Понятие, функции и соц-эк. роль бюджета
Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (федерального, регионального, местного).
Бюджет как эк.категория – ден. отнош-я по поводу образ-я, расход-я ден.рес-в, необход-х для обеспеч-я фун-ий орг.гос.власти по предоставл-ю ими гос.услуг населению.
Функции бюджета:
1. распределительная (перераспределение национального дохода между сферами деятельности, уровнями государственного управления, слоями общества);
2. контрольная (контроль за движением денежных средств, выявление финансового положения конкретных экономических субъектов, контроль своевременности и полноты поступления финансовых ресурсов, контроль экономических и социальных последствий проводимой бюджетной политики).
Социально–экономическая роль бюджета:
1. оказывает влияние на общественное воспроизводство, выступает ускорителем или тормозом социально–экономического развития общества;
2. является важным фактором осуществления экономических и социальных преобразований;
3. может существенно менять сложившиеся пропорции в области экономики, влиять на отраслевую и территориальную структуру общественного производства через налоги, льготы, бюджетное финансирование;
4. может изменять деятельность хозяйствующих субъектов, направив ее, например, на быстрое обновление производственного потенциала;
5. призван оказывать помощь государству в проведении социально значимых реформ, в выравнивании уровня материального положения граждан.
6.
Бюджетное устройство и бюджетная система РФ
Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между отдельными ее звеньями (бюджетную классификацию).
Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя три уровня:
1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2. бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3. местные бюджеты.
Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.
Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) в Бюджетном кодексе РФ называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.
Второй уровень бюджетной системы, помимо бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, включает бюджеты 89 субъектов РФ, среди которых 21 республиканский; 55 краевых и областных бюджетов; 2 бюджета городов федерального значения; 1 бюджет автономной области и 10 бюджетов автономных округов.
Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения. На территории РФ принимаются 29 тысяч местных бюджетов, среди которых районные, городские, поселковые и сельские.
Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный бюджет, объединяя все бюджетные показатели какой–либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию. В отличие от законодательно утверждаемых бюджетов субъектов федерации и федерального бюджета, консолидированный бюджет не является законом. Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ. В то же время консолидированные бюджеты субъектов РФ состоят из собственно бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ.
9. Бюджетная классификация: понятие, назначение, структура.
БКл. - это группировка доходов и расходов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов.
Назначение - используется для составления и исполнения бюджетов и обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюд. системы. БКл. включает:
1. Классификацию доходов бюджетов РФ (группировка доходов всех уровней БС РФ и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней БС).
В составе доходов бюджетов выделяют следующие группы:
-налоговые доходы 1000 000. -неналоговые доходы 2 000 000. -безвозмездные перечисления 3 000 000. -доходы целевых бюджетных фондов 4 000 000. -доходы от предпринимательской и иной деятельности 5 000 000
2.функциональная классификация расходов бюджетов РФ (группировка расходов бюджетов всех уровней БС и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций гос-ва). Она имеет 4 уровня: 1.- разделы: определяют расходование бюджетных средств на выполнение функций гос-ва. 2.-подразделы: конкретные направления бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. 3.-классификация целевых статей расходов ФБотражает финансирование расходов по конкретным направлениям деятельности гл.распорядителей средств ФБ в пределах подразделов. 4-классификация видов расходов ФБ. Детализирует направление финансирования расходов по целевым статьям.
3.Экономическая классификация расходов бюджетов РФ (группировка расходов бюджетов всех уровней БС по их экономическому содержанию), она включает 3 группы: -текущие расходы. -капитальные расходы, -предоставление кредитов за минусом погашения.
Экономическая классификация состоит из 5 уровней:
1. -группа, 2,-подруппа, 3.-предметная статья, 4.-подстатья, 5.-элемент расходов
4. Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Рф
5. Классификация источников внешнего финансирования дефицитов ФБ РФ и бюджетов субъектов РФ
6. Классификация видов государственных внутренних долгов Рф и субъектов Рф, видов муниципального долга.
7.Классификация видов государственных внешних долгов Рф и субъектов РФ, а также госуд-ых внешних активов РФ
8 Ведомственная классификация расходов ФБ (группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджетов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов).
№8,5,7- эти классификации используются только при составлении, утверждении и исполнении ФБ РФ.
9.Ведомственная классификация бюдж.субьектов РФ(приложение к Б-ам РФ на соответствующий год)
10. Ведомственная классификация местных Б-ов(приложение к местн.бюдж.на соответствующий год)
10 Доходы бюджетов, их экономическое содержание.
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти. Доходы бюджета включают:
1. налоговые доходы (федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы, пени, штрафы, налоговые кредиты в пределах лимитов);
2. неналоговые доходы (доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями; средства, полученные в результате применения мер гражданско–правовой, уголовной и административной ответственности, а также конфискации, компенсации, возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам и муниципальным образованиям);
3. безвозвратные и безвозмездные перечисления (дотации; субсидии; субвенции; перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования).
Дотации – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без указания направлений и условий использования (федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ).
Субвенции – межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и/или муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и или органам местного самоуправления в установленном порядке (федеральный фонд компенсаций).
Субсидии – межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органами государственной власти субъектов РФ и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
11 Расходы бюджетов, их экономическое содержание.
Расходы бюджетов – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально–экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно–территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально–экономического развития.
Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.
В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы. Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов.
Важный признак классификации расходов бюджета – предметный. При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов: финансирование промышленного производства; финансирование социально–культурных мероприятий; финансирование науки; финансирование обороны; содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления; расходы по внешнеэкономической деятельности; создание резервных фондов; расходы по обслуживанию государственного долга; прочие расходы и выплаты.
Каждая из названных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам. Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления. Целевой признак позволяет рассмотреть расходы, подразделяющиеся на конкретные виды затрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований. В настоящее время в Российской Федерации применяется классификация расходов по 19 целевых направлениям:
1. заработная плата;
2. начисления на заработную плату;
3. канцелярские и хозяйственные расходы;
4. командировки и служебные разъезды;
5. стипендии;
6. расходы на питание;
7. приобретение медикаментов и перевязочных средств;
8. приобретение оборудования и инвентаря;
9. приобретение мягкого инвентаря и обмундирования;
10. государственные капитальные вложения;
11. капитальный ремонт;
12. содержание сооружений благоустройства;
13. геологоразведочные работы;
14. проектирование;
15. государственная дотация;
16. операционные расходы;
17. платежи по ссудам;
18. возмещение разницы в ценах;
19. прочие расходы.
Последним признаком классификации расходов является территориальный. В соответствии с уровнем государственного управления в Российской Федерации расходы бюджета подразделяются на расходы республиканского бюджета, расходы бюджетов членов федерации и расходы местных бюджетов.
Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования выступают составными элементами самой системы, влияют на результативность ее функционирования.