Понятие и виды перевозок. Правовое регулирование перевозок.
Транспорт - это одна из сфер материального производства. Хотя транспорт не создает новую продукцию, он вводит эту продукцию в сферу обращения. Продукция транспорта - сам процесс перемещения грузов, пассажиров и багажа. Главная задача транспорта - состыковать различные сферы промышленности, увязать их в единый технологический цикл.
Транспорт влияет на производственный процесс (от слаженной работы транспорта зависит результат производственного процесса, например, производство сельскохозяйственной продукции).
В литературе различают понятия транспортировка и перевозка. Перевозка (перемещение и груза и транспортного средства); Перекачка нефти, сплав леса - если груз движется не вместе с транспортным средством, а иным образом - это транспортировка.
В силу обязательства перевозки перевозчик обязуется доставить груз или пассажира в указанный пункт назначения, а отправитель груза, пассажир или иное лицо обязуются уплатить провоздную плату.(ст. 785, 786)
Перевозка делится на: по видам транспорта: (железнодорожный; внутренневодный; морской; автомобильный; воздушный); в зависимости от числа транспортных организаций, участвующих в перевозке: местные (перевозка в местном сообщении) в ней участвует 1 транспортное предприятие; прямая (перевозка 2-мя или более транспортными организациями одним видом транспорта).
Перевозка,осуществляемая по одному транспортному документу (по одной накладной без переоформления груза в пути)- прямая; смешанная перевозка (участие нескольких транспортных организации, относящихся к различным видам транспорта).
Ответственность наступает у первого перевозчика,он один состоит в договорных отношениях с отправителем как за свои действия так и за действия других перевозчиков (Ветрянский сторонник этой позиции). Существует и другой взгляд - это западная доктрина. Договор грузоотправитель заключает с оператором, который организует транспортный процесс. Оператор несет ответственность перед грузоотправителем.
У нас существует аналогичная схема - договор транспортной экспедиции: отправитель -экспедитор — транспортная организация
Экспедитор вступает в фактические отношения с перевозчиком (по доверенности от отправителя). Экспедитор не несет ответственность по договору перевозки, а только по договору. Перед законодателем стоит задача разработки закона о прямом - смешанном сообщении. Этот закон упоминается в ст. 788 ГК.
Договор перевозки опосредуется несколькими договорами. На каждом виде транспорта можно выделить и иные виды перевозки: железнодорожный транспорт: (отправительский маршрут (ж/д сост. ж/д маршрут, состоящий из груза 1-го отправителя); повагонная отправка (загружается полностью вагон грузом первого отправителя); мелкая отправка (в 1 вагон загружаются грузы разных отправителей);
• речной, автомобильный транспорт, контейнерная отправка (небольшая партия груза; осуществляется со склада грузоотправителя).
• Морской: (заграничное сообщение; внутреннее сообщение (кабатаж: может быть -большой (пункты отправления и назначения находятся в разных морях; - малый (в! море);
• На автомобильном транспорте: (городская (внутри городской черты); пригородная (от городской черты в пределах 50 км.); междугородные; международные).
• Воздушный транспорт (если плановая посадка осуществляется в другом государстве, даже если пункты отправления и назначения находятся в одном государстве). Перевозки делятся на: пассажирские (без багажа или вместе с багажом); грузовые.
Правовое регулирование
ГК (гл. 40), состоящая из 17 ст.-в ней отражаются самые главные положения. Транспортное
законодательство не может от них отклониться.
Устав автомобильного транспорта от 08.01.69г. (в ред. от 28.04.95 г.)
Воздушный кодекс, 1997 г.
Транспортный устав ж/д, 1998 г.
Кодекс торгового мореплавания от 30.04.99 г.
Кодекс внутреннего водног транспорта от 07.03.01г.
47. Обязательство по подаче транспортных средств: понятие, содержание,
ответственность.
2 вида обязательств: обязательство по подаче транспортных средств (ст. 791 ГК); договор перевозки (ст. 785 ГК).
Договор реальный (договор считается заключенным с момента приема груз а). Отношения до вручения груза называются обязательствами по подаче транспортного средства (план перевозок). Это обязательство может возникнуть из 3-х юридических фактов: заявка на подачу транспортных средств. Она составляется грузоотправителем и подается перевозчику; сам договор перевозки (если он носит консенсуальных характер); договор об огрганизации перевозки (обычно заключается на год, ст .789 ГК).
Содержание обязательства по подаче транспортного средства: Перевозчик:
1) обязан предоставить транспортное средство;
2) обязан принять груз перевозки. Грузоотправитель:
1) обязан предъявить груз к перевозке.
Перевозчик: транспортное средство должно быть тем, которое указано в договоре; транспортное средство должно быть пригодно для перевозки (в техническом отношении). Обеспечивать сохранность груза; транспортное средство должно быть пригодным для перевозки данного груза (в коммерческом отношении); транспортное средство должно быть очищеным от остатков прошлого груза (промытого, продезинфицированного); транспортное средство должно быть предоставлено в таком количестве и в такое время, которое предусмотрено в заявке (если транспорт предоставлен в меньшем количестве, то недостающий транспорт будет предоставлен в следующем периоде). Принять груз:
Погрузочные работы осуществляются в зависимости от вида транспорта и от груза либо перевозчиком, либо грузоотправителем (грузополучателем).
Например, железнодорожные поргрузочные работы осуществляет железная дорога; воздушный транспорт - перевозчик;
морской транспорт - грузоотправитель должен выложить груз соответствующим образом, погрузку осуществляет перевозчик. Автотранспорт - отправитель и грузополучатель.
Груз: должен быть тот, который указан в заявке; должен быть затаренным; должен быть предоставлен с соответствующими сопровождающими документами. Ответственность за нарушение обязанности по подаче транспортного средства. Условия сдачи груза к перевозке: общие - подлежат выполнению во всех случаях независимо от специфики груза и касаются: количество; наименование; определение веса; тары, маркировки; объявление ценности; специальные - применяются при перевозке грузов, обладающими особыми свойствами (например, карантинные документы при перевозке животных и птиц). Принципы ответственности:
• ответственность наступает независимо от вины перевозчика и грузоотправителя, кроме случаев, предусмотренным законодательством;
• ответственность ограничивается исключительной неустойкой. Если причинен вред, -
ответственность из причинения вреда.
Ст. 794 ГК перевозчик за неподачу транспортных средств, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Перевозчик и отправитель груза освобождаются от этой ответственности, если это произошло вследствие:
непреодолимой силы, явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;
прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.
48. Договор перевозки грузов: юр. хар-ка, элементы, оформление, содержание.
Ст. 785 ГК - перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт
назначения и выдать его уполномоченному лицу (получателю), другая сторона обязуется
оплатить за перевозку установленную плату.
Договор возмездный, двусторонне-обязывающий, реальный (с момента принятия перевозчиком
груза) считается заключенным.
Ст. 785 ГК формулирует договор как реальный, но возможен и консенсуальный характер (на
автотранспорте, когда на разовую перевозку заказывается конкретный автомобиль).
Стороны: грузоотправитель (граждане и юридические лица); перевозчик - специальная
организация или гражданин, зарегистрированный в качестве частного предпринимателя и
получивший лицензию на конкретный вид деятельности. Если перевозку осуществляет
организация не имеющая лицензии на перевозку — это не является договором перевозки и не
регулируется транспортным законодательством, грузоотправитель - лицо, в адрес которого
направлен груз (не участвует в заключении договора).
Грузоотправитель = грузополучателю, когда лицо отправляет груз для себя.
Договор перевозки - договор в пользу третьего лица (самая распространенная теория в РФ) -
трехсторонний договор.
Объект договора - транспортная деятельность перевозчика. Предметом является груз.
Оформление договора - система накладных (грузовая накладная оформляется при перевозке на
железнодорожном транспорте; при перевозке на воздушном транспорте - товарнотранспортная накладная;
при перевозке на морском транспорте - коноссамент; чартер - международные перевозки). Форма - всегда
письменная, иногда с соблюдением (обязательно) реквизитов.
Накладная отправляется грузоотправителем на имя грузополучателя. В ней отражается: наименование,
количество; вес и способ определения веса; маркировка; время принятия и время прибытия в пункт
назначения.
Перевозчик проверяет правильность оформления накладной и достоверность сведений. Штраф налагается
за неправильное заполнение накладной.
Накладная оформляется в нескольких экземплярах (на железнодорожном транспорте один экземпляр,
который следует с грузом, выдается квитанция, которая свидетельствует о принятии груза к перевозке).
Коноссамент - система накладных оформляет сам договор; свидетельствует о принятии груза к перевозке;
это товарораспорядительный документ; может быть как именной (передать груз можно только оформив
договор об уступке права требования); коноссамент на предъявителя - в РФ не предусмотрен. Чартер
оформляется на международных рейсах, фрахтуется конкретное судно для перевозки: Time - charter -
судно передается с экипажем; бербот - чатрет - судно фрахтуется на один или несколько рейсов.
К чартерному договору (об аренде судна) составляется коноссамент (свидетельство о принятии груза к
перевозке к перевозке и товарораспорядительный документ).
Содержание договора: обязанности перевозчика:
доставить груз в установленные сроки (сутки, часы). Срок начяинает течь с 24 часов для принятия груза
или 0 часов следующего дня). Договор считается исполненным в срок, если груз будет доставлен до
истечения установленного срока;
уведомить грузополучателя о прибытии груза в его адрес; не позднее 12 часов дня следующего дня после
прибытия (не действует на автотранспорте);
доставить груз в сохранности (например, поддерживать определенный режим, сопровожд.груза);
выдать уполномоченному лицу (если груз затарен - передача без проверки и груз пришел в нормальном
виде), если груз прибыл в неисправном подвижном составе или груз с признаками недостачи или порчи,
скоропортящийся груз пришел с опозданием - проверяется вес, количество мест и состояние груза. Эти
данные отражены в коммерческом акте, который подписывается перевозчиком и грузополучателем. При
отказе перевозчиком подписать акт, то груз принимаются по Правилам приемки по количеству и качеству.
Правила составления коммерческого акта регулируются транспортным кодексам. .
На автотранспорте - сведения отражаются в накладной.
Коммерческий акт (ст. 796 п. 4) — документы о наличии и сохранности грузов составленные
перевозчиком в одностороннем порядке рассматриваются судом наравне с другими документами и
утрачивает свою первоначальную силу.
Обязанности грузоотправителя:
оплатить перевозку (в соответствии с установленными тарифами, платежи вносятся в пункте отправления, при невнесении полностью платы - может задержать груз) отправить со знанием права удержания груза до полной оплаты); может определяться по соглашению сторон.
49. Ответственность сторон за нарушение договора перевозки грузов.
Ст. 785 по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Перевозчик отвечает за: несохранность груза; нарушение сроков доставки; утрата груза (перевозчик не может выдать его в течение 30 дней, в смешанных перевозках - 4 месяца со дня приема груза и перевозки; авиатранспорт - 10 дней), автотранспорт на пригородном сообщении -10 дней).
Если груз не выдается, он признается утраченным. Если по истечении этого срока груз нашелся -грузополучатель может принять этот груз; порча груза - ухудшение его качества (изменение химического или биологического состава); повреждение груза; недостача (наличие разницы в весе и количестве принятого и доставленного груза).
Ответственность перевозчика строится по принципу вины, которая ст. 796 ГК п. 1 Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
В законодательстве закреплена презумпция виновности перевозчика. Перевозчик должнен доказывать свою невиновность. Перечень обстоятельств, превращающих презумпцию невиновности в презумпцию невиновности:
• для железнодорожного транспорта ст. 109 Устава ж/д (груз прибыл в исправном составе и с исправными пломбами грузоотправителя)
• недостача произошла в связи с естественными свойствами, связанными с перевозкой в открытом подвижном составе;
• сопровождение представителем грузоотправителя). Обстоятельства, освобождающие перевозчика от ответственности: Ст. 108 Устава ж/д:
• особые, естественные свойства груза;
• груз повышенной влажности.
Перевозчик несет ответственность лишб в размере стоимости имущества. Упущенная выгода не возмещается. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:
в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;
в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости;
в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.
Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.
Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.