Внутренний контроль и управление рисками.

7.3.1 Надлежащий уровень качества работы банков во многом зависит от эффективности систем внутреннего контроля, постоянного совершенствования систем управления всеми видами банковских рисков.

Обобщение опыта работы банков показывает, что их усилия должны быть сосредоточены на решении следующих задач по развитию внутреннего контроля:

- развитие и совершенствование мер, направленных на снижение банковских рисков, в т.ч. становление эффективной системы хранения и использования кредитных историй, системы регистрации залогов;

- обеспечение надежности банковских автоматизированных систем, их резервирование (дублирование), а также разработку эффективных планов восстановления бесперебойного функционирования указанных систем в случае негативного воздействия на них внешних событий;

- обеспечение свободного раскрытия необходимой информации (не являющейся коммерческой, банковской, государственной тайной);

- совершенствование подходов к внедрению риск-менеджмента в банках. При разработке новых нормативных актов следует предусматривать необходимое время на адаптацию банков к новым требованиям, своевременно обеспечивать банки необходимыми информационными и методическими материалами и оказывать на постоянной основе помощь в обучении банковских кадров риск-менеджменту.

- разработка и внедрение в банках меры по расширению деятельности внутренних аудиторов и усилению функций их независимости.

Банковскому сообществу совместно с Банком России необходимо развернуть работу по постепенному сближению российских требований и стандартов с международными, в т.ч. рекомендациями Базельского комитета в области управления рисками.

Повышение транспарентности деятельности кредитных организаций. Переход на МСФО.

7.4.1 Для повышения транспарентности деятельности кредитных организаций в 2005 году необходимо с учетом признанных международных подходов подготовить проект изменений и дополнений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", в котором должны быть уточнены требования к публикуемой отчетности кредитных организаций, включая ее содержание, порядок и сроки публикации.

7.4.2 Банку России совместно с АРБ необходимо развернуть работу по разработке и совершенствованию рекомендаций по анализу консолидированной отчетности банковских групп и банковских холдингов.

7.4.3 Требуется также совместно с АРБ начать подготовку к внедрению в практику международных подходов к оценке достаточности капитала кредитных организаций (Базель II). При этом должны быть выработаны сроки и этапы внедрения в российскую банковскую систему стандартов Базель II на период до 2008 года.

7.4.4 Необходимо объединить усилия АРБ и Банка России в решении вопроса о регламентации процедуры «признания» МСФО на территории РФ, а также определении органа, отвечающего за перевод и публикацию признанных стандартов на территории РФ.

7.4.5.До середины 2005 года Банковскому сообществу совместно с Банком России необходимо выработать подходы к оценке банков на основании показателей отчетности кредитных организаций, составленных по МСФО и РПБУ.

В 2004г. только у 15% банков активы по МСФО были ниже, чем по РПБУ. Более низкая величина капитала (1-2%) по МСФО отмечена менее, чем у 1/3 банков. Однако, при этом лишь 50% банков дали согласи ЦБ РФ на раскрытие сведений по ф.101 (оборотная ведомость по счетам) и ф. 102 (отчет о прибылях и убытках). По оценкам экспертов, достигнутый положительный результат по МСФО нивелируется при раскрытии качества статей баланса. В первую очередь отмечается наличие в банках низких резервов на возможные потери (это допустимо только в условия полной стабильности во всех сферах, в т.ч. социальной и деловой).

*****

Ассоциация российских банков считает, что одобренная XVI Съездом АРБ Стратегия повышения конкурентоспособности банковской системы должна использоваться органами государственной власти, Центральным банком Российской Федерации и его Главными управлениями в регионах России, кредитными организациями в качестве основы при разработке нормативных правовых актов, а также в повседневной деятельности. АРБ будет анализировать ход этой работы и информировать банковское сообщество об её итогах.

Наши рекомендации