Потребление, сбережения, инвестиции и условия равновесия. Графики сбережения и потребления

Потребление (потребительские затраты) – затраты домохозяйств на приобретение потребительских товаров и оплату услуг. Потребление явл. наиболее существенным компонентом ВВП. В разных странах доля потребления колеблется в пределах 60-70%. Структура потребительских затрат разная у различных групп населения (продукты питания, непродовольственные товары и др.). приоритеты в потреблении разные, но можно выделить наиболее общие группы затрат в зависимости от желательности для семьи: еда, одежда, жилье, образование, мед. обслуживание, транспорт. При этом, многое зависит от доходов семьи. Структура потребления может изменяться по отдельным направлениям – более качественное питание, более комфортабельное жилье и т.д. на величину потребительских затрат влияет много факторов. Среди них главным явл. доход, который остается в распоряжении домохозяйств после уплаты всех налогов и платежей. Но не весь доход идет на потребление. Какая-то его часть сберегается. Сбережения – та часть личного дохода, кот. не потребляется. Потребление и сбережения непосредственно влияют на уровень нац. производства, цены и занятость. Функция потребления показывает соотношение м/у потребительскими затратами и личным доходом. Зависимость потребления и сбережения от дохода наз. склонностью к потреблению сбережению. Сбережения влияют на потребление. Если есть сбережения, то население имеет возможность в текущем периоде потреблять больше, чем получено доходов. Эту ситуацию наз. «эффектом сбережения». В условиях нестабильности население увеличивает текущее потребление, используя сбережения.

Инвестиции – второй после потребления компонент совокупных затрат. Разделяются на 3 осн. группы: 1) инвестиции в основной капитал; 2) в жилищное строительство; 3) в увеличение запасов. Инвестиции существенно влияют на совокупный спрос, объем нац. производства, занятость, способствуют накоплению фондов предприятия и образуют основу для эк. роста. Нерациональное использование инвестиций приводит к замораживанию производственных ресурсов и сокращению объемов нац. производства. общий объем инвестиций назыв. валовыми инвестициями. Они распределяются на 2 группы: 1) на увеличение основного капитала; 2) на амортизацию. Т.к. в каждом периоде обесценивается часть капитала, то формулу основных инвестиций можно записать: ВИ= ЧИ + А*К (А – амортизация; К – стоимость основных фондов). Почти все инвестиции осуществляются фирмами, а не домохозяйствами. Но домохозяйства, принимая решения о потреблении и сбережении, направляют часть своих доходов на финансовые рынки, фирмы же обращаются к финансовым рынкам за кредитами, используя их на инвестирование. Т.о., инвестиции образуются сбережениями, а финансовые рынки дают возможность домохозяйствам перераспределять свои доходы во времени. Совокупный спрос на инвестиции зависит от ожидаемой нормы чистой прибыли (ОНЧП) и %-ной ставки. Сущность влияния этих факторов на инвестиционный спрос в след.: 1) предприятия инвестируются с целью получения прибыли; 2) инвестиционные затраты связаны с источником их финансирования. Распространенным источником финансирования инвестиций явл. банковский кредит. Поэтому большую роль играет % -ная ставка. Процентная ставка – это цена инвестиций, которую фирма должна заплатить, чтобы занять денежный кредит. Прежде чем принять решение, инвесторы сопоставляют ОНЧП и % -ную ставку. Если % -ная ставка ниже чем ОНЧП, то инвестиции будут прибыльными, на них возникает спрос, и наоборот. Кроме % -ной ставки на инвестиционный спрос влияют факторы, которые изменяют уровень ОНЧП при данной % -ной ставке: 1) технологические изменения (новое , более производительное оборудование позволяет сократить средние затраты на производство продукции или повысить качество. В результате – увеличивается ОНЧП от инвестирования, что вызывает увеличение спроса на инвестиции при данной % -ной ставке). 2) уровень обеспеченности основным капиталом (еслли производственные мощности определенной отрасли удовлетворяют спрос на продукцию данной отрасли, то это будет сдерживать инвестиции, и наоборот); 3) затраты на приобретение, эксплуатацию и обслуживание оборудования; 4) налоги на предпринимателя; 5) ожидания (если фирмы ожидают, что рост производства товара приведет к резкому сокращению спроса на него даже при сниении цены, то нет стимула вкладывать инвестиции в производство данного товара).



Наши рекомендации