Особенности денежно-кредитной политики в условиях Республики Беларусь

В формировании денежно-кредитной политики Беларуси как суверенного государства есть осно-вание выделять несколько основных этапов.

Начало первому этапу было положено принятием Верхов­ным Советом Республики Беларусь XII созыва в октябре 1994 года стратегического реше-ния о признании «белорусского рас­четного биле-та» в качестве национальной валюты.

Начало второго этапа пришлось на 1997год, когда в денеж­но-кредитной политике стали преобладать идеи монетизации ВВПи целесообразности фор-сированной кредитной экспансии. Начало трет-ьего этапа приходится на 2001год, когда в стра-тегии и тактике Национального банка Республики Бела­русь произошли некоторые позитивные изме-нения. В целом мероприятия по стабилизации денежно-кредит­ной сферы осуществлялись в рамках реа-лиизации специальной Антикризисной програм-мы. Некритически были восприняты идеи пози-тивного значения высокой степени монетизации ВВП. Усилия печатного станка привели к тому, что каналы де­нежного обращения стали быстро заполняться новой денежной массой. Коммер-ческие банки побуждались направлять кратко­срочные ресурсы в долгосрочные вложения под отрицательные процентные ставки. При инфляции в 200-380% годовых льгот­ные кредиты на жилищное строительство выдавались под 5% годовых на срок до 40 лет. В условиях нарастающей кредитной эмиссии стало невоз­можным удерживать единый обменный курс белорусского руб­ля. Кроме того, стал увели-чиваться разрыв (спрэд) между офи­циальным и теневыми (наличным и безналичным) обменными курсами. Подавляющая часть денежных сбере-жений населения при­ходится на валютные вкла-ды. Основная масса кредитов реальному секто­ру экономики выдается в иностранной валюте. На валютную часть прихо­дится примерно 60% от совокупной денежной массы.

Основная цель денежно-кредитной политики Республики Беларусь – содействие развитию всех секторов экономики, обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной денежной единицы.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы предусматривается повысить роль банковского сектора как эффективного механизма аккумуляции свободных денежных средств и их инвестирования в реальный сектор экономики. Предполагается обеспечить укрепление финансовой устойчивости банковской системы, расширение ресурсной базы банков и повышение ее качества, приближение принципов и практики банковского надзора к международным стандартам. Для поддержки приоритетных отраслей и производств государство должно использовать экономические методы, включая средства бюджетов для льготирования процентных ставок, налоговые льготы, бюджетные ссуды и гарантии. Намечается обеспечить развитие финансово-кредитной системы страны за счет привлечения отечественных и зарубежных инвестиций, более полного использования возможностей свободных экономических зон.

Особое внимание уделяется созданию условий гарантирования вкладов населения в банках. Оно должно обеспечиться за счет соответствующей законодательно-нормативной базы, повышения роли в этом централизованных фондов банков и создания фондов гарантирования вкладов. Предусматривается в ближайший период завершить компенсацию обесценения вкладов и облигаций целевого беспроцентного займа 1990 г. на приобретение товаров длительного пользования (ценных бумаг).

Модель IS-LM.

Основная цель анализа экономики с помощью модели IS-LM объединение товарного и денежного рынка в одну систему. В результате, рыночная ставка процента (R) превращается во внутреннюю (эндогенную) переменную, а ее равновесная величина отражает динамику экономических процессов, происходящих на денежном и товарном рынках.

Модель IS-LM (инвестициисбережения, предпочтение ликвидностипредложение денег)  модель товарно-денежного равновесия, позволяющая выявить экономические факторы, определяющие функцию AD. Модель позволяет найти такие сочетания рыночной ставки процента и дохода, при которых одновременно достигается равновесие на товарном и денежном рынках, следовательно, модель IS-LM это конкретизация модели AD-AS с учетом финансовых условий.

1.Модель IS-LM развитие модели AD с учетом финансовых условий, в которых происходит формирование спроса: обычно уменьшают воздействие спроса на производство.

2.Различие между рынком товаров и рынком активов (денежным рынком):На рынке активов рассматривается формирование процентных ставок, которые представляют собой цены активов.На рынке товаров акцентируется внимание на решениях относительно расходов, которые оказывают воздействие на совокупный спрос и определяют производство.

Структура модели IS-LM. В кейнсианской модели равновесия на товарном рынке (кейнсианский крест) доход определяется через его воздействие на расходы, которые в свою очередь определяли выпуск и доход. В модели IS-LM, отражающей взаимодействие между рынками товаров и активов, добавляется воздействие ставок процента на расходы и, следовательно, на доход, а также зависимость рынков активов от

дохода: более высокий доход вызывает повышение спроса на деньги и, следовательно, повышение ставок процента; более высокие процентные ставки ведут к снижению расходов и, следовательно, дохода; расходы (AD), ставки процента (R) и доход (Y) определяются одновременно равновесием на рынке товаров и активов.

Графики, применяемые для иллюстрации модели IS-LM, имеют процентную ставку на оси ОУ, доход, или производство  на оси ОХ.

Основные выводы по модели IS:

1.Кривая IS представляет собой график, или множество таких точек, при которых комбинация уровней процента и уровня дохода обеспечивает равновесие товарного рынка.2.Кривая IS имеет отрицательный наклон, т.к. увеличение ставки процента сокращает запланированные инвестиционные расходы и, следовательно, сокращая тем самым совокупный спрос, уменьшает и уровень равновесного дохода.3.Чем меньше мультипликатор и чем менее инвестиционные расходы чувствительны к изменению ставки процента, тем круче кривая IS, и наоборот.4.Кривая IS подвержена сдвигам под влиянием изменений в автономных расходах: увеличение (уменьшение) автономных расходов, включая государственные закупки, сдвигает кривую IS вправо (влево); снижение (увеличение) налогов сдвигает кривую IS вправо (влево).

Наши рекомендации