Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в РФ.

Бюдж федерализм - форма бюджетного устройства в федеративном гос, кот предполагает учет интересов всех участников бюдж процесса, на основе достиж компромисса и самост управления функционир-ем всех звеньев бюдж системы. Основу БФ -разграничение предме­тов ведения и полномоч РФ и суб, в соотв с КРФ.Межбюджетные отношения(МО) - совокупность отношений м органами гос власти РФ, суб и мсу по поводу: разграничения и закрепления бюдж правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности орга­нов власти в области составления, утверждения и исполнения бюдже­тов и бюдж процесса.

Совокупность МО основывается на бюджетном федерализме - принцип построения бюдж отношений,в условиях самостоят-ти каждого бюджета,(сочетать интересы Фед, ее субъектов и органов мсу). Принципы бюдж федерализма: -обеспечение самостоятельности бюджетов разных уровней. Самостоят б означает: 1. за каждым уровнем власти- собственные доходных источников и право самост направлять расходования бюдж средств в соотв с законом; 2.недопустимость изъятия доп полученных доходов в вышестоящ бюджеты; 3.разграничение расходных обязательств м органами госвласти; 4.соответствие объема расходных обязательств, доходным полномочиям; 5. = бюдж прав суб РФ, муниц образований; 6.выравнивание уровней мин бюдж обеспеченности суб РФ, муниц образ; 7. Пр = бюджетов всех субъектов РФ во взаимоотнош с фед б, необходимо: установление единых для всех суб РФ нормативов отчисле­ний от фед налогов и сборов в бюджеты суб РФ; единого порядка уплаты фед налогов.

Средства, переданные Фед бюджету, б суб РФ, местному б в качестве обеспечения отдельных гос полномочий, учитываются в соответств бюджете как доход в форме безвозмездных перечислений. Субъект, получающий фин помощь из Фед б, принимает на себя опред обязательства. Финансовая помощь имеет след формы: 1) дотации-на выравнивание уровня мини­м бюджетной обеспеченности субъекта.Финансирование расходов, кот обеспечивают ми­н гос соц стандарты. Нормативы фин затрат на предоставление гос услуг и нормативы мин бюдж обеспеченности устанавливаются Правительством РФ. Порядок предоставления и расчета размеров фин помощи определяется ФЗРФ;2) субвенции-предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер, в том числе: 1. расходов по фед целевым программам, капи­тальных расходов; 2 расходов, передаваемых из бюджетов др уровней бюдж системы;3 др целевых расходов.

В ведении РФ в области федерализма нахо­дятся: управл фед гос собств-ю; установл-е основ фед политики и фед программы в обл эк, эколог, соц, и на­ц развития РФ; установление прав основ единого рынка; федер бюджет; фед налоги. В совместном ведении РФ и суб в области федерализма находятся: ? владения, польз и распоряж природ ресурсами; разгранич гос собственности; общ ? воспитания, образов, науки, культу­ры;? здравоохр; соц защита; координация межд-н и внешнеэк связей суб РФ.К совместному ведению фед органов и органов гос вл субъектов: разграничение гос собственности на терр суб; установление общ принципов бюдж системы, налогообложения в РФ.

Законодат-во: По предметам ведения РФ принимаются фед конституц законы и ФЗ- на всей терр РФ. По предме­там совместного ведения РФ и суб- ФЗ и норм прав акты суб РФ. Вне пределов ведения РФ, совместного ведения, суб осущ прав регулир,принятие законов и норм- прав актов. Не м противоречить ФЗ.

Бюжд федерализм и межбюдж отношения регулируются: Бюдж Кодекс,Распоряжение Правительства РФ <О Концепции межбюджетных отношений и организ бюджетного процесса в субъектах РФ и МО до 2013 г>, приказы Минфина., Налоговым Кодексом по средствам налогов.

22. Национальное планирование и его функции в современной рыночной экономике.

На всех уровнях управления осн рычагом преобразования -планирование. Что, когда, где д происходить в пределах опред времени. Планирование –оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленной цели. Это форма деят-ти, при кот осущ разработка заданий по целенаправленному воздействию на процесс воспроизводства. Главное в Нац П– определение общих целей и путей достиж высокой эффективности экономики, сбалансированности всех её секторов, устойчивого развития, т.е. разработка соци-экон стратегии страны.

Уровни П: нац, регион, муниц, уровень фирм. Объект п – то, что планируется.Субъект – органы гос, муниципального и администрат. управления Функции: 1)опред особо важных общ целей. 2)согласование целей развития и направления деят-ти. 3) ориентирование хозяйств субъекта 4) более эффект реш задачи экон политики и применять регулирование экон. 5) более обоснованно составлять гос бюджет.

В РФ: П в управлении огромной страной объективно необходимо, тк для рыночной экономики порядок лучше хаоса. Общегос П реализуется в форме разработки ряда документов: гос бюджет, программа соц-экон развития, План действия Правительства РФ по соц-экон развитию страны, перспективный финанс план.

В постиндустр эпоху прогнозирование, программирование и планирование вышли за рамки предприятий и приобрели общегос значение. Гос регулир-е в к ХХ в - неотъемлемой частью рыночного хозяйства. Индикативное п - наиб совершенная форма организации взаимодействия всех звеньев фед органов управления, м собой и с регион органами. На основе научн прогнозов и целевых программ разрабатываются гос, регион и корпоративные планы.Посредством п гос корректирует экон деформации рыночных отношений, обеспечивает соц-эк стабильность общества.

УТОЧНИТЬ, Примеры, Законы

Наши рекомендации