Особые экономические зоны Российской Федерации как форма территориальной организации

28 августа 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". В соответствии с данным законом особая экономическая зона (ОЭЗ) - это определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

СЭЗ– это часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению.

Создание СЭЗ – весьма действенное и перспективное направление развития экономики отдельных территорий и районов, главным образом ориентированных на формирование производственного потенциала и сферы услуг, способных свободно экспортировать продукцию.

Основные черты СЭЗ:

1. применение различных льгот и стимулов:

ü внешнеторговые – отмена и уменьшение импортных / экспортных пошлин,

ü фискальные – налоговые льготы на прибыль,

ü финансовые льготы – субсидии (прямые, косвенные),

ü административные льготы – упрощенная процедура регистрации предприятия, режим въезда / выезда граждан,

2. наличие локальной (местной) системы управления,

3. всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти,

4. расширение, развитие инфраструктуры, самой зоны, прилегающих территорий.

Требования к размещению СЭЗ:

· благоприятное транспортно-географическое положение в отношении внешнего и внутреннего рынка, наличие развитой транспортной сети (морских портов, крупных аэропортов),

· развитый производственный потенциал,

· существенные запасы природных ресурсов.

ОЭЗ создаются для развития:

- обрабатывающих отраслей экономики;

- высокотехнологичных отраслей;

- производства новых видов продукции;

- транспортной инфраструктуры.

Существует целый ряд причин и факторов появления зон различных типов в мировой практике зонирования:

1.экономические – получение дополнительной прибыли за счет более выгодного вложения капитала на территории других стран, а не в собственную экономику;

2.внеэкономические:

-технико-технологические (проблемы НТР и НТП в современной мирохозяйственной системе),

-необходимость ускоренного создания и внедрения современной технологии, а также тиражирования лучших мировых достижений,

-природно-географические,

-организационные,

3. политические либо геополитические (экономико-географические) – расширение сфер и областей мирового сотрудничества различных стран;

4. социально-культурные.

СЭЗ РФ:

ü комплексные зоны производственного характера, создаваемые на границах областей, целью которых является развитие инфраструктуры, привлечение крупных инвесторов (Находка),

ü внешнеторговые зоны – зоны портов и крупных аэропортов (Шереметьево, Внуково),

ü отраслевые зоны – зоны туристическо-курортного типа (Зеленоград, Ингушетия, Кавказские минеральные воды).

ü Наукограды – сколково, петергоф,дубна

В СЭЗ устанавливается:

ü льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвестиций и совместных предприятий,

ü упрощенный порядок регистрации совместных предприятий,

ü налогообложение по льготным ставкам до 50 %,

ü понижение ставки платы за пользование природными ресурсами,

ü право на долгосрочную аренду (до 7 лет),

ü понижение таможенных пошлин,

ü упрощение въезда / выезда иностранных граждан,

ü право безлицензионного экспорта и импорта для совместных предприятий и для предприятий, принадлежащих иностранным гражданам.

Проблемы развития СЭЗ в России:

1. неурегулированность нормативно-правовой базы,

2. отсутствие четких целей в создании зоны,

3. все претенденты на создание зоны в РФ стремятся получить как можно большую территорию.

Гос управление ОЭЗ: президент своим Указом упразднил Фед агентство по управл-ю оэз. Функции агентства по управлению ОЭЗ переданы Министерству экон развития. (Набиуллина ). - Департамент особых экон зон и проектного финансирования.

Законодательство: 1.ФЗ «об ОЭЗ», 2.указы Президента, постановления Правительства и принимаемых в соотв с ними иных нормативных правовых актов.

Наши рекомендации