогов на 756 тыс. руб. позволяет увеличить показатель рентабельности продаж организации на 1,4%.

Следует отметить, что рентабельность продаж является одним из показателей, используемых налоговыми органами при планировании выездных проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок"). При этом расчет рентабельности продаж отличается от общепринятого: рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг определяется как соотношение величины сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продаж и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг.

Рассмотрим, каким образом налоговые факторы, и их изменение могут влиять на рентабельность затрат. Аналитическое выражение рентабельности затрат имеет вид:

Рзатр= Пдн: Рп* 100 % (4.22)

где Рзатр— рентабельность затрат; Пдн— прибыль (убыток) до налогообложения; Рп—расходы, учитываемые при формировании прибыли (убытка) до налогообложения;

Рентабельность совокупных затрат показывает сколько процентов прибыли до налогообложения приходится на рубль авансированных расходов.

Рассмотрим механизм анализа влияния налогов, включаемых в расходы, при расчете прибыли до налогообложения (бухгалтерской) на рентабельность совокупных затрат.

Определим показатели:

·уровня рентабельности совокупных затрат (РЕНз%):

РЕНз% = [(Дб – Рнн - Нр) / (Рнн + Нр) ] *100% (4.23)

где Дб- доходы бухгалтерские; Рнн- расходы неналоговые; Нр-налоговые расходы (налоги, относимые на расходы);

·изменения рентабельности совокупных затрат (∆РЕНз%):

∆РЕНз%=∆РЕНз%∆Дб+∆РЕН%з∆Рнн + ∆РЕН%з∆Нр (4.24)

где ∆РЕНз%∆Дб– изменение рентабельности совокупных затрат, обусловленное изменением суммы бухгалтерских доходов;∆РЕН%з∆Рнн– изменение рентабельности затрат, вследствие изменения неналоговых расходов; ∆РЕН%з∆Нр – изменение рентабельности затрат под влиянием изменения налогов, относимых на расходы

Рассмотрим пример, в котором произведем оценку влияния на рентабельность затрат изменений в налоге на имущество.

Пример 4.3

Оценим влияние на изменение рентабельности затрат, исчисленной исходя из прибыли до налогообложения, изменение ставки налога на имущество организаций.

Таблица 4.2

Показатель Плановое значение
2014 год 2015 год 2016 год
Кадастровая стоимость имущества, тыс. руб. 12 300 12 300 12 300
Ставка налога на имушество, % 1,5 1,7 2
Сумма расходов, участвующих в формировании бухгалтерской прибыли, тыс. руб. 2200 2150 2100
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 630 650 680

Произведем следующие расчеты.

1. Рассчитаем налог на имущество организаций:

2014 год: 12 300 х 0,015 = 184,5 тыс. руб.;

2015 год: 12 300 х 0,017 = 209,1 тыс. руб.;

2016 год: 12 300 х 0,02 = 246,0 тыс. руб.

2. Рассчитаем рентабельность затрат:

2014 год: 630 : 2200 * 100 % = 28,6 %;

2015 год: 650 : 2150 * 100 % = 30,2 %;

2016 год: 680 : 2100 * 100 % = 32,4 %.

3. Рассчитаем рентабельность затрат при сохранении налога на имущество на уровне 2014 года:

2015 год: (650 + 209,1 – 184,5) : (2150 – 209,1 + 184,5) * 100 % = 674,6 : 2125,4 * 100 % = 31,7 %;

2016 год: (680 + 246,0 – 184,5) : (2100 – 246,0 + 184,5) * 100 % = 741,5 : 2038,5 * 100 % = 36,4 %.

4. Определим изменение рентабельности затрат вследствие изменения ставки налога на имущество:

2015 год: 30,2 % – 31,7 % = - 1,5 %;

2016 год: 32,4 % – 36,4 % = - 4 %.

В связи с ежегодным увеличением ставки налога на имущество организаций по объектам недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, показатель рентабельности затрат в 2015 году снизится на 1,5 процентных пункта, а в 2016 году – на 4 процентных пункта.

Среди основных показателей рентабельности под наибольшим влиянием от сумм налогов и их изменений находится показатель рентабельности капитала:

Ркапит= ЧП : К х 100 % (4.25)

где Ркапит- рентабельность капитала; ЧП — чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода); К- сумма капитала организации (валюта баланса), исчисленная как среднее значение за отчетный период.

Рентабельность капитала показывает, сколько процентов чистой прибыли текущего периода приходится на рубль средней балансовой стоимости задействованного капитала. На данный показатель влияют и налоги, входящие в себестоимость, и налог на прибыль. На показатель рентабельности капитала, помимо всех налогов, относимых на расходы, оказывает особое влияние налог на прибыль. Проанализируем, как может повлиять на рентабельность капитала организации изменение региональной составляющей ставки налога на прибыль.

Пример 4.4

Используя абсолютные и относительные показатели, оценим, как изменится рентабельность капитала, исчисленная на чистой прибыли, в связи с изменением региональной составляющей ставки налога на прибыль с 17 % до 15 %. Налогооблагаемая прибыль 1 367 250 руб. совпадает с прибылью до налогообложения ввиду отсутствия постоянных и временных разниц. Величина капитала организации до образования чистой прибыли составляла 6 450 670 рублей.

Таблица 4.3

Показатель Региональная ставка налога на прибыль 17% Региональная ставка налога на прибыль 15% Абсолютное изменение Относительное изменение, %
Капитал организации до образования чистой прибыли 6 450 670 6 450 670 0,00 0,00
Налогооблагаемая прибыль 1 367 250 1 367 250 0,00 0,00
Налог на прибыль, федеральный бюджет 3% 41 018 41 018 0,00 0,00
Налог на прибыль, региональный бюджет 232 433 205 088 -27 345,5 -11,76
Чистая прибыль 1 093 799 1 121 144 27 345 2,50
Капитал организации после образования чистой прибыли 7 544 469 7 571 814 27 345 0,36
Рентабельность капитала (Чистая прибыль/Капитал) 14,498 14,807 0,309 2,13

Изменение в условиях снижения ставки: 14,807 – 14,498 = 0,309 % - увеличение.

На основании проведенных расчетов можно сделать вывод: вследствие снижения ставки налога на прибыль с 20 % до 18 % рентабельность капитала увеличится на 0,309 % и составит 14,807 %.

Характеризуя взаимосвязь налоговых издержек и показателей экономической эффективности, отметим, что налоговые издержки снижают любой из показателей рентабельности, исчисленной исходя из бухгалтерской прибыли. Однако на каждый из них влияет своя совокупность налогов, учитываемая при формировании соответствующего вида прибыли.

Так, на рентабельность продаж оказывают влияние те виды налоговых издержек, которые в бухгалтерском учете относят на себестои­мость проданных товаров, продукции, работ, услуг, или которые входят в состав коммерческих или управленческих расходов (например, единый социальный налог).

По мере приближения к чистой прибыли налоговая нагрузка неуклонно возрастает. На показатель рентабельности затрат наряду с налогами, оказавшими влияние на рентабельность продаж, также влияют налог на имущество организаций и другие налоги, не включаемые в себестоимость продукции и учитываемые в качестве прочих расходов организации (при формировании показателя «Прибыль (убыток) до налогообложения»).

Таким образом, очевидно, что чем точнее показатель отражает конечные экономический эффект или экономическую эффективность хозяйственной деятельности организации с точки зрения ее собственников (то есть чем он ближе по этапу формирования к чистой прибыли), тем большее влияние оказывает на него уровень налоговых издержек организации

Наряду с приведенными показателями рентабельности могут рассчитываться и другие показатели, характеризующие относительную экономическую эффективность как хозяйственной деятельности в целом, так и отдельных ее аспектов. Рост уровня показателей рентабельности, то есть его положительная динамика, всегда расценивается как позитивный факт.

Каким же должен быть сам уровень показателей рентабельности? Ответ на этот вопрос не прост, поскольку сегодня практически не установлены количественно определенные рекомендуемые значения рентабельности по отраслям народного хозяйства.

Вместе с тем налоговые органы при отборе организаций для проведения выездных налоговых проверок активно используют показатели рентабельности продаж и активов (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок").

В связи с введением с 1 января 2012 года нового порядка контроля за ценами по сделкам между взаимозависимыми лицами статьей 105.8 НК РФ установлены следующие показатели рентабельности и порядок их расчета:

1. валовая рентабельность (Рвал):

Рвал = Пвал : Вн (4.26)

где Пвал - валовая прибыль, Вн - выручка от продаж (нетто) без учета акцизов и НДС;

2. валовая рентабельность затрат (Рзв):

Рзв = Пвал : Сс (4.27)

где Сс - себестоимость проданных товаров (работ, услуг);

3. рентабельность продаж (Рп):

Рп = Пп : Вн (4.28)

где Пп - прибыль от продаж;

4. рентабельность затрат (Рзатр):

Рзатр = Пп : (Сс + КиУР) (4.29)

где Сс - себестоимость проданных товаров (работ, услуг), КиУР - коммерческие и управленческие расходы, связанные с продажей товаров (работ, услуг);

5. рентабельность коммерческих и управленческих расходов (Ркиур):

Ркиур = Пвал : КиУР (4.30)

6. рентабельность активов (РА):

РА = Пп : Атек (4.31)

где Атек - текущая рыночная стоимость активов (внеоборотных и оборотных), прямо или косвенно используемых в анализируемой сделке.

Показатели рентабельности определяются для российских организаций на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности. Исключением являются активы, которые принимаются в расчет по текущей рыночной стоимости. И только в отсутствие необходимой информации о текущей рыночной стоимости активов рентабельность активов может определяться на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Рассмотрим расчет показателей на примере.

Пример 4.5

На основании исходных данных рассчитайте значения показателей рентабельности по статье 105.8 НК РФ.

Таблица 4.4

Показатель Значение, тыс. руб.
Выручка от продаж (без НДС) 2015
Себестоимость проданных товаров 1678
Сумма коммерческих и управленческих расходов, связанных с продажей 150
Текущая рыночная стоимость внеоборотных и оборотных активов, прямо или косвенно используемых в анализируемой сделке 4532

Произведем расчеты:

- валовая рентабельность: (2015 - 1678) : 2015 = 0,167;

- валовая рентабельность затрат: (2015 - 1678) :1678 = 0,201;

- рентабельность продаж: (2015 – 1678 - 150) : 2015 = 0,093;

- рентабельность затрат: (2015 – 1678 - 150) : (1678 + 150) = 0,102;

- рентабельность коммерческих и управленческих расходов: (2015 - 1678) : 150 = 2,247;

- рентабельность активов = (2015 – 1678 - 150) : 4532 = 0,041

Рассчитанные показатели рентабельности используются при определении доходов (прибыли, выручки) для целей налогообложения по сделкам между взаимозависимыми лицами.

При проведении налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами налоговые органы используют методы, предусмотренные п. 1 ст. 105.7 НК РФ:

1) метод сопоставимых рыночных цен;

2) метод цены последующей реализации;

3) затратный метод;

4) метод сопоставимой рентабельности;

5) метод распределения прибыли.

Рассмотрим пример определения интервалов рентабельности.

Пример 4.6

Определим интервалы рентабельности по сделке с взаимозависимыми лицами ООО «Гера» на основании исходных данных. Взаимозависимость между другими компаниями исключена.

Таблица 4.5

Компания Валовая рентабельность
ООО «Абсолют» 0,100
ООО «Вектор» 0,158
ООО «Свет» 0,132
ООО «Дельта» 0,172
ООО «Ева» 0,396
ООО «Фитиль» 0,070
ООО «Гера» 0,254
ООО «Х-Фактор» 0,178

Исключим из выборки ООО «Гера».

Упорядочим компании по увеличению рентабельности. Присвоим порядковые номера компаниям в выборке:

1 - ООО «Фитиль»

2 - ООО «Абсолют»

3 - ООО «Свет»

4 - ООО «Вектор»

5 - ООО «Дельта»

6 - ООО «Х-Фактор»

7 - ООО «Ева».

Определим минимальное значение интервала рентабельности: 7 : 4 = 1,75 – не целое число.

1 – целая часть дробного числа.

1+1 = 2 → ООО «Абсолют» → 0,100 – минимальное значение интервала рентабельности.

Определим максимальное значение интервала рентабельности: 0,75 * 7 = 5,25 – не целое число.

5 + 1 = 6 → ООО «Х-Фактор» → 0,178 – максимальное значение интервала рентабельности.

Наши рекомендации