Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь. Денежно-кредитная политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики

Денежно-кредитная политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с особенностями банковского сектора («кровеносной системы экономики»), который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса . Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны. Эффективность денежно-кредитной политики определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой «разнонаправленных» мероприятий.
В условиях экономики переходного периода проблемы определения направлений, выбора и реализации инструментов денежно-кредитной политики особенно сложны в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточной степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом. Кроме того, специфика социально-политической ситуации, деловая культура, сложившиеся стереотипы отношений между различными социальными группами также в значительной степени определяют спектр возможных альтернатив как социально-экономической политики в целом, так и денежно-кредитной в частности, эффективность (неэффективность) тех или иных форм организации и инструментов регулирования экономических процессов.
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.

Если правительство удваивает налог на бензин, может ли оно быть уверено в том, что в такой же пропорции возрастут и налоговые поступления? Приведет ли такое решение к увеличению безвозвратных потерь? Поясните свое мнение.

При увеличении налога на бензин налоговые поступления сначала начнут поступать, но по мере того, как размер налога ещё больше увеличивается, налоговые поступления сокращаются, так как высокие сборы существенно уменьшают размер рынка. А на против , по мере возрастания размера налога безвозвратные потери быстро увеличиваются, так как когда правительство устанавливает налог на товар, объём продаж сокращается с О1 до О2. Часть покупателей и поставщиков утрачивает возможность извлечения потенциальной выгоды из торговли. Утраченные выгоды от торговли составляют безвозвратную потерю. Размер безвозвратных потерь равен площади треугольника, расположенного между кривыми спроса и предложения. Кривая спроса отражает ценность товара для потребителей, а кривая предложения – изделия производителей. Так как налог поднимает цену, которую платят покупатели и приводит к снижению цены, которую получают продавцы. Предельные продавцы и покупатели покидают рынок и объём продаж снижается.

Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь. Денежно-кредитная политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики - student2.ru


Наши рекомендации