Оценка эффективности управления от профессиональных инвесторов
В своих исследованиях я решила не останавливаться только на одной стороне медали и поинтересовалась у профессиональных управляющих их мнением по этому же вопросу. Как все же инвестору выбирать управляющего и как оценивать результаты работы управляющего мне рассказали все в той же компании «Арсагера».
Для начала нужно четко понимать, что если вы не закрепили выбранную вами меру риска при передаче капитала в управление, управляющий сможет обосновать любой результат своей работы, свободно перемещаясь по всему полю «риск-доходность», и утверждая, что высокая доходность получена при минимальном риске, а низкая доходность результат высокой надежности.
На деле высокая доходность может означать, что вы реально несли высокие риски, а управляющий вас об этом не предупредил. В другом случае низкая доходность может объясняться плохой работой управляющего, а не высокой степенью надежности.
«При выборе управляющего поинтересуйтесь, существует ли в компании технология, которая помогает клиенту в виде количественных ограничений выразить индивидуальное отношение к риску и установить комфортное для себя соотношение «риск-доходность».
Инвестиционная декларация — это документ, который позволяет установить систему количественных ограничений при управлении инвестиционным портфелем и закрепить выбранную инвестором меру риска.
«Этот документ с одной стороны, гарантирует инвестору, что не будет нарушен установленный им уровень риска, с другой стороны будет реализована доходность соответствующая этой мере риска. Не существует другого ограничения меры риска, кроме инвестиционной декларации».
Управляющий может сколько угодно заверять, что не будет рисковать, но это слова. Разумнее доверять инвестиционной декларации: это юридический документ, защищающий права инвестора.
Рыночный индекс — главная характеристика рынка, а для оценки ситуации на фондовом рынке используются индексы. Наиболее известными рыночными индексами являются индекс DowJones и S&P500. На российском рынке наиболее часто применяются индекс РТС и ММВБ. В рыночном индексе по определению отсутствуют деньги — он весь состоит из ценных бумаг. Индекс не пытается сыграть на колебаниях рынка и обыгрывает при этом целую армию профессиональных управляющих. Статистика западного рынка показывает, что при интервале в 5 лет:
· 80% профессиональных управляющих проигрывают рыночным индексам;
· 12% работают с той же эффективностью;
· и лишь 8% удается показать результат лучше индекса.
«Это означает что любой человек, который сформирует портфель, совпадающий со структурой индекса, сможет обыграть за пять лет 80% профессионалов» — считают профессионалы фондового рынка. Именно этим объясняется то, что на западе большинство фондов — это индексные фонды, и конкуренция между ними — конкуренция методик составления индексов — своего рода форм инвестиционной декларации.
Что это — недостаточный профессионализм управляющих или аксиома? Олег Вьюгин Руководитель Федеральной службы по финансовым рынкамна рассуждения о том, что в долгосрочном периоде управляющий активами в любом случае проиграет фондовому индексу, что российская практика это очень часто подтверждает, реагирует так: «Если говорить про активных управляющих, то это скорее полуэмпирический факт, а не аксиома. Но вообще с данным тезисом как универсальным я не согласен. Рассматривать доходность отдельно от связанного с ней риска неправильно. Например, доходность ипотечных ПИФов изначально планируется на уровне 13–15% годовых, зато и риски сведены к минимуму. Фонды облигаций как фонды с более консервативной инвестиционной стратегией зачастую «обыгрывают» индексы на падающем рынке и проигрывают на растущем, а фонды акций как более рискованные — наоборот».
По мнению профессионалов, хороший управляющий — это тот, кто заработал для своего клиента доходность выше индекса.
«С учетом приведенных статистических данных инвестору имеет смысл выбирать только того управляющего, который сможет работать лучше, чем индекс (в противном случае имеет смысл купить паи индексного фонда или самому сформировать индексный портфель)».
Что означает работать лучше, чем индекс? Все ценные бумаги, из которых составлен индекс, кому-то принадлежат, и если кто-то сработал лучше, чем индекс, — значит, кто-то сработал и хуже. Только покупая активы, которые растут быстрее рынка в целом, а падают медленнее, можно работать лучше, чем индекс. Использование потенциальной доходности в качестве основного критерия инвестирования позволяет выявлять лучшие активы из всего множества имеющихся на рынке. Лучшими, как мы уже заметили, являются активы, которые растут быстрее остальных, а падают медленнее.
Нужно понимать, что ничто и никто не может обеспечить рост стоимости портфеля в любой ситуации: в большинстве случаев, когда рынок будет расти, будет расти и портфель инвестора, а когда рынок будет падать, будет падать и портфель.
«Многие инвесторы почем-то думают, что управляющий точно знает, когда начнется падение цен и продаст актив. А когда начнется рост, он тут же их купит. Это заблуждение. И зачастую оно поддерживается самими же «специалистами» по инвестициям».
Главная задача хорошего управляющего — обеспечить ситуацию, при которой на росте рынка портфель инвестора будет расти быстрее, а при падении падать медленнее.
«Инвестор должен понимать, что если рынок акций (индекс) упал на 40% — а портфель акций упал на 20% — это хороший результат управления, несмотря на убыток в абсолюте. И, наоборот, — если рынок акций вырос на 60% — а портфель акций вырос на 30% — это плохой результат, несмотря на то, что в абсолюте получена прибыль».
Задача корректной оценки результатов управления осложняется тем, что ключевые российские индексы акций несовершенны. Например, индекс РТС и индекс ММВБ не учитывают сделок с акциями Газпрома. Кроме того, портфель может состоять из акций и облигаций. Это приводит к необходимости взвешивать в определенной пропорции индекс акций и индекс облигаций — а для среднестатистического инвестора — это задачка.