Экономическая роль и функции бюджета

Центральное место в системе государственных финансов за­нимают государственный бюджет и бюджеты муниципальных образований.

В узком смысле слова бюджет представляет собой финансовый план государства или местных органов власти, который состав­ляется на один год и имеет силу закона. Иногда под бюджетом понимают роспись доходов и расходов государства или центра­лизованный фонд денежных средств. В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ, бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для фи­нансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Существует и более широкое определение бюджета, когда под бюджетом понимают систему денежных отношений, возникающих у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образовани­ем и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных ме­роприятий, нужд обороны и государственного управления. В этом случае бюджет представляет собой сложную систему экономи­ческих отношений, посредством которых, с одной стороны, осу­ществляется перераспределение созданного в обществе валового национального продукта, а, с другой, происходит выделение де­нежных средств из централизованного фонда на финансирование отдельных функций государства, деятельности хозяйствующих субъектов, финансирование социальных потребностей отдельных категорий граждан.

Государственный бюджет неотделим от государства, поскольку трудно представить себе государство, которое, выполняя опреде­ленные функции, не располагало при этом необходимым коли­чеством денежных средств. Размеры централизованных денежных средств увеличивались по мере того, как расширялись экономи-

4 - 4222 Мысляена

д/

ческие функции государства.В настоящее время от30 до 60сс со­зданного вобществе В В П перераспределяетсячерез бюджет.

В России первая роспись доходов и расходов государства б ы л асоставлена в 1 7 2 2 г. Она была составлена на 1 7 2 3 г. С 1 8 0 2 г. этиросписи стали составляться ежегодно. В СССР также составлялся и разрабатывался бюджет. Централизованные фондыденежных средств были сосредоточены всоюзном бюджете, бюджетах рес­публик и местных бюджетах. Начиная с1992 г . , в Россиипро­изошло расчленение единого государственного бюджета натри самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъек­тов РФ и местные бюджеты. Сегодня основная часть денежных средств сосредоточена в федеральном бюджете — примерно 60% консолидированного бюджета РФ. Благодаря такой концентра­ции федеральному правительству удается сосредоточить в своих руках значительные финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Бюджет современного государства представляет собой сложный инструмент регулирования экономики, воздействия на хозяйствен­ную конъюнктуру, а также осуществления государством меропри­ятий, направленных на стимулирование экономики, проведение антикризисных мероприятий, решение социальныхпроблем.

В экономической системе любого государства бюджет выпол­няет несколько важных функций:распределительную (перераспре­делительную), регулирующую, стимулирующую и контрольную.

Посредством распределительной (перераспределительной)функ­ции бюджета происходит перераспределение денежных средств в рамках единого национального хозяйства между различными отраслями хозяйства, между производственной и непроизвод­ственной сферами экономики, между отдельными территория­ми, а также между отдельными группами населения. В результате такого перераспределения складываются определенные пропорции между различными отраслями экономики, осуществляется под­держка регионов и муниципалитетов, имеющих недостаточную налоговую базу для формирования своих собственныхбюджетов, наименее защищенные группы населения и граждане с низким уровнем доходов получают денежные средства, необходимые для обеспечения им нормального уровня жизни. Используя бюджет для межотраслевого и территориального перераспределения фи­нансовых ресурсов, государство тем самым решает проблемы ра­ционального размещения производительных сил по территории страны, обеспечивая равномерное развитие отдельных регионов.

98

Бюджет выступает также важным инструментом регулирования и стимулированияэкономики, повышения эффективности произ­водства, средством привлечения дополнительных инвестиций для развития национальной экономики. Используя такой инструмент, как налоги, государство может стимулировать или, наоборот, сдер­живать развитие отдельных отраслей экономики. Это осуществля­ется посредством определения перечня налогов, налоговых ставок или налоговых льгот для отдельных хозяйствующих субъектов или видов деятельности.

Регулирование и стимулирование экономики осуществляется также посредством бюджетного финансирования. Через бюджет оказывается поддержка таким отраслям, как сельское хозяйство, атомная промышленность, авиастроение, угольная промышлен­ность, осуществляется финансирование фундаментальных науч­ных исследований, космических программ. Поддержка отдельных отраслей осуществляется через предоставление льготных кредитов, финансирование высокоэффективных проектов. В результате по­лучают дополнительные импульсы к развитию те отрасли, которые не всегда являются столь привлекательными для частного бизнеса, но без развития которых трудно представить себе нормальное и сбалансированное развитие любого национального хозяйства.

Контрольнаяфункция бюджета реализуется при формировании доходов, а также в процессе бюджетного финансирования. Кон­трольная функция бюджета позволяет оценить, насколько полно и своевременно поступают доходы в бюджет от разных субъектов хозяйствования, а значит понять насколько правильно и своевре­менно осуществляется учет в отдельных хозяйственных звеньях, насколько рационально они ведут свое хозяйство, насколько ве­лики их затраты и какова их прибыль.

Контрольная функция бюджета проявляется также на стадии исполнения бюджета, при выделении бюджетных средств на фи­нансирование тех или иных видов деятельности. При этом можно оценить, насколько эффективно расходуются средства, насколько соблюдается принцип целевого использования денежных средств, каковы реальные результаты бюджетного финансирования — спо­собствуют ли они положительным изменениям или, наоборот, приводят к развитию негативных тенденций. Это позволяет во­время скорректировать бюджетную политику и перераспределить финансовые ресурсы.

Таким образом, будучи экономической формой распредели­тельных отношений и являясь частью финансов, государствен­ный бюджет характеризуется теми же чертами, которые присущи

финансам в целом. Однако есть и особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений. К их числу от­носятся следующие:

1) государственный бюджет является особой экономической
формой перераспределительных отношений, связанной с обособ­
лением части национального дохода в руках государства с целью
удовлетворения потребностей всего общества и отдельных госу­
дарственно-территориальных образований;

2) пропорции бюджетного перераспределения в большей степе­ни, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

3) область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (ме­жотраслевое, межтерриториальное и т.п.) и многоуровневого (фе­деральный, региональный, городской и т.п.) перераспределения средств как бюджет;

4) сфера действия распределительной функции государствен­ного бюджета определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства;

5) основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход. Однако это не исключает возможности перераспре­деления через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

Государственный бюджет — это основной финансовый план государства, имеющий силу закона. Его функционирование осу­ществляется посредством особых экономических форм —доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспреде­ления стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства.

Наши рекомендации