Организация работы местных органов занятости населения по материальному обеспечению безработных
Непосредственную деятельность по содействию занятости населения в районах (городах) осуществляют госучреждения службы занятости.
На местах они носят разные наименования:
центры занятости населения, комитеты или управления занятости населения, отделы или службы занятости населения (далее - центры занятости населения - ЦЗН).
Основные задачи центров занятости населения:
*оказание гражданам практической помощи в трудоустройстве, в т. ч. на основе реализации специальных программ для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в соц защите;
*организация профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и высвобождаемых работников;
*обеспечение различных видов соц поддержки граждан при безработице.
ЦЗН строят свою работу на основе комплексных и целевых программ и выполняют следующие основные функции:
*разработку, на основе анализа и прогноза социально-экономического развития соответствующей территории, предложений по формированию программ содействия занятости населения на территории субъекта РФ и обеспечение ее реализации;
*проведение консультаций по вопросам трудоустройства для высвобождаемых работников;
*учет и регистрацию граждан, обращающихся в ЦЗН в целях поиска подходящей работы;
*регистрацию граждан в качестве безработных;
*проведение профориентации безработных граждан и впервые ищущих работу;
*оказание психологической поддержки для ищущих работу и безработных.
При этом ЦЗН являются получателями финансовых средств, выделяемых на эти цели из вышестоящих бюджетов.
В сфере соц поддержки безработных граждан и членов их семей ЦЗН организуют:
*выплаты пособия по безработице, стипендии и материальной помощи;
*направление безработных лиц на пенсию, оформляемую досрочно.
Для реализации своих задач и функций ЦЗН наделены соответствующими правами.
Основные права центров занятости населения:
*получать от работодателей данные о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей),
*о численности высвобождаемых лиц, принятых и уволенных работников;
*посещать организации независимо от их форм собственности для ознакомления с состоянием дел по проф подготовке работников.
Как правило, услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются центрами занятости бесплатно. Вместе с тем указанные центры имеют право осуществлять некоторые виды предпринимательской и иной деятельности, связанные с извлечением дохода. Так, они могут оказывать работодателям платные услуги консультационного характера или связанные с профессиональным отбором персонала при найме на работу, организацией обучения. Порядок предоставления платных услуг определяется Правительством РФ.
Содействие занятости населения осуществляется данными центрами разными способами, которые определяются как организационно-правовые формы.
Основные организационно-правовые формы содействия занятости населения:
- трудовое устройство безработных;
- социально-психологическая помощь и поддержка;
- профессиональная ориентация;
- профессиональная подготовка;
- профессиональная переподготовка;
- повышение квалификации работников;
- организация и проведение общественных работ;
- содействие безработным в организации собственного дела.
ЦЗН могут использовать другие формы содействия занятости населения, организуемые исходя из классифицирующих признаков (субъектный состав, юр факты, содержание правовых отношений, НПА и т.п.).
Районный (городской) ЦЗН оказывает соц обеспечение безработным гражданам в разных формах и видах.
Наиболее распространенной является денежная форма.
Основные виды денежной формы соц обеспечения безработных граждан:
1) Материальная помощь - это единовременные или ежемесячные денежные выплаты - дотации за жилье, коммунальные услуги, детские дошкольные учреждения, за проезд на транспорте общего пользования, за услуги медицинских учреждений и прочее.
2) Пособие по безработице - денежная выплата, временно выплачиваемая органом занятости населения безработному гражданину взамен утраченного заработка (или иного дохода, связанного с трудом).
Непосредственной выдаче пособия по безработице конкретному лицу предшествует довольно сложная работа ЦЗН, состоящая из нескольких этапов. Это связано с тем, что отношения в сфере занятости регулируются нормами различных отраслей права - трудового, административного, гражданского, финансового, семейного, соц обеспечения.
Основные этапы деятельности ЦЗН при назначении пособия по безработице:
Признание - гражданина безработным – т.е. присвоение ему правового статуса безработного как специального (особого) субъекта отношений в области занятости населения. Безработным признается гражданин при соблюдении следующих обязательных условий:
а) быть трудоспособным;
б) не иметь работы и заработка;
в) быть зарегистрированным в органах занятости населения в целях поиска подходящей работы;
г) находиться в поиске работы;
д) быть готовым приступить к работе;
е) не трудоустроен в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы.
В совокупности все перечисленное представляет собой сложный фактический состав, и на его основе возникает правовой статус безработного.
2) При невозможности предоставления органами занятости населения подходящей работы гражданину в течение 10 дней со дня его регистрации он признается безработным в целях поиска подходящей работы с первого дня предъявления требуемых для этого документов (ст. 3 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»).
3) Факт признания лица безработным органами занятости населения и его регистрация этими органами в этом качестве являются основанием для возникновения права на пособие по безработице.
4) Принятие решения о назначении гражданину пособия по безработице принимается органом занятости населения одновременно с признанием его безработным.
5) В дальнейшем выплата пособия по безработице может приостанавливаться, а его размер снижаться, либо прекращаться.
ОМСУ также вправе участвовать в организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. При этом они координируют свою деятельность с деятельностью соответствующих органов и учреждений федеральной госслужбы занятости населения. Так, совместно с ЦЗН ОМСУ разрабатывают целевые программы содействия занятости населения на территории муниципальных образований, осуществляют их финансовое обеспечение и реализацию необходимых мер. Для этого ОМСУ принимают соответствующие правовые акты по вопросам содействия занятости, обеспечивая контроль их исполнения.