Виды перевозок. Правовое регулирование перевозок

Транспорт — важнейшая сфера хозяйственной деятельности. Его продукция — сам процесс перемещения пассажиров, грузов. Транспорт вводит продукцию как товар в сферу обращения, достав­ляя ее к месту потребления.

В зависимости от видов участвующих в перевозке транспортных организаций, количества их при доставке одного и того же груза или пассажиров, особенностей организации перевозочного процесса перевозки делятся на виды:

а) железнодорожные, автомобильные, а также перевозки, осу­ществляемые морским, речным транспортом и авиацией;

б) грузовые и пассажирские;

в) местного сообщения (на всех видах транспорта), прямого сооб­щения (на всех видах транспорта, кроме морского), прямого смешан­ного сообщения (на всех видах транспорта).

Перевозки в местном сообщенииосуществляются одним транс­портным предприятием (например, грузы от Москвы до Калуги до­ставляются Московской железной дорогой).

Перевозки прямого сообщениявыполняются по одному транс­портному документу несколькими транспортными предприятиями одного вида (например, двумя железными дорогами, как самостоя­тельными транспортными предприятиями, — Московской и Горьковской железными дорогами груз доставляется из Москвы в ниж­ний Новгород).

Перевозки прямого смешанного сообщениятакже осуществляют­ся по одному транспортному документу, оформляемому на весь путь следования пассажира, багажа или груза, но предприятиями различ­ных видов транспорта (например, железная дорога и пароходство в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении). Авто­транспортные предприятия, порты, пристани и аэропорты включа­ются в прямое смешанное сообщение по перечням, устанавливаемым соответствующими транспортными министерствами (ст. 149 Ус­тава внутреннего водного транспорта, ст. 107 Устава автомобильно­го транспорта). Для железнодорожных станций специальный пере­чень не утверждается: все железнодорожные станции, открытые для операций по грузовым перевозкам, считаются включенными в это сообщение (ст. 70 Транспортного Устава железных дорог).

В зависимости от направления морских перевозок различаются каботажные перевозки— выполняемые между российскими порта­ми, и перевозки в заграничном сообщении.Перевозки в большом каботаже производятся между портами, расположенными на разных морях (например, перевозки из Мурманска во Владивосток), в малом каботаже— между портами, расположенными в пределах одного моря (например, между Новороссийском и Сочи).

Необходимо различать понятия: транспортировка груза и пере­возка.При перевозке перемещается транспортное средство (автомо­биль, вагон) вместе с грузом. Транспортировка — не только перевоз­ка, но и перемещение груза любым способом, например перекачка нефти, подача газа по магистральным трубопроводам. При транс­портировке таким способом движется только продукция: нефть, газ. Не является перевозкой также сплав леса по реке без участия транс­портного средства, перемещение грузов на конвейере, гидравличес­ким, магнитным и тому подобными способами.

В ГК РФ перевозкам посвящена гл. 40 (ст. 784—800), транспорт­ной экспедиции — гл. 41 (ст. 801—806). В нем закреплены наиболее общие принципиальные положения о перевозках и транспортной экспедиции. Детальное регулирование указанных отношений осу­ществляется транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Согласно ст. 784 ГК РФ транспортные уставы и кодексы являются законами. Так, на воздушном транспорте действует Воздушный ко­декс РФ (далее ВК)1, принятый Федеральным законом от 19 марта 1997 г., на железнодорожном — Транспортный устав железных дорог Российской Федерации (далее — ТУЖД), принятый федеральным законом от 8 января 1998 г.2

Аналогичные законы будут приняты для других видов транс­порта.

До принятия этих федеральных законов сохраняют силу транс­портные уставы и кодексы, принятые в СССР и РСФСР:

Устав внутреннего водного транспорта СССР, утвержденный Со­ветом Министров СССР 15 октября 1955 г. (УВВТ);

Кодекс торгового мореплавания СССР, утвержденный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1968 г. (КТМ);

Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный Сове­том Министров РСФСР 8 января 1969 г. (УАТ).

На основании уставов (кодексов) и в пределах предоставленных ими прав транспортные министерства утверждают правила перево­зок, обязательные не только для транспортных предприятий, но и для обслуживаемых ими организаций и граждан.

Отношения, связанные с транспортной экспедицией, будут, по­мимо норм ГК РФ, урегулированы специальным законом о транспортно-экспедиционной деятельности. До его принятия сохраняют силу нормы действующих транспортных уставов и кодексов, посвя­щенные экспедиции (ст. 78 УВВТ, ст. 124—125 УАТ).

Отношения по перевозкам и экспедиции могут регулироваться и другими законами и иными правовыми актами. Важное значение для железнодорожного транспорта имеет, например, Федеральный закон от 25 августа 1995 г. «О федеральном железнодорожном транс­порте»4.

Наши рекомендации