Понятие совокупного спроса. Кривая совокупного спроса.

Совокупный спрос (англ. – aggregate demand, AD) – это реальный объем национального производства, который участники национальной экономики готовы купить при различном уровне цен.

Совокупный спрос представляет собой сумму всех спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке:

Понятие совокупного спроса. Кривая совокупного спроса. - student2.ru ( 10.1)

Понятие совокупного спроса. Кривая совокупного спроса. - student2.ru
где Понятие совокупного спроса. Кривая совокупного спроса. - student2.ru – спрос населения на потребительские товары и услуги; Понятие совокупного спроса. Кривая совокупного спроса. - student2.ru – спрос на производственные ресурсы со стороны предприятий и фирм;

Понятие совокупного спроса. Кривая совокупного спроса. - student2.ru – спрос на товары и услуги со стороны государства;

Понятие совокупного спроса. Кривая совокупного спроса. - student2.ru – чистый экспорт как разность между спросом иностранцев на отечественные товары и спросом отечественных потребителей на иностранные товары.

Зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства, на который предъявлен спрос, является обратной, или отрицательной. Чем ниже уровень цен, тем большую часть национального продукта готовы приобрести потребители внутри страны и из-за границы, а также государство и предприятия (фирмы), и наоборот.

На величину совокупного спроса влияют ценовые и неценовые факторы. К ценовым факторам совокупного спроса относятся:

1. Эффект процентной ставки. Его суть в том, что рост уровня цен заставляет и потребителей, и производителей брать деньги в долг, обращаясь в банки за кредитами. Это обстоятельство повышает процентную ставку, поэтому покупатели вынуждены отказываться от покупок, а предприниматели сокращают инвестиции. В результате совокупный спрос уменьшается.

2. Эффект богатства. При росте цен в стране происходит обесценивание денег (инфляция). В этом случае сбережения населения и предприятий (фирм) теряют свою покупательную способность, что снижает совокупный спрос. При падении цен, наоборот, реальная стоимость сбережений растет, что ведет к увеличению совокупного спроса.

3. Эффект импортных товаров. При росте цен внутри страны спрос на отечественные товары сокращается, а на более дешевые их импортные аналоги – растет. В результате величина чистого экспорта приобретает отрицательное значение, и совокупный спрос уменьшается.

Все эти эффекты, связанные с изменением уровня цен, графически проявляют себя движением вдоль кривой совокупного спроса (рис. 10.1).

Понятие совокупного спроса. Кривая совокупного спроса. - student2.ru

На совокупный спрос также влияют неценовые факторы, среди которых можно выделить:

· изменения в потребительских расходах, связанные с изменением уровня благосостояния потребителей;

· изменения в инвестиционных расходах, то есть расходах предприятий и фирм на покупку необходимых факторов производства;

· изменения в государственных расходах;

· изменения в расходах на чистый экспорт.

Неценовые факторы смещают саму кривую совокупного спроса либо вправо, когда он увеличивается, либо влево, когда он уменьшается под их воздействием.

Наши рекомендации