Совокупный спрос. кривая совокупного спроса. ценовые и неценовые факторы, влияющие на изменение совокупного спроса

Совокупный спрос (AD)— суммарное количество продукции, которое может быть куплено при данном уровне цен. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике.

В структуре совокупного спроса выделяют:

· спрос на потребительские товары и услуги (C);

· спрос на инвестиционные товары (I);

· спрос на товары и услуги со стороны государства (G);

· чистый экспорт — разница между экспортом и импортом (X).

Таким образом, совокупный спрос можно выразить формулой:

совокупный спрос. кривая совокупного спроса. ценовые и неценовые факторы, влияющие на изменение совокупного спроса - student2.ru

Кривая совокупного спроса показывает количество товаров и услуг, которые потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Движение по кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики цен. Спрос на макроуровне подчиняется той же закономерности, что и на микроуровне: он будет падать при росте цен и увеличиваться при их снижении. Эта зависимость вытекает из уравнения количественной теории денег:

совокупный спрос. кривая совокупного спроса. ценовые и неценовые факторы, влияющие на изменение совокупного спроса - student2.ru и совокупный спрос. кривая совокупного спроса. ценовые и неценовые факторы, влияющие на изменение совокупного спроса - student2.ru илиP = MV/Y,

где P — уровень цен в экономике;

Y — реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос;

М — количество денег в обращении;

V — скорость обращения денег.

Из этой формулы следует, что чем выше уровень цен Р, тем (при условии фиксированного предложения денег M и скорости их обращения V) меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос Y.

Обратная зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен
связана с:

· эффектом процентной ставки (эффектом Кейнса) — с ростом цен увеличивается спрос на деньги. При неизменном предложении денег растет ставка процента, а в результате сокращается спрос со стороны экономических агентов, пользующихся кредитами, снижается совокупный спрос: P­® ®M/P¯®r­®I¯®AD¯

· эффектом богатства(эффектом Пигу) — рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов, делает их владельцев беднее, в результате чего снижаются объем импортных закупок, потребление и совокупный спрос: P­®M/P¯®C¯®AD¯

· эффект импортных закупок— рост цен внутри страны при неизменных ценах на импорт перекладывает часть спроса на импортные товары, что приводит к сокращению экспорта. В результате чего сокращается чистый экспорт и снижается совокупный спрос в стране: P­®E¯®NE¯®AD¯

Наряду с ценовыми на совокупный спрос оказывают влияниенеценовые факторы.Их действие приводит к смещению кривой AD вправо или влево.

К неценовым факторам совокупного спроса относятся:

· предложение денег М и скорость их обращения V (что следует из уравнения количественной теории денег);

· факторы, влияющие на потребительские расходы домохозяйств: благосостояние потребителей, налоги, ожидания;

· факторы, воздействующие на инвестиционные расходы фирм: процентные ставки, льготное кредитование, возможности получения субсидий;

· государственная политика, определяющая государственные расходы;

· условия на внешних рынках, влияющие на чистый экспорт:колебания курсов валют, цен на мировом рынке.

Изменения совокупного спроса отражены на рисунке. Сдвиг прямой AD вправо отражает увеличение совокупного спроса, а влево — уменьшение.

совокупный спрос. кривая совокупного спроса. ценовые и неценовые факторы, влияющие на изменение совокупного спроса - student2.ru

Рис . 1. Кривая совокупного спроса

Например, увеличение предложения денег (или скорости их обращения) и соответствующий рост платежеспособного спроса в экономике отразятся на графике сдвигом кривой AD вправо, а снижение спроса на нефть на мировом рынке и соответствующее сокращение экспорта отразятся графически сдвигом кривой AD влево.

15СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КРИВАЯ СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Совокупное предложение (AS)— общее количество конечных товаров и услуг, которое может быть создано или предложено в стране при данном уровне цен. Кривая совокупного предложения показывает зависимость общего объема предложения от общего уровня цен в экономике.

На характер кривой AS также влияют ценовые и неценовые факторы. Как и в отношении кривой AD, ценовые факторы изменяют объем совокупного предложения и обусловливают движение вдоль кривой AS. Неценовые факторы вызывают сдвиг кривой влево или вправо. К неценовым факторам предложения относят изменения в технологии, в ценах ресурсов и их объемах, в налогообложении фирм и структуре экономики (совершенная конкуренция, олигополия…). Так, повышение цен на нефть и нефтепродукты приведет к росту издержек и снижению объема предложения при каждом уровне цен в экономике (кривая AS сдвигается влево). Высокий урожай означает увеличение совокупного предложения (сдвиг кривой вправо). Рост или снижение налогов соответственно вызывают уменьшение или увеличение совокупного предложения.

На рисунке изображена кривая совокупного спроса. Вертикальный участок соответствует полной занятости ресурсов. Горизонтальный участок характеризуется тем, что в экономике используются не все факторы производства (неполная занятость ресурсов). Промежуточный участок соответствует постепенному вовлечению в производство свободных ресурсов, количество которых ограничено, что сказывается на ценах и издержках (они растут).

совокупный спрос. кривая совокупного спроса. ценовые и неценовые факторы, влияющие на изменение совокупного спроса - student2.ru

Рис. 2. Кривая совокупного предложения

Наши рекомендации