Правовое регулирование международных перевозок грузов

Правовое регулирование международных грузовых перевозок осуществляется на основе норм международного права и внутреннего законодательства отдельных стран. В связи с тем, что каждый вид транспорта имеет свои особенности международные транспортные соглашения и конвенции разработаны для каждого вида транспорта в отдельности, хотя в последнее время активно разрабатываются и внедряются унифицированные нормативные акты для регулирования смешанных перевозок грузов.

Нормы соглашений и конвенций являются обязательными для государств в них участвующих, а также для субъектов хозяйствования этих стран в случае ратификации международного соглашения или конвенции.

Основными соглашениями в сфере международной перевозки грузов являются:

1. На железнодорожном транспорте – перевозки грузов в международном железнодорожном сообщении осуществляются в соответствии с Соглашением о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ), вступившем в силу в 1985 году (Бернская конвенция).

Республика Беларусь не является участником Бернской грузовой конвенции, международные перевозки организуются в соответствии с Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) (последняя редакция – 1998 года). Перевозки грузов между странами СНГ и Балтии осуществляются в соответствии с Соглашением об особенностях применения отдельных норм СМГС, принятым в 1997 году решением Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества Независимых Государств.

В соответствии с СМГС особенностью оформления перевозок железнодорожным транспортом со странами Западной Европы и иными странами, не входящими в СМГС, является то, что перевозка осуществляется на основании двух последовательно заключаемых договоров международной перевозки, для этого необходимо составление на пограничной станции нового перевозочного документа.

Экономические, правовые и организационные основы деятельности железнодорожного транспорта в Республике Беларусь определяет Закон Республики Беларусь № 237-З от 6 января 1999 года «О железнодорожном транспорте». В соответствии с законодательством организация перевозок грузов в международном железнодорожном сообщении, развитие международных транспортных связей и внешнеэкономическая деятельность осуществляются республиканским органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта – государственным объединением «Белорусская железная дорога». Перевозки грузов в прямом железнодорожном смешанном сообщении производятся на основании соответствующих международных договоров Республики Беларусь.

Благодаря выгодному географическому положению Республика Беларусь является ключевой транзитной страной, соединяющей Россию и страны Азиатско-Тихоокеанского региона с Европейским союзом. Белорусская железная дорога находится на стыке дорог с разной шириной колеи (широкая колея – 1524 мм, и узкая – 1435 мм). Основные мощности перегрузочной инфраструктуры Белорусской железной дороги сосредоточены в ее Брестском отделении на белорусско-польской границе.

2. На морском транспорте – в настоящее время действуют две основные конвенции, непосредственно регулирующие вопросы морской перевозки грузов. Это – Конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года (так называемые Гаагские правила) с Протоколами об изменении 1968 года (Правила Висби) и Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 года (Гамбургские правила). Эти конвенции называют соответственно Гаагско-Висбийскими правилами и Гамбургскими правилами. Беларусь не является участником ни одной из этих конвенций, однако нормы внутреннего законодательства, которые содержатся в Кодексе торгового мореплавания Республики Беларусь, применительно к морским перевозкам, полностью соответствуют положениям Гаагско-Висбийских правил.

3. На автомобильном транспорте – Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов, Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, Международная конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границах, и Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов. Республика Беларусь является участницей названных конвенций.

Следует учитывать, что международные автомобильные перевозки регулируются двусторонними межправительственными соглашениями. Соглашения определяют перечень дорог, используемых для движения магистрального автомобильного транспорта, статус перевозчиков и основные технические характеристики транспортных средств, формы водительских прав и регистрационных документов, страхования гражданской ответственности перевозчика, налогов и сборов и т.д.

Во всех двусторонних соглашениях предусматривается, что международная перевозка по территории одной из стран автомобильным транспортом, зарегистрированным в другой стране, может осуществляться только на основе разрешений.

Разрешение дает право выполнять двусторонние, транзитные перевозки по территории договаривающихся стран, а в отдельных случаях в (из) третьих стран. Бланки разрешений печатаются на языке страны, на территории которой это разрешение действительно, и на одном из рабочих языков ЕЭК, либо на языках установленных соглашением сторон.

В разрешении содержится следующая информация: отличительный знак страны; наименование органа, выдавшего разрешение; порядковый номер; количество разрешенных поездок; наименование страны регистрации транспортного средства; наименование перевозчика и регистрационный номер транспортного средства; срок действия разрешения; отметки таможни о въезде и выезде из страны; дата выдачи разрешения.

Как правило, разрешение действительно на одну поездку в двусторонних или транзитных сообщениях. Во всех странах для международных перевозчиков запрещаются перевозки внутри страны, а также могут быть запрещены перевозки в третьи страны. Дополнительно двусторонними соглашениями может быть разрешены перевозки в третьи страны, если они осуществляются транзитом через страну перевозчика. Например, белорусские перевозчики могут осуществлять перевозки из России в Западную Европу и обратно, транзитом через территорию Беларуси.

Ежегодно на основании подписанных соглашений, а также с учетом данных о динамике перевозок соответствующие органы государств обмениваются, необходимым количеством бланков разрешений, на основании которых организуются автомобильные перевозки в следующем календарном году.

4. На воздушном транспорте – Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, заключенная в г. Варшаве (Варшавская конвенция 1929 года). В 1955 году она была дополнена Протоколом относительно изменения Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанным в г. Гааге в 1955 году. Впоследствии были приняты новые документы, вносившие изменения в Варшавскую конвенцию 1929 года.

Некоторые вопросы организации международных воздушных грузовых перевозок регулируются Воздушным кодексом Республики Беларусь.

5. Для смешанных перевозок грузов – Конвенция ООН о смешанной перевозке грузов (Женева, 1980 год) и правила ЮНКТАД-МТП в отношении документов смешанных перевозок (Женева, 1992 год). И Конвенция и Правила являются факультативными нормами. Их действие распространяется на регулирования договора смешанной перевозки грузов, в том случае если стороны прямо сделали на них ссылку в договоре.

Наши рекомендации