Финансы в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период
Великая Отечественная война привела к необходимости коренной перестройки народного хозяйства. В создании военной экономики, обеспечении нужд фронта большую роль сыграли финансовая и денежно-кредитная системы. Война вызвала огромный рост военных расходов. В первые годы войны доходы бюджета несколько снизились вследствие уменьшения прежде всего поступлений налога с оборота и отчислений от прибыли, что было связано с сокращением производства и реализации гражданской продукции, а также с временным захватом врагом части территории страны. В результате в 1941-1943 гг. возник дефицит бюджета. Этот дефицит был покрыт за счет накопленных до войны резервов и выпуска денежных знаков. Но уже в 1943 г. доходы бюджета превзошли довоенный уровень, превышение расходов над доходами снизилось до 3,5% (против 10,3% в 1942 г.). В целом за 1941-1945 гг. превышение расходов над доходами составило 3 млрд руб., или 2,6% всех расходов бюджета. С 1944 г. бюджет стал исполняться с превышением доходов над расходами.
Возросшие расходы военного времени потребовали изыскать новые источники доходов. С самого начала войны были мобилизованы как внутрибюджетные резервы, так и финансовые резервы предприятий и организаций, свободные ресурсы банков долгосрочных вложений и средства из других источников, упразднены фонд директора и фонд ширпотреба. Большую роль в укреплении бюджета и финансировании расходов, вызванных войной, сыграли обязательные и добровольные платежи населения. В июле 1941 г. введена временная 100%-ная надбавка к сельскохозяйственному и подоходному налогам с населения. С 1 января 1942 г. эта надбавка заменена специальным военным налогом. В ноябре 1941 г. введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Общая сумма всех платежей и взносов начисления достигла 27 млрд руб., или 26,4% доходов бюджета.
Несмотря на тяжелые условия войны, вызвавшие сначала уменьшение финансирования народного хозяйства и социально-культурных мероприятий по сравнению с довоенным уровнем, государство постепенно увеличило бюджетные ассигнования на эти цели, и в 1945 г. они превысили довоенный уровень. Особенности военной экономики обусловили направление средств главным образом в отрасли военной промышленности и тяжелой индустрии, большое место в расходах бюджета занимали ассигнования на восстановление и развитие транспорта. Однако даже в тяжелых условиях военного времени государство выделяло необходимые средства на социально-культурные мероприятия, в частности, на подготовку кадров и просвещение.
Финансовая политика, проводимая в годы войны, дала возможность покрывать все возраставшие военные расходы и выделять средства на финансирование народного хозяйства и социально-культурных мероприятий. Ликвидация бюджетного дефицита содействовала относительной устойчивости денежного обращения и укреплению советского рубля.
Переход к мирному развитию экономики обусловил проведение ряда мероприятий в области финансов. Большое значение среди них имела реформа оптовых цен, в результате которой с 1 января 1949 г. были повышены цены на продукцию ряда отраслей тяжелой промышленности, были введены новые тарифы на услуги грузового железнодорожного транспорта, чтобы можно было обеспечить рентабельную работу этих отраслей. Реформа оптовых цен подготовила условия для ликвидации системы дотаций промышленности из бюджета.
Государственный бюджет ежегодно составлялся и исполнялся с превышением доходов над расходами. Основой доходов бюджета в послевоенный период все в большей мере становились поступления от хозяйства: их удельный вес в 1950 г. составлял 83,7%.
Важными мерами стали увеличение с 1 января 1957 г. необлагаемого минимума по подоходному налогу с населения, отмена с 1958 г. налога на холостяков со значительной части плательщиков, принятие в мае 1960 г. Закона о постепенной отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих. В 1953 г. проведена реформа сельхозналога. С 1955 г. установлены единые правила финансирования капитальных вложений для всех отраслей хозяйства. С 1960 г. для стимулирования технического прогресса стали создаваться фонды премирования за внедрение новой техники.
Таким образом, направление финансовой политики государства предопределялось закономерностями экономического развития и конкретными историческими условиями.