Кривая совокупного спроса на инвестиции
Инвестиции разделяются на 3 осн. группы: 1) инвестиции в основной капитал; 2) в жилищное строительство; 3) в увеличение запасов. Инвестиции в основной капитал – это инвестиции в ОПФ: машины, оборудование, кап. строительство предприятия. Инвестиции на жилищное строительство – расходы на поддержку жилищного фонда и строительство нового жилища. Запасы – это резервы сырья, материалов, полуфабрикатов на стадии незавершенного производства или готовой продукции, принадлежащей предприятию. Т.о., и фирмы, и домохозяйства инвестируют: фирмы - приобретая инвестиционные товары, чтобы увеличить капитал или заменить действующий, а домохозяйства – приобретая жилье, что также явл. инвестированием.
Совокупный спрос на инвестиции зависит от ожидаемой нормы чистой прибыли (ОНЧП) и %-ной ставки. Сущность влияния этих факторов на инвестиционный спрос в след.: 1) предприятия инвестируются с целью получения прибыли; 2) инвестиционные затраты связаны с источником их финансирования. Распространенным источником финансирования инвестиций явл. банковский кредит. Поэтому большую роль играет % -ная ставка. Процентная ставка – это цена инвестиций, которую фирма должна заплатить, чтобы занять денежный кредит. Прежде чем принять решение, инвесторы сопоставляют ОНЧП и % -ную ставку. Если % -ная ставка ниже чем ОНЧП, то инвестиции будут прибыльными, на них возникает спрос, и наоборот.
Кроме % -ной ставки на инвестиционный спрос влияют факторы, которые изменяют уровень ОНЧП при данной % -ной ставке: 1) технологические изменения (новое , более производительное оборудование позволяет сократить средние затраты на производство продукции или повысить качество. В результате – увеличивается ОНЧП от инвестирования, что вызывает увеличение спроса на инвестиции при данной % -ной ставке). 2) уровень обеспеченности основным капиталом (еслли производственные мощности определенной отрасли удовлетворяют спрос на продукцию данной отрасли, то это будет сдерживать инвестиции, и наоборот); 3) затраты на приобретение, эксплуатацию и обслуживание оборудования; 4) налоги на предпринимателя; 5) ожидания (если фирмы ожидают, что рост производства товара приведет к резкому сокращению спроса на него даже при сниении цены, то нет стимула вкладывать инвестиции в производство данного товара).
На изменение инвестиций влияют след. факторы: 1) продолжительность срока службы инвестиционных товаров: продолжительный срок службы может отложить приобретение новых товаров, что сократит инвестиции. Оптимистические прогнозы могут повлиять на принятие решений о модернизации, новом строительстве, что приведет к увеличению инвестиций. 2) нерегулярность инноваций: существенные нововведения появляются нечасто, это, в свою очередь влияет на непостоянство инвестиций. 3) текущая прибыль: предприятия инвестируют лишь тогда, когда ожидают, что инвестирование будет очень прибыльным. При этом текущая прибыль достаточно изменчива, поэтому и инвестиционные стимулы изменчивы. кроме того, прибыль явл. основным источником инвестиций, а след-но ее нестабильность увеличивает непостоянство инвестиций.
В макроэкономич. анализе базовой моделью инвестиционного спроса явл. модель, в кот. % -ная ставка явл. основным фактором, определяющим инвестиционный спрос, а ожидаемая норма чистой прибыли явл. постоянной величиной и дифференцируется по отдельным инвестиционным проектам.
График: Совокупный спрос на инвестиции
На ОХ – стоимость инвестиционных проектов, которые объединены в отдельные группы в зависимости от ОНЧП. Первая – стоимостью в 50 д.ед. с ОНЧП 10%; вторая – стоимостью 150 д.ед. с ОНЧП 6%; третья – стоимостью 200 д.ед. с ОНЧП 3%. Общая стоимость всех инвестиционных проектов – 400 д.ед. На ОY - процентная ставка (реальная) – ПСР .
Если ПСР =12%, то инвестиционный спрос отсутствует. Это объясняется тем, что среди всех предложенных экономикой инвестиционных проектов ОНЧП<ПСР
Если ПСР снизится до 8%, то возникает инвестиционный спрос стоимостью 50 ден. ед. это объясняется тем, что лишь среди инвестиционных проектов первой группы ОНЧП>ПСР, т.е. 10%>8%.
Если ПСР снизится до 4%, то инвестиционный спрос увеличится до 200 ден. ед. Это объясняется тем, что ОНЧП превышает ПСР уже по первой и второй группам инвестиционных проектов, т.е. 10% и 6% >4%.
Если ПСР снизится до 2%, то инвестиционный спрос увеличится до 400 ден. ед. т.к. по инвестиционным проектам всех групп ОНЧП превышает ПСР т.е. 10%, 6% и 3% >2%.
Т.о., целесообразность инвестирования и инвестиционный спрос возникают тогда, когда ОНЧП> ПСР. При заданном объеме ОНЧП чем ниже ПС, тем больше спрос на инвестиции. Поэтому характер наклона кривой инвестиционного спроса негативный.