Классификация финансовой информации
Признак классификации | Виды финансовой информации |
по отношению к объекту | - внутренняя информация об объекте (баланс предприятия, финансовые отчеты, информация о движении денежных средств и т.д.); - внешняя информация (ставка рефинансирования, ключевая ставка, курс доллара, уровень инфляции, цены на продукцию, информация с товарных и валютных бирж и т. д.). |
по способам получения | - данные из периодической печати; - информация, полученная по выделенным каналам (каналы банковской информации, каналы информационных агентств, компьютерные сети корпораций, компьютерные сети бирж); - информация, полученная из сети Интернет; - информация из финансовых документов. |
по степени достоверности | - точная информация (сколько бланков строгой отчетности в хранилище); - расчетная информация (достоверность определяется методом округления); - статистическая информация (благосостояние возросло на 0,01%); - смысловая информация (наметился подъем в экономике). |
по частоте обновления | - реальное время; - ежедневная информация; - ежемесячная; - ежеквартальная; - периодическая; - случайная. |
по ориентации во времени | - прошедший период; - настоящее время; - будущий период. |
по виду представления | - цифровая; - текстовая; - графическая. |
по форме организации | - произвольная; - табличная, в виде установленной формы (отчет, бланк, таблица). |
по степени доступности | - общедоступная (публичная); - конфиденциальная (информация, предназначенная для использования на определенном предприятии или на нескольких предприятиях); - секретная (информация, предназначенная для заранее определенного круга лиц). |
Финансовая дисциплина – обязательный для всех объединений, ведомств, предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок деятельности, связанной с использованием денежных средств. Нарушение финансовой дисциплины приводит к применению в отношении нарушителя (руководители ведомств, предприятий, учреждений, организаций) определенных санкций (списание со счетов предприятий предусмотренных платежей в бюджет, взимание штрафов и пени, повышенных ссудных процентов, прекращение финансирования и т. д.).
Существует множество дискуссионных вопросов связанных с категорией финансы.
К первой группе можно отнести теории сущности финансов: распределительная (финансы возникают на второй стадии воспроизводственного процесса – при распределении стоимости совокупного общественного продукта), воспроизводственная (в состав финансов включается вся совокупность денежных распределительных отношений, возникающих на всех стадиях воспроизводственного процесса).
Ко второй группе можно отнести дискуссии, связанные с границами финансовых отношений:
- финансы ограничены только перераспределительными отношениями (финансовые отношения приравниваются в основном к бюджетным);
- кредитные отношения являются частью финансовых отношений;
- отношения, связанные с формированием, выдачей и использованием заработной платы.
Третья группа отводится функциям финансов:
- распределительная, контрольная (Вахрин П.И., Моляков Д.С., Родионова В.М., Злобин И.Т.);
- распределительная, контрольная, регулирующая, стабилизационная (Дробозина Л.А.);
- распределительная, контрольная, стимулирующая (Архипов А.И., Сенчагов В.К.);
- формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов, контроль (Романовский М.В., Врублевская О.В.)
- и т.д.
Финансовая политика
Финансовая политика может реализовываться на нескольких уровнях (рис. 3).
Рис.3. Уровни реализации финансовой политики
Так, финансовая политика – это определенный комплекс мероприятий государства и других субъектов экономических отношений в сфере формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для достижения поставленной цели.
Основная цель финансовой политики–создание эффективной системы управления финансовыми ресурсами, которая направлена на обеспечение стратегических и тактических задач функционирования.
Основное содержание финансовой политики:
- выработка научно-обоснованных концепций развития финансов;
- определение основных направлений использования финансовых ресурсов на перспективу текущего периода;
- осуществление практических действий направленных на достижение поставленных целей.
В зависимости от характера решаемых задач и длительности периода финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и тактику.
Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач.
В процессе ее разработки прогнозируется основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ финансовой политики необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях развития.
Финансовая тактика – направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов финансовой организации, перегруппировки финансовых ресурсов и изменений связей.
При относительно стабильной финансовой стратегии финансовая тактика должна быть гибкой, что предопределяется изменениями экономических условий и социальных факторов. Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. В стратегии создаются благоприятные условия для решения тактических задач.
Тактика выявляет проблемы развития экономики, социальной сферы; позволяет более сжатые сроки с наименьшими потерями, затратами решить задачи намеченные финансовой стратегией.
При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий.
Она должна учитывать специфику каждого этапа развития общества; внутренней обстановки в стране, хозяйствующего субъекта, домашнего хозяйства, так и международной обстановки; реальные экономические и финансовые возможности. Не соблюдение данного принципа приводит к образованию дефицита бюджетов различных уровней.
Исторически в России и в мире приоритетное значение всегда имела разработка и реализация финансовой политики государства.
Так, выделяют традиционные типы финансовой политики государства:
1. Классическая (минимальные ограничения) – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов (А. Смит, Д. Рикардо);
2. Регулирующая (умеренные ограничения) – вмешательство и регулирование государством циклического развития экономики, а финансовый механизм используется для регулирования социальных отношений, для достижения полной занятости населения (Дж.М. Кейнс);
3. Планово-директивная (жесткие ограничения) – государственная собственность на средства производства, плановая система управления, максимальная концентрация финансовых ресурсов у государства.
В современном понимании финансовая политика делится на два типа:
- дискреционная политика – сознательное манипулирование налогами и государственными расходами для изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста (стимулирование или сдерживание);
- недискреционная политика – способность налоговой системы, бюджетной системы к автоматической стабилизации – налоги, субсидии, социальные выплаты («встроенные стабилизаторы»).
Финансовая политика в зависимости от решаемых задач делится на следующие виды:
- политика стабилизации. Цель – поддержка макроэкономического равновесия на основе постоянных объемов производства при стабильности цен (существует два подвида – политика стабилизации во время спада экономики и политика стабилизации во время подъема экономики);
- политика экономического роста. Цель – расширение объема финансовых ресурсов и обеспечение их доступности и как по ценам, так и по условиям привлечения (существует три способа реализации – через рост государственных расходов, снижение уровня налогообложения и проведения политики «дешевых денег»);
- политика ограничения деловой активности. Цель – регуляция экономического цикла с целью предотвращения кризиса перепроизводства или недопущения истощения экономики в результате чрезмерных темпов экономического роста (используются способы обратные политике экономического роста – сокращение государственных расходов, повышение уровня налогообложения, повышение процентных ставок по кредитам).
Финансовый механизм
Практическая реализация финансовой политики осуществляется с помощью финансового механизма.
Финансовый механизм – это совокупность форм, видов и методов организации финансовых отношений в конкретный период времени.
Структура финансового механизма довольно сложна, в нее входят элементы, соответствующие многообразию финансовых отношений, именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (рис. 4).
Рис.4. Элементы финансового механизма
Уровни финансового механизма:
− финансовый механизм хозяйствующих субъектов;
− механизм государственных и муниципальных финансов;
− механизм международных финансов.
1.4. Управление финансами, финансовое планирование и финансовый контроль
Управление (management) – это совокупность приемов и методов целенаправленного действия на объект для достижения определенного результата.
В системе управленческой деятельности важное место занимает управление финансами (financial management) – форма управления движением финансовых ресурсов и финансовых отношений между субъектами экономических отношений, возникающих при движении финансовых ресурсов.
В управлении финансами выделяют объекты (управляемая подсистема) и субъекты (управляющая подсистема) управления.
Объектами являются разнообразные виды финансовых отношений (финансы предприятий, государственные финансы, страховые отношения, финансы домохозяйств)
Субъектами выступают организационные структуры, которые осуществляют управление финансовыми отношениями (финансовые службы и отделы предприятий и организаций, финансовые институты, органы исполнительной власти, Центральный банк, Федеральное собрание).
Общее управление государственными финансами в Российской Федерации (далее – РФ) возложено на высшие органы государственной власти (Федеральное собрание, Президент РФ, Правительство РФ, Центральный банк), оперативное управление осуществляют финансовые департаменты финансовые отделы и службы. Макроэкономический (общегосударственный) уровень управления финансами использует, как правило, косвенные методы управления. В связи с этим государство разрабатывает юридические нормы, законы, постановления и другие акты, которые устанавливают правила организации финансовых связей, защищают экономические интересы общества, коллективов и отдельных граждан.
Важную работу по управлению финансами осуществляется Министерством финансов РФ и его финансовыми службами (Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора).
Публичные цели деятельности Министерства финансов РФ:
1. Реализация ответственной бюджетной политики, направленной на долгосрочную устойчивость
2. Устойчивое функционирование финансовой и банковской системы, развитие внутреннего инвестора
3. Деофшоризация экономики, легализация капиталов и активов
4. Актуализация форм и механизмов обеспечения сбалансированности и устойчивости региональных и муниципальных финансов
5. Повышение гибкости долговой политики.
Основные направления деятельности Федеральной налоговой службы:
1. Обеспечение соблюдения законодательства о налогах и сборах
2. Создание комфортных условий для исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей
3. Снижение административной нагрузки и упрощение процедур, развитие открытого диалога с бизнесом и обществом
4. Укрепление и совершенствование кадрового потенциала
5. Оптимизация деятельности налоговых органов с учетом эффективности затрат на ее осуществление.
Стратегические цели деятельности Федерального казначейства:
1. Обеспечить кассовое обслуживание субъектов сектора государственного управления
2. Сформировать единое информационное пространство финансовой деятельности публично-правовых образований Российской Федерации
3. Усовершенствовать систему бюджетных платежей
4. Обеспечить содействие эффективному управлению финансовых ресурсов государства
5. Совершенствование механизма исполнения судебных актов и решений налоговых органов
6. Обеспечить надежность функционирования Казначейства России и устойчивость казначейской системы.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора – это федеральный орган исполнительной власти, который работает в следующих направлениях:
1. Контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере
2. Валютный контроль
3. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций.
Микроэкономический уровень (негосударственный) использует как косвенные методы управления, так и методы прямого административного воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов.
Общими принципами управления финансами являются:
1. Комплексность
2. Сбалансированность
3. Приоритетность оптимизации над максимизацией финансовых показателей
4. Взаимосвязь методов управления
5. Учет специфики периода времени при принятии решения.
При управлении финансами используются следующие методы:
1. Финансовое планирование
2. Оперативное управление
3. Учет и контроль.
Финансовое планирование.
Планирование как элемент управления есть лучшее средство финансовой политики. Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства.
В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и кредитной систем.
Задачи финансового планирования:
- определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий;
- выявление резервов роста доходов, экономии в расходах;
- установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными.
Планирование характеризуется:
1. Экстенсивностью (охватывает широкий круг социально- политических и экономических явлений);
2. Интенсивностью (подразумевает применение совершенной техники);
3. Эффективностью (означает, что в итоге необходимо достичь тех целей, которые ставит финансовое управление).
Основными направлениями финансового планирования являются: 1) стратегическое или перспективное планирование, которое направлено на определение общей концепции развития финансовой системы и ее элементов; 2) оперативное или текущее планирование, которое направлено на определение конкретных показателей развития финансовой системы на текущий планируемый период.
Методы финансового планирования
- балансовый;
- экстраполяции;
- программно-целевой;
- нормативный;
- математическое моделирование.
Финансовое планирование реализуется при использовании таких инструментов как: контрольные цифры (значения планируемого показателя, которые желательно достигнуть по завершении планируемого периода); финансовые лимиты (предельно допустимые значения планируемого показателя, превышениелимитов относится к нарушениям финансовой дисциплины); финансовые показатели (конкретные плановые параметры качественного и количественного развития); экономические нормативы (планируемое соотношение между двумя взаимосвязанными финансовыми показателями, устанавливаемое в процентах или стоимостном выражении).
Финансовый контроль.
Назначение финансового контроля заключается в следующем:
1. Содействие успешной реализации финансовой политики;
2. Обеспечение процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах финансовой системы, направленных на проверку соблюдения финансового законодательства.
Финансовый контроль – система органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности действий в сфере формирования, распределения и использования денежных фондов.
Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы. В зависимости от структур осуществляющих финансовый контроль он подразделяется на государственный (президентский, парламентский, исполнительных органов власти, финансово-кредитных органов, ведомственный) и негосударственный (внутрихозяйственный, аудиторский).
Цель государственного финансового контроля – установление соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики государства.
Внутрихозяйственный контроль проводится самим хозяйствующим субъектом (его службами – бухгалтерским и финансовым отделом, службой финансового менеджмента) за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий и его филиалов.
Внутрихозяйственный контроль подразделяется на стратегический и оперативный.
Оперативный контроль осуществляется под руководством главного бухгалтера с помощью четкой организации бухгалтерского учета и контроля за движением денежных средств.
Стратегический контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов, обеспечивающих экономическую эффективность и максимальную прибыль.
Аудиторская деятельность – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Задачи аудиторского контроля:
1. Установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;
2. Проверка расчетно-кассовых налоговых деклараций и др. отчетностей;
3. Анализ и прогнозирование финансовой хозяйственной деятельности;
4. Постановка и ведение бухгалтерского учета, и составление отчетности;
5. Консультационные услуги в сфере финансового законодательства.
По формам проведения финансовый контроль делится:
1) Предварительный – осуществляется на стадии рассмотрении составления и утверждения финансовых планов. Он способствует предотвращению неправильного и нерационального расхода материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
2) Текущий – проводится в процессе исполнения финансового плана, он проводится ежедневно финансовыми службами для исключения нарушения финансовой дисциплины.
3) Последующий – осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом. Здесь проверяется целесообразность расходования средств при исполнении финансовых планов.
По методам проведения различают:
1. проверка – проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности по отчетным документам для принятия решений по устранению нарушений;
2. обследование – охватывает отдельные стороны деятельности предприятия, но в отличии от проверок по более широкому кругу вопросов (показателей);
3. анализ – проводится по периодической или годовой отчетности;
4. надзор – проводится контролирующими органами за субъектами получившими лицензию, предполагает соблюдение или установленных правил и нормативов;
5. наблюдение (мониторинг) – это постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия;
6. ревизия – полное обследование финансовой хозяйственной деятельности субъекта за отчетный период.
Финансовая система
Функции и роль финансов реализуются через финансовую систему, посредством которой осуществляется распределение и перераспределение денежных средств в экономике страны.
Содержание и структура финансовой системы трактуются по-разному в отечественной и зарубежной литературе. В западной литературе «финансовая система» трактуется как совокупность финансовых инструментов и финансовых рынков, которые они образуют, а также финансовых институтов. То есть финансовую систему, по сути, отождествляют с финансовым рынком (рис. 5). Данное понятие считается ограниченным, потому что связывает финансовую систему только с ее институциональными элементами. Данный подход называют институциональным или прозападным. Данный подход не отражает функциональной основы и, соответственно, функциональной структуры финансовой системы как национальной системы, обеспечивающей аккумуляцию и распределение денежных средств различными субъектами экономики (государством, организациями, домохозяйствами), цели функционирования которых, а, следовательно, и методы аккумуляции, распределения и использования ограниченных денежных средств различны.
Рис. 5. Структура финансового рынка
В отечественной литературе более популярен функциональный подход. Согласно этому походу финансовая система определяется как совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, которые обладают особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств. Такая трактовка «финансовой системы» основывается на принципе наличия различных функциональных сфер и звеньев специфических финансовых отношений. Выделение отдельных сфер и звеньев обусловлено различным участием субъектов экономических отношений в образовании, распределении и перераспределении ВВП, формировании и использовании фондов денежных средств и доходов.
Каждому звену финансовой системы согласно функциональному подходу присущи специфические цели функционирования, а также формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов. Например, финансы предприятий в основном обслуживают материальное производство и услуги создание ВВП, его распределение внутри предприятий и перераспределение части созданного дохода в бюджет и внебюджетные фонды. Через бюджетную систему страны мобилизуются ресурсы в централизованный фонд государства с дальнейшим перераспределением его средств между регионами, отраслями, социальными группами населения.
Так, согласно функциональному подходу финансовая система выглядит следующим образом (рис. 6).
Рис.6. Структура финансовой системы (функциональный подход)
Финансовая система включает следующие сферы и звенья:
Государственные и муниципальные финансы включают следующие звенья:
- государственный бюджет (бюджетная система);
- государственные внебюджетные фонды;
- государственный кредит.
Финансы предприятий, учреждений и организаций включают следующие звенья:
- финансы коммерческих организаций;
- финансы некоммерческих организаций.
Финансы страхования:
- личное страхование;
- имущественное страхование;
- страхование ответственности и предпринимательских рисков.
Финансы домашних хозяйств.
В рамках функционального подхода финансовую систему принято подразделять на сферы: централизованные финансы (публичные финансы) и децентрализованные финансы (финансы предприятий, учреждений и организаций и финансы домохозяйств). В предложенной выше структуре такое деление нами не сделано.
Финансовые отношения многообразны, они возникают:
- между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей;
- между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов денежных средств и их использовании;
- между хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов;
- внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств;
- между отдельными бюджетами, внебюджетными фондами;
- между гражданами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов.
В настоящее время выделяют три типаорганизации финансовой систем общества:
1. Банковский тип, при котором основную роль перераспределения национального дохода выполняют коммерческие банки и другие ссудо-сберегательные учреждения, которые аккумулируют на добровольной основе свободные денежные средства юридических и физических лиц, распределяя их затем, используя механизм кредитования и инвестирования;
2. Рыночный тип, при котором основную роль в перераспределении национального дохода выполняют фирмы, способные к эмиссии ценных бумаг, которые вкладывают в свободные финансовые ресурсы юридические и физические лица;
3. Бюджетный тип, при котором большая часть финансовых ресурсов в централизованном порядке перераспределяется через бюджетную систему и внебюджетные фонды.
Контрольные вопросы:
1. Что такое финансы (дать развернутый ответ)?
2. Перечислить основные группы дискуссионных вопросов об экономической природе финансов.
3. Объяснить взаимосвязь понятий «финансовая политика», «финансовый механизм», «управление финансами», «финансовое планирование» и «финансовый контроль».
4. Дать характеристики сфер и звеньев финансовой системы.
Глава 2
Государственные и муниципальные финансы
Государственный бюджет