Раздел 4. Культура и интеллигенция в Горном Алтае, Туве и Хакасии в период Великой Отечественной войны и послевоенный период

Тема 1. Народное образование и учительство в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период(6 часов)

1. Общеобразовательная школа в национальных районах Южной Сибири в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период

2. Педагогические кадры: проблема подготовки

Задание:

I. Ответьте на следующие вопросы:

Какое воздействие оказала Великая Отечественная война на состояние школьного образования?

Почему в начальный период войны расширилась сеть общеобразовательных школ?

Каковы причины увеличения начальных школ в военный период?

Как повлияло на развитие школьного образования в Туве вхождение ее в состав СССР?

Каковы особенности школьного образования в Туве?

Каким образом в национальных районах Южной Сибири решалась проблема нехватки учителей?

Литература:

Культурное строительство в Сибири в 1917-1960гг. Новосибирск, 1962. Вып.1.

Культурное строительство в Сибири. 1941-1977 гг. Сб.док. / Сост. Б.Л. Борисов, Т.Н. Осташко, Л.И. Пыстина и др. Новосибирск, 1987.

Сердобов, Н.А. Народное образование в Туве/Н.А.Сердобов. Кызыл, 1971

Форма контроля: собеседование на консультации

Тема 2. Высшая школа: особенности развития (6 час.)

1. Высшая школа национальных районов Южной Сибири: особенности развития в условиях Великой Отечественной войны и послевоенный период

2. Научно-педагогическая интеллигенция. Основные тенденции формирования

3. Научно-исследовательская работа в высших учебных заведениях

Задание:

I. Ответьте на следующие вопросы:

Какое влияние оказала Великая Отечественная война на высшее профессиональное образование в стране?

Каковы особенности развития высшего образования в годы Великой Отечественной войны в Сибири?

Какие новые вузы были открыты в военный и послевоенный период в Восточной Сибири?

Как решалась в национальных районах Южной Сибири проблема дефицита научно-педагогического персонала?

Каковы особенности развития научно-исследовательской работы в высшей школе в национальных районах Южной Сибири?

Расскажите о влиянии эвакуированной интеллигенции на развитие культуры Южной Сибири в годы Великой Отечественной войны?

Литература:

Кызласова, А.Г. Жизнь, отданная народу (Н.Г. Доможакова)/А.Г.Кызласова // Хакасия в годы Великой Отечественной: боевой и трудовой подвиг. Абакан, 1995.

Сибирский технологический институт (1930-1980). Красноярск, 1980.

Сибирский комплексный. К пятидесятилетию Сибирского научно-исследовательского института лесной промышленности (Сиб.НИИЛП). Красноярск, 1981.

Форма контроля: работа на семинарском занятии

Тема 3.Наука и основные направления исследований в Горном Алтае, Туве и Хакасии (6 часов)

1. Создание системы научных учреждений и формирование научной интеллигенции.

2. Основные направления научных исследований

Задание:

I. Ответьте на следующие вопросы:

Какие научные учреждения в национальных районах Южной Сибири были открыты в годы Великой Отечественной войны? В послевоенный период?

Какие научные учреждения получили приоритетное развитие в национальных районах Южной Сибири?

Как решалась проблема дефицита научных кадров в научно-исследовательских институтах в национальных районах Восточной Сибири?

Какие направления научных исследований получили приоритетное развитие в Южной Сибири в годы Великой Отечественной войны? Почему?

II. С какими событиями связаны эти личности:

Бахрушин, Сергей Владимирович; Доможаков, Николай Григорьевич; Карпинский, Александр Петрович; Марр, Николай Яковлевич; Потапов, Леонид Павлович; Токарев, Сергей Александрович; Ферсман, Александр Евгеньевич.

Литература:

Коновалова, Р.Ж. Региональные особенности развития научной сети Бурятской АССР/Р.Ж.Коновалова// Территориальные аспекты экономического развития Бурятской АССР. Улан-Удэ, 1987.

Культурное строительство в Сибири. 1941-1977 гг. Сб.док. / Сост. Б.Л. Борисов, Т.Н. Осташко, Л.И. Пыстина и др. Новосибирск, 1987.

Кызласова, А.Г. Жизнь, отданная народу (Н.Г. Доможакова)/А.Г.Кызласова// Хакасия в годы Великой Отечественной: боевой и трудовой подвиг. Абакан, 1995.

Патачаков, К.М. Леонид Павлович Потапов (К 60-летию со дня рождения)/К.М.Патачаков,Ч.М.Таксами//Уч. зап.ХакНИИЯЛИ. Абакан, 1963. Вып.Х11.

Развитие науки в Бурятии. Улан-Удэ, 1982.

Румянцев, Г.Н. Развитие науки в Бурятии – Монголии/Г.Н.Румянцев // Развитие национальной культуры в Бурятии. Улан - Уде, 1998.

Форма контроля: выступление на семинарском занятии

Тема 4. Культура, облик и судьба отечественной интеллигенции в послевоенный период (6 часов)

1.Культура и интеллигенция России в послевоенный период: влияние идеологии и политики

2. Власть и интеллигенция в национальных районах Южной Сибири в послевоенный период: проблема взаимоотношений.

Задание:

I. Ответьте на следующие вопросы:

Как Вы оцениваете послевоенную политику советского правительства в области идеологии и культуры? Укажите цели этой политики.

Какие формы приняла репрессивная политика в послевоенный период?

Назовите крупнейшие послевоенные политические процессы

В чем конкретно «проявлялся» космополитизм в исторической науке?

Какие меры принимались в отношении «безродных» космополитов?

Какое моральное воздействие оказали послевоенные репрессии на советских людей?

II. Дайте определение следующим понятиям и терминам:

«Безродные» космополиты, «иностранщина», космополитизм, менделисты-морганисты, репрессии, «суды чести».

Литература:

Генина Е.С. Кампания по борьбе с космополитизмом в Сибири (1949-1953 гг.) /Е.С.Генина. Кемерово, 2009

Форма контроля: собеседование на консультации

Наши рекомендации