Социально-экономическая сущность и роль бюджета.
Бюджет – это роспись государственных доходов и расходов на определенный срок утвержденная в законодательном порядке
С помощью бюджета государство собирает, а затем перераспределяет часть произведенного в стране валового внутреннего продукта для выполнения политических, социальных и экономических функций. Реализуя свои политические задачи, государство обеспечивает национальную оборону и безопасность, государственное управление и деятельность законодательной власти. Создавая условия для деятельности систем образования, здравоохранения, оказывая социальную поддержку, заботясь об окружающей среде, развитии фундаментальной науки и культуры, государство выполняет свои социальные функции. Регулируя условия для развития бизнеса и обеспечивая функционирование государственного сектора экономики, государство поддерживает экономическое развитие. С помощью бюджета государство обеспечивает возможности повышения качества жизни населения, развития экономики.
Воздействие бюджета на различные социальные группы и отрасли экономики неодинаково. Взимание налогов с доходов работающих граждан и предприятий снижает уровень доходов граждан и сдерживает экономическую активность в стране. Однако при этом создаются возможности поддержки незащищенных слоев населения и реализации государственных программ развития, финансируемых за счет бюджетных средств. Выравнивание доходов региональных бюджетов за счет финансовой поддержки центра, которая способствует улучшению положения более бедных территорий, может оцениваться как не справедливое с позиции богатых регионов, являющихся донорами федерального бюджета. Поэтому при формировании государственного бюджета необходима выработка таких подходов, которые учитывают баланс различных общественных интересов.
Государственный бюджет- главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.
Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон.
Основными задачами бюджета являются:
- перераспределение ВВП;
- государственное регулирование и стимулирование экономики;
- финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;
- контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Бюджету присущи следующие функции:
- образование основного централизованного фонда денежных средств(налоги, налоговые доходы, займы);
- расходование бюджетного фонда(конкретные направления бюджетных расходов по отраслям хозяйства, учреждениям социальной сферы, экономическим регионам);
- контрольная функция(создает условия для контроля за поступлением доходов и целевым использованием бюджетных средств).
Бюджетное законодательство и бюджетная практика различают бюджет государства и государственный бюджет. На основании Конституция РФ государственный бюджетносит название федерального.
Бюджет государства— это консолидированный бюджет России, т.е. это федеральный бюджет плюс бюджеты 88 субъектов Федерации.
Бюджетное регулирование- это процесс распределения доходов иперераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов. Основой бюджетного регулирования является закрепленное законом распределение источников доходов между бюджетами разного уровня. В составе бюджетов могут создаваться целевые и резервные бюджетные фонды средства которых в целях осуществления социальных, экономических и других программ могут передаваться безвозмездно в бюджеты нижестоящих уровней.
Бюджетная система России включает в себя бюджеты и внебюджетные фонды трех уровней. Федеральный уровень представлен федеральным бюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов
К региональному уровню относятся бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, к местному – бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских внутригородских муниципальных образований городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга, - а также бюджеты городских и сельских поселений.
Государственные и территориальные внебюджетные фонды являются частью бюджетной системы, но существуют отдельно от федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов. Главной задачей внебюджетных фондов является аккумулирование и распределение средств на специальные нужды. Таким образом достигается независимость внебюджетных фондов от бюджетов всех уровней и предотвращается возможность использования их средств для не соответствующих им целей.
В основе функционирования бюджетной системы лежат принципы разграничения источников доходов бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов, а так же разделения расходных полномочий федеральных и региональных органов власти и органов местного самоуправления.
Бюджетная классификация
Важнейшим методом разработки данных государственного бюджета является систематизированная экономическая группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам Проведение таких группировок обеспечивается наличием бюджетных классификаций, отражающих социально-экономическое содержание доходов и расходов бюджета. Бюджетные классификации устанавливаются Минфином РФ в целях единообразного построения и учета, а также необходимого анализа исполнения государственного бюджета. Они имеют важное значение, так как позволяют объединить отдельные виды бюджетов в общие своды, сопоставлять бюджеты одних республик, краев, областей и регионов с другими, составлять динамические ряды и анализировать их структуру, динамику и ход исполнения бюджета, дают возможность характеризовать доходы бюджета по отдельным их видам и источникам поступлений, а расходы — по их направлениям. Являясь основным документом по формированию доходов и расходов бюджетов всех уровней, источников финансирования дефицитов этих бюджетов, бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней и позволяет принимать решения при формировании бюджетов всех уровней на следующий год путем анализа их исполнения за предыдущий год.
в настоящее время в РФ применяется единая бюджетная классификация, в которой объектам классификации присвоены группировочные коды.
Бюджетная классификация РФ включает:
• классификацию доходов бюджетов РФ;
• функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
• экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
• классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов РФ;
• классификацию видов государственного внешнего долга РФ;
• ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Классификация доходов бюджетов РФ —это группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы; основывается на законодательных актах, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.
Функциональная классификация расходов бюджетов РФ — это группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы; отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти.
Экономическая классификация расходов бюджетов РФ —это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию (например: текущие расходы, оплата труда государственных служущих).
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ— это группировка заемных средств, привлекаемых РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.