Функции налогов и их роль в формировании доходов бюджета

Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств и показывают, каким образом реализуются их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов. Следует отметить, что среди экономистов нет единства о числе и составе функций налогов – различные авторы выделяют от одной до шести функций.

Так, например, А.В. Брызгалин[1] выделяет следующие функций налогов:

1. Фискальная (от римского «фиск» – казна) функция (также может называться основной или исторической) – означает изъятие средств у налогоплательщиков и направление их в государственный в бюджет (казну). Именно посредством этой функции налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для осуществления государственных расходов. Исторической данную функцию называют, поскольку первоначально налоги устанавливались только для сбора необходимых государству ресурсов.

2. Регулирующая (экономическая) функция – означает регулирование государством через налоги социально-экономических процессов, направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма. Для данной функции выделяют три подфункции:

2.1. Стимулирующая подфункция направлена на развитие определенных социально-экономических процессов и реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений). Например, для стимулирования развития сельского хозяйства устанавливают целевые налоговые льготы, снижают ставки и вводят специальные налоговые режимы для сельскохозяйственных товаропроизводителей. В трудах некоторых авторов стимулирующая подфункция может выделяться как самостоятельная функция.

2.2. Дестимулирующая подфункция является обратной к предыдущей и посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию социально-экономических процессов, которые государство не считает общественно полезными (например, игорный бизнес, производство и потребление алкогольной и табачной продукции). Как правило, действие этой подфункции может быть связано с установлением повышенных ставок налогов или введением специального налога для данной деятельности.

2.3. Подфункция воспроизводственного назначения реализуется посредством платежей за пользование восполнимыми природными ресурсам. Эти платежи (например, водный налог, плата за пользование лесным фондом) могут иметь четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на восстановление эксплуатируемых ресурсов.

3. Распределительная (социальная) функция – выражает сущность налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений, состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от работающих к неработающим, от состоятельных к неимущим. В различных государствах существуют разные методы, позволяющие изымать у «богатых» большую долю их дохода по сравнению с «бедными» – во многих странах (за исключением России) по личным доходам граждан действует прогрессивная шкала налогообложения, устанавливаются налоги «на роскошь», уплачиваемые при приобретении яхт, особняков, ювелирных изделий и т.п. В России прогрессивный метод налогообложения, реализующий данную функцию, предусмотрен по налогу на имущество физических лиц и по транспортному налогу. Некоторые авторы объединяют вторую и третью функцию.

4. Контрольная функция означает, что государство контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Причем одновременно осуществляется контроль и за источниками доходов, и за направлениями расходования средств. Противники контрольной функции утверждают, что контрольная функция присуща не самим налогам, а налоговым органам, который осуществляют такой контроль. Сторонники контрольной функции указывают на то, что налоги являются важным индикатором состояния экономики и через налоги, точнее через их поступление, государство может определять находится ли экономика на подъеме или наоборот испытывает трудности.

5. Поощрительная функция предусматривает особый порядок обложения налогом определенных категорий граждан, имеющих заслуги перед обществом и государством (участники боевых действий, Герои Советского Союза и РФ, «чернобыльцы» и др.). Эта функция налогов имеет социальную направленность и зачастую не выделяется учеными из социальной функции.

Налоги играют преобладающую роль в доходах бюджетов большинства государств. Доля налоговых платежей в общем объеме консолидированного бюджета России составляет 53%, в основном за счет в их состав не включаются все обязательные платежи .

Совокупная доля всех обязательных платежей в бюджеты (включая таможенные пошлины и страховые взносы на обязательное социальное страхование) достигает 93%

Классификация налогов

Классификация налогов позволяет установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование.

Существует множество принципов классификации налогов, в общей сложности их можно определить до двух десятков, но наибольшее распространение получили следующие.

1) По уровню власти, устанавливающему налог:

¨ федеральные;

¨ региональные;

¨ местные.

К федеральным налогам и сборам относятся (ст.13 НК):

1. налог на добавленную стоимость (НДС);

2. акцизы;

3. налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

4. налог на прибыль организаций;

5. налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);

6. водный налог;

7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8. государственная пошлина.

К региональным налогам относятся (ст.14 НК):

1. налог на имущество организаций;

2. налог на игорный бизнес;

3. транспортный налог.

К местным налогам относятся (ст.15 НК):

1. земельный налог;

2. налог на имущество физических лиц;

3. торговый сбор.

Кроме вышеуказанных 14 налоговых платежей в налоговой системе РФ существуют 4 налога, уплачиваемые в связи с применением специальных налоговых режимов:

1. единый сельскохозяйственный налог;

2. единый налог, взимаемый в связи применением упрощенной системы налогообложения;

3. единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4. налог, уплачиваемый в связи с применением патентной системы налогообложения.

2) По способу взимания налогов:

¨ прямые (например, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц);

¨ косвенные (налог на добавленную стоимость, акцизы).

Следует отметить, что деление налогов на прямые и косвенные является сложной исторической проблемой в области теории налогообложения. Существовали и существуют разные подходы к определению критерия определяющего подобное разделение. Одним из первых критериев выступала возможность «переложения налогов» на потребителя товаров, впоследствии были предложены и другие критерии.

Таблица 2

Деление налогов на прямые и косвенные

Признак Прямые налоги Косвенные налоги
Количество субъектов, вступающих в правоотношения по поводу взимания налога два: бюджет и налогоплательщик три: бюджет, носитель налога и юридический налогоплательщик как посредник между ними
Зависимость величины налогов от результатов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика Существует Отсутствует
Объект обложения Прибыль, доход, имущество Оборот по реализации товаров (работ, услуг)

3) По субъекту налогообложения (налогоплательщику):

¨ налоги, взимаемые только с юридических лиц – налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций;

¨ налоги, взимаемые только с физических лиц – налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц;

¨ налоги, взимаемые как с юридических лиц, так и с физических лиц – например, земельный налог, транспортный налог.

4) По объекту налогообложения:

¨ налоги, уплачиваемые с прибыли, доходов (подоходные) – налог на прибыль, НДФЛ;

¨ налоги, взимаемые с выручки от реализации продукции (оборотные) – НДС, акцизы;

¨ налоги с имущества (имущественные) – налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, транспортный налог, налог на игорный бизнес, земельный налог;

¨ налоги за природные ресурсы (ресурсные) – налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

¨ налоги с фонда оплаты труда (зарплатные) – единый социальный налог (заменен страховыми взносами);

¨ налоги, уплачиваемые с суммы произведенных затрат – налог на рекламу (отменен);

¨ налоги на определенный вид финансовых операций – налог на операции с ценными бумагами, налог на покупку иностранных денежных знаков (отменены).

Наши рекомендации