Особые экономические зоны Российской Федерации как форма территориальной организации.
В РФ системное развитие особых экон зон началось в 2005, с момента принятия ФЗ об ОЭЗ 22.07.2005. Особая (СВОБОДНАЯ)экон зона (ОЭЗ, сэз) - это определяемая Правительством РФ часть терр РФ, на кот действует особый режим осущ предпринимательской деят-ти.Это ограниченная терр с особым юрид статусом и льготными экон условиями для нац (иностр) предпринимателей. Цель создания— 1.решение стратегических задач развития гос или отдельной терр: внешнеторговых, общеэкон, соц, регион задач.2.привлечение иностр инвестиций, 3.Созд новых раб мест.4. развитие терр.ОЭЗ создаются для развития: - обрабатывающих отраслей экон; - высокотехнологичных отраслей; - производства новых видов продукции; - транспортной инфраструктуры, а также туризма.На терр ОЭЗ нельзя: вести добычу и перераб полезных ископ, перераб лом цветных и черных мет, производ и перераб подакцизные товары. Искл: легковые авто, разрешено производить на терр. При создании ОЭЗ - соблюдать условия:1. ОЭЗ находиться в пределах одного МО, но не вкл полностью терр административно-терр образования. 2.М создаваться на земельных участках, кот находятся в гос или муниц собственности. На терр ОЭЗ не дб объектов жилищ фонда. 4.ОЭЗ создается на 20 лет. Продлить этот срок нельзя. Правительство РФ может принять реш о досрочном прекращении существ ОЭЗ.
В РФ Правительство опред терр, на кот такие зоны будут расположены, виды деятельности, ведение кот разрешается в ОЭЗ. Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ и оформляется в виде постановления Правительства РФ. (на основе конкурса по отбору заявок). Прекращение сущ ОЭЗ в случае: защита жизни и здоровья людей, охраны природы, оборона страны и безопасности гос; в течение 3 лет с создания не заключено ни одного соглашения об осущ деят-ти. Решение о прекращении сущ принимается Правительством.
Гос управление ОЭЗ: президент своим Указом упразднил Фед агентство по управл-ю оэз. Функции агентства по управлению ОЭЗ переданы Министерству экон развития. (Набиуллина ). - Департамент особых экон зон и проектного финансирования.
Типы ОЭЗ в РФ: 1.Технико-внедренческие- создание, производство и реализ научно-техн продукции (программы для электронных вычислительных машин, микросхем). Томск(нефтехимия),г. Дубна. 2.Промышленно-производственные- созд современных промыш-производств комплексов, способных обеспечить высокотехнологичные производства по выпуску продукции глубокой промышл переработки. Липецк(машиностроение, металл). 3. Туристско-рекреационная зона — терр, на кот ведется туристско-рекреац деят-ть(туризм). Алтай, Краснодарский край «новая анапа». 4.Портовая- г Ульяновск(обслужиание воздушных судов), Хабаровский край(судоремонт). Законодательство: 1.ФЗ «об ОЭЗ», 2.указы Президента, постановления Правительства и принимаемых в соотв с ними иных нормативных правовых актов.
26. Государство и финансы предприятия. Состав и источники образования финансов предприятия.
Финансы- экон отнош, связаны с формированием, распред, использ фондов и денеж средств для выполнения задач, поставленных гос и созд условий расширенного воспроизводства в экономике. Результатом функционирования ф явл образование фин ресурсов. Финансовые ресурсы –совокупность целевых фондов, денеж средств гос и предприятий. В фин сист финансы орг занимают особое положение, тк обслуживают звено общ производства, где создаются матер и нематер блага и формируется финанс ресурсы страны. Предприятие — это самост хозяйствующий субъект, созданный для ведения хоз деят-ти,в целях извлечения прибыли и удовлетвор общ потребностей. Финансы предприятий явл частью экон отнош, возникающих в процессе хоз деят-ти.Принципы организации финансов: самост-ть в области финансовой деят-ти, самофинансир-е, заинтересованность в итогах деят-ти, ответственность за результаты, контроль за фин - хоз деят-тью предприятия. Финансовые ресурсы предприятия –это источники средств орг , направляемые на формирование ее активов. Формир финансовых ресурсов осущ за счет собственных и приравненных средств, мобилизации ресурсов на фин рынке.
Функции Финанс орг: 1.образование доходов и фондов ден средств (обеспеч непрерывн процесса произв-ва); 2. распределение доходов предприятия на: средства, -в его собствен и перечисл в фед, регион и местный бюджеты; 3. финанс контроль - проверка правильности расходов матер, труд и денеж ресурсов в процессе произв-ва и реализ продукции..4.Контрольная - осущ к за хозяйственной деят-тью, воздействие на процессы происход в предприятии. 5.Распределительная - распред фин ресурсов на цели. При распределении нац дохода, происходит создание осн, первичных доходов. Их сумма равна нац доходу. Они делятся на две группы:1.зарплата раб сферы матер производства;2.доходы предприятий.
Финансовых ресурсов предприятий : на собственные и заёмные. Источники С отражаются в уставном капитале-денежное выражение вкладов собственников при создании орг. Заёмные фр -структурируются по разделам и статьям долгосрочных и краткосрочных кредитов банков и прочих займов. Также денежн средства за выпущенные и проданные акций и облигаций. Стартовым источником ФР в момент учреждения орг -уставный капитал - имущество, созданное за счет вкладов учредителей. ФР предприятия - множество источников формирования: - амортизационных отчислений; - прибыли, получаемой хоз и фин деят-ти; - дополнительных паевых взносов участников; - средств, получаемых от выпуска облигаций; - долгосрочного кредита банка и др кредиторов; - законных источников (добровольных безвозмездных взносов орг, граждан). Финансы предприятий : на финансы: гос предприятий, муниц пр, индивид (семейных) частных пр, товариществ с ограниченной ответственностью (акционерных обществ закрытого типа), акционерных обществ открытого типа. Это деление обуславливается спецификой формир уставного фонда. ПР: источниками уставного фонда гос предприятия – бюдж ассигнования, вклады др гос предприятий.
Гос регулирование.Гос и местные органы власти имеют возможность вовлекать в предпринимательскую деят-ть: свободные земли и ресурсы, нежилой муниципальный фонд, воздействовать на инвестиционную политику малых предприятий главным образом через субсидии и налоги, льготные условия. Так же регулирование через Фед программы (Фед пр гос поддержки малого предпринимательства). Налоги ко уплачивают орг: Налог на доход орг 6%, Н на доходы физ лиц 13%(налог с работников),НДС18%,Подоходный налог 21%, н на имущество.Законодательство: Налоговый кодекс.