Особые экономические зоны Российской Федерации как форма территориальной организации

Понятие ОЭЗ, предпосылки и условия создания. Промышленно-производственные и технико-внедренческие ОЭЗ. Подходы к анализу и оценке условий, необходимых для их эффективного функционирования. Особые условия, устанавливаемые в ОЭЗ: снижение совокупной налоговой нагрузки на бизнес и предоставление специального - льготного - таможенного режима для резидентов. ОЭЗ как стимул развития наукоемких производств, внедрения передовых технологий и выпуска товаров, конкурентоспособных на мировых рынках. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ Об особых экономических зонах в Российской Федерации

Особые экономические зоны Российской Федерации как новая форма территориальной организации.ОЭЗ) создаются государством с учетом его экономических задач в переходный период и предлагаются в качестве перспективной модели развития отдельных территорий, обладающих хорошими предпосылками для образования центров роста. ОЭЗ, создаваемые на территории нашего государства, подразделяются на промышленно-производственные и технико-внедренческие. Под промышленно-производственной ОЭЗ следует понимать участок территории площадью не более 20 кв. км, на котором ее резидент вправе осуществлять производство и (или) переработку товаров (продукции), а также их реализацию, за исключением добычи полезных ископаемых и металлургического производства; переработки полезных ископаемых и лома черных и цветных металлов; производства и переработки подакцизных товаров (исключение составляют легковые автомобили и мотоциклы). Такие зоны созданы на территории Липецка и Елабуги.

Технико-внедренческой ОЭЗ признают участки территории (количеством не более двух) общей площадью не более 2 кв. км, на которых резиденты вправе осуществлять деятельность по созданию и реализации научно-технической продукции, доведению ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также по созданию программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказанию услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем. ОЭЗ, созданные в соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ от 22 июля 2005 г., призваны стать новыми точками роста отечественной экономики. Формирование их в том или ином регионе зависит от комплекса факторов - наличия материальных, финансовых и человеческих ресурсов. Мировой опыт подтверждает, что организация ОЭЗ в экономически благополучных регионах позволяет наиболее эффективно использовать государственные средства, привлекать частные капиталы. В свою очередь, выращенные в этих ”теплицах” предприятия дают более скорую и большую отдачу, в том числе и в виде налоговых отчислений. Поэтому российские власти приняли решение о создании ОЭЗ первоначально в экономически сильных регионах. Кстати, в этом - наше отличие от Китая, накопившего огромный опыт в формировании подобных анклавов. Выбору конкретных территорий под такие зоны предшествовали глубокий анализ и оценка условий, необходимых для их эффективного функционирования, - трудового потенциала, уровня экономического развития, количества расположенных здесь высших и средних специальных учебных заведений, их профильности. Особые условия, устанавливаемые в ОЭЗ, включают снижение совокупной налоговой нагрузки на бизнес и предоставление специального - льготного - таможенного режима для резидентов. Налоговая нагрузка на предприятия снижается также за счет региональных (налог на имущество организаций, транспортный налог) и местных (земельный) налогов, от уплаты которых резиденты всех ОЭЗ освобождаются в течение первых пяти лет (ст.381, 395 НК РФ, а также законы субъектов Федерации). Льготный налоговый режим, устанавливаемый для резидентов ОЭЗ по новому порядку, закрепляется в специальном соглашении о создании ОЭЗ, заключаемом между Правительством РФ, органами государственной власти субъекта РФ и исполнительно-распорядительным органом муниц. образования. В ОЭЗ действует также режим свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой зоны без уплаты таможенных пошлин и НДС. Налог на фонд оплаты труда существенно снижен - до уровня взносов в Пенсионный фонд РФ. Резиденты ОЭЗ, в свою очередь, могут изыскивать ресурсы для установления уровня заработной платы более высокой, чем на аналогичных предприятиях-нерезидентах.В перспективе благодаря отечественным и иностранным инвестициям ОЭЗ должны стать основным стимулом развития наукоемких производств, внедрения передовых технологий и выпуска товаров, конкурентоспособных на мировых рынках





26. Государство и финансы предприятия. Состав, источники образования финансов предприятия

Понятие государственных финансов и финансов предприятия, связь между указанными категориями. Финансовые ресурсы предприятия: сущность, значение. Уставный фонд, источники его образования в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования. Основным источником финансовых ресурсов предприятий выступает стоимость реализованной продукции, различные части которой в процессе распределения выручки принимают форму денежных доходов и накоплений. Финансовые ресурсы формируются главным образом за счет прибыли и амортизационных отчислений. Источниками финансовых ресурсов также выступают: выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые активы, различные целевые поступления, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве. Группировка финансов предприятия в соответствии с источниками их формирования. Направления использования финансовых ресурсов.

Государство и финансы предприятия. Состав и источники образования финансов предприятия.

финансовые ресурсы предприятия - денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию работающих.

Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставной фонд. его источниками в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования выступают: акционерный капитал, паевые взносы членов кооперативов, отраслевые финансовые ресурсы, долгосрочный кредит, бюджетные средства. величина уставного фонда показывает размер тех денежных средств - основных и оборотных - которые инвестированы в процесс производства.

Основным источником финансовых ресурсов предприятий выступает стоимость реализованной продукции, различные части которой в процессе распределения выручки принимают форму денежных доходов и накоплений.

Финансовые ресурсы формируются главным образом за счет прибыли и амортизационных отчислений.

Источниками финансовых ресурсов также выступают: выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые активы, различные целевые поступления, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве.

группировка финансов предприятия в соответствии с источниками их формирования может быть представлена в следующем виде:

1. доходы: прибыль от основной деятельности; прибыль по выполняемым научно‑исследовательским работам; прибыль от финансовых операций; прибыль от строительно‑монтажных работ, выполняемых хозяйственным способом.

2. поступления: амортизационные отчисления; выручка от реализации выбывшего имущества; устойчивые пассивы; целевые поступления; мобилизация внутренних ресурсов в строительстве; паевые и иные взносы членов трудового коллектива.

3. мобилизуемые на финансовом рынке: продажа собственных акций, облигаций и других видов ценных бумаг; кредитные инвестиции.

4. поступающие в порядке перераспределения: страховые возмещения по наступившим рискам; финансовые ресурсы, поступающие от концернов, ассоциаций, отраслевых структур; финансовые ресурсы, формируемые на паевых началах; дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов; бюджетные субсидии.

Направления использования финансовых ресурсов:

1. платежи органами финансово-банковской системы, обусловленные выполнением финансовых обязательств: налоговые платежи в бюджет, уплата процентов банкам за пользование кредитами, погашение ранее взятых ссуд, страховые платежи.

2. инвестирование собственных средств в капитальные затраты: расширение производства и его техническое обновление, переход на новые прогрессивные технологии.

3. инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги, приобретаемые на рынке: акции и облигации других фирм, обычно тесно связанных кооперативными поставками с данным предприятием, в государственные займы.

4. направление финансовых ресурсов на образование денежных фондов поощрительного и социального характера.

5. использование финансовых ресурсов на благотворительные цели, спонсорство

Наши рекомендации