Особенности построения бюджетной системы в странах с различным государственным устройством.

По форме государственного устройства страны подразделяются на две группы: простые (унитарные) и сложные. Простое (унитарное) го­сударство - это единое, централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц (округов, областей, краев и т. п.), не имеющих в своем составе других государств или государственных образований. Сложные — это государ­ства, которые представляют собой либо союз государств, либо общ­ность относительно самостоятельных территориальных (государствен­ных) образований. Примерами сложных государств служат федерация, конфедерация, империя (от лат. imperium - власть), т. е. насильствен­но создаваемое государство. Наиболее распространенной формой яв­ляется федерация.

Основные особенности унитарного государства.

1. Структурными единицами такого государства являют­ся районы, города, края, области и другие административно-террито­риальные образования. Степень их зависимости от центральной вла­сти может быть различной. С этой точки зрения они подразделяют­ся на централизованные и децентрализованные. В централизованном государстве существует достаточно высокая степень зависимости ре­гионов от центральной власти (Франция, Турция и др.). В децентра­лизованном государстве структурные образования наделяются значи­тельно более высокой компетенцией (круг ов, которые они могут решать без вмешательства центральной власти), однако собст­венным суверенитетом не обладают (Италия, Япония и др.).

2. Существует единая для всей страны система высших представительных, исполнительных, судебных и контрольных орга­нов.

3. Существует единая территория, единая конституция, судебная система, гражданство, единые вооруженные силы. При этом административно-территориальные образования вправе при­нимать свои нормативно-правовые акты, но они должны носить стро­го подзаконный характер и не могут противоречить нормам, приня­тым центральными органами государственной власти.

4.В унитарных государствах бюджетная система состоит из двух уровней:

- государственный бюджет;

- местные бюджеты.

Доходы и расходы местных бюджетов не входят в федеральный бюд­жет, формируются и используются территориями самостоятельно.

Федерация (объединение, союз) характеризуется следующими чертами:

1. Она состоит из различных государственных образова­ний (республики, штаты, провинции, земли, кантоны и др.), являющихся субъектами федерации и имеющих свое собственное админи­стративно-территориальное деление.

2. Предполагается существование двух систем высших ор­ганов государственной власти: федеральных органов и соответствую­щих органов членов федерации. Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны. Органы субъектов федерации - лишь в пределах своей территории.

3. Территория федерации состоит из территорий обра­зующих ее субъектов.

4. Субъекты федерации имеют свою конституцию (кон­ституционный устав), систему законодательства, иногда - судебную систему (в России не допускается). При этом запрещается создавать свои вооруженные силы и вводить региональные деньги.

5. Государственное управление осуществляется, как прави­ло, с помощью двухпалатного федерального парламента, верхняя па­лата которого формируется из представителей субъектов федерации и призвана выражать их интересы.

6. Федерации могут строиться по трем признакам: нацио­нальному, национально-территориальному, территориальному.

7. В федеративных государствах бюджетная система является трех­уровневой - государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства), бюджеты членов федерации (штатов - в США, земель (ландов) - в ФРГ, провинций - в Канаде), местные бюджеты. Все бюджетные уровни существуют самостоятель­но и не входят по доходам и расходам в вышестоящие бюджеты.

Принципы бюджетной системы

Бюджетный кодекс РФ дает следующий перечень принципов построения бюджетной системы:

- принцип единства бюджетной системы- основан на единстве правовой базы и форм бюджетной документации на всех уровнях бюджетной системы;

- принцип разграничения доходов и расходовмежду уровнями бюджетной системы. Это означает закрепление определенных видов доходов за федеральным Центром, субъектами Федерации и местным самоуправлением;

- принцип самостоятельности бюджета.Это право различных уровней власти на самостоятельный бюджет и бюджетный процесс;

- принцип сбалансированности бюджета-доходы бюджета должна соответствовать расходам бюджета;

- принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетаи бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюдже­тах всех уровней в полном объеме;

- принцип достоверности бюджета,из которого следует надежность и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

- принцип гласностиозначает открытость для общества принятых законов о бюджетах, обязательное опубликование в средствах массовой информации

- принцип эффективности и экономности расходования средств.Означает, что при составлении и исполнении получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема денежных средств;

- принцип общего покрытия расходовпредусматривает, что все рас­ходы должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

- принцип адресности и целевого характера бюджета.Означает, что свободные средства, выделяемые в распоряжение конкретным получателям, могут использоваться только по целевому признаку.

Доходы бюджета

Под бюджетными доходами понимается централизованный фонд денежных средств, формируемый за счет распределения и перераспределения части национального дохода для выполне­ния государством и органами местного самоуправления своих конституционных и уставных функций. Экономическим содер­жанием доходов являются отношения государства с юридичес­кими и физическими лицами в процессе формирования этого фонда. При этом средства в фонд изымаются в безвозмездном и безвозвратном порядке.

Бюджеты образуются за счет трех видов доходов:

• налоговых доходов;

• неналоговых доходов;

• безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налого­вым законодательством РФ федеральные, региональные и мест­ные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Неналоговые доходы складываются из:

• доходов от использования имущества, находящегося в госу­дарственной или муниципальной собственности;

• доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреж­дениями;

• средств, полученных в результате применения мер гражданс­ко-правовой, административной и уголовной ответственнос­ти (штрафы, конфискации, компенсации), а также средств, полученных в возмещение вреда, причиненного РФ, субъек­там РФ, муниципальным образованиям, и иных сумм при­нудительного изъятия;

• доходов в виде финансовой помощи, полученной от бюдже­тов других уровней, за исключением бюджетных ссуд и бюд­жетных кредитов;

• иных неналоговых доходов.

Федеральные органы законодательной власти могут устанав­ливать новые виды неналоговых доходов, отменять или изме­нять действующие после представления федеральными органа­ми исполнительной власти своего заключения и только путем внесения изменений в Бюджетный кодекс РФ.

Собственные доходы бюджетов законодательно закреплены на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся:

- налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюд­жетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов;

- неналоговые доходы:

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти;

- средства, полученные в результате применения мер граждан­ско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), средства, полу­ченные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы прину­дительного изъятия;

- финансовая помощь, полученная от бюджетов других уровней, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

- иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечис­ления.

Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы РФ в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств учитывается в доходах бюджета, являющегося их получателем

К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанав­ливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.

Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы РФ в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств учитывается в доходах бюджета, являющегося их получателем

Наши рекомендации