Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь: структура, порядок разработки

Основные направления денежно-кредитной политики (ОНДКП), ежегодно разрабатываемые и реализуемые Национальным банком, включают:

- основные положения с декларированием цели денежно-кредитной политики на предстоящий год;

- направления и инструменты денежно-кредитной политики;

- развитие банковской и платежной системы, финансового рынка;

- международное сотрудничество;

- отдельные прогнозные параметры по банковской системе.

Данный документ по структуре и содержанию в последние годы сокращен до минимального объема и представляет собой заявленные Национальным банком рамочные условия в области монетарной политики.

Разработка ОНДКП осуществляется Национальным банком во взаимосвязи с другими прогнозными документами (годовым прогнозом и государственным бюджетом) посредством согласования с постепенной детализацией и конкретизацией на протяжении года, предшествующего прогнозному периоду.

Место денежно-кредитного регулирования в национальной экономике, его роль в системе государственного регулирования

Национальную экономику можно представить в разрезе отдельных взаимосвязанных секторов: реального (осуществляет производство товаров и услуг), внешнего (предполагает взаимодействие с нерезидентами в ходе осуществления внешнеторговой деятельности, а также движения капиталов), фискального и денежного. При этом денежный сектор выполняет роль посредника, через который проходят потоки денежных средств для функционирования остальных секторов экономики, прежде всего реального.

Связь денежного сектора с фискальным сектором предполагает финансирование банковской системой бюджета посредством прямого кредитования, либо приобретения ценных бумаг Правительства. Взаимодействие денежного сектора с реальным заключается в воздействии на ВВП изменения в объеме денежной массы. В частности, активизация кредитования реального сектора экономики будет стимулировать рост ВВП.

В свою очередь состояние монетарного сектора в части изменений в структуре иностранных активов и обязательств влияет на платежный баланс страны и размеры чистых иностранных активов.

В экономической литературе выделяют три формы государственного регулирования экономики: законодательную, социально-экономическую и административно-институцио-нальную. В свою очередь денежно-кредитное регулирование осуществляется в рамках социально-экономической формы государственного регулирования экономики наряду с бюджетно-налоговым, валютным и внешнеторговым.

В целом влияние денежно-кредитного регулирования на сектора экономики оказывается через соответствующие каналы трансмиссионного механизма. Поэтому денежно-кредитное регулирование является важной частью общей системы регулирования экономики.

Формы денежно-кредитного регулирования (монетарная и пруденциальная), их функциональные

Особенности и взаимосвязь

Монетарная форма регулирования включает денежно-кредитное и валютное регулирование и применяется центральными банками с использованием соответствующих методов и инструментов.

Пруденциальную форму регулирования можно рассматривать в двух ракурсах. С одной стороны, как микропруденциальное регулирование или банковский надзор за деятельностью конкретных банков и выполнением ими нормативных требований функционирования и обязательств перед клиентами. С другой стороны, в качестве макропруденциального регулирования, направленного на обеспечение макроэкономических целей (в частности, финансовой стабильности) и занимающего таким образом промежуточное положение между монетарным регулированием и банковским надзором.

В целом монетарная и пруденциальная формы регулирования достаточно взаимосвязаны. В то же время существуют определенные отличия. Если монетарная форма регулирования традиционно закреплена за центральными банками, то пруденциальное регулирование может осуществляться и другими специально созданными для этого институтами и структурами. При обеспечении макроэкономической стабильности пруденциальное регулирование имеет определенные преимущества, поскольку позволяет воздействовать точечно (на проблемные сегменты или субъекты) и превентивно (до реализации возникшего риска). В свою очередь принятие упреждающих мер создаёт для банковской системы дополнительные возможности абсорбировать реальные и потенциальные риски в области кредитования, ликвидности, процентной и курсовой политики, операционной деятельности.

В последние годы Национальным банком уделяется значительное внимание пруденциальной политике и формированию на ее основе соответствующих механизмов с их конкретизацией (включая показатели и индикаторы для анализа и оценки, регуляторы и инструменты, институциональное обеспечение, мониторинг и др.) с учетом международного опыта и предстоящего перехода на новые стандарты Базель III для обеспечения финансовой и монетарной стабильности, сглаживания проявлений системного финансового кризиса.

Наши рекомендации