Тема 11. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период.

Цели: формирование компоненты ЗН/Пр-11:

- знать причины, основные этапы, уроки и итоги войны;

- иметь представление о втором переделе мира;

- иметь научное представление об основных понятиях

СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Внешняя политика СССР в межвоенный период. Начало Второй мировой войны. Война СССР с Финляндией и другие военно-силовые акции в 1940 г.

Великая Отечественная война: ее причины, основные этапы и военные операции. Участие СССР в войне с Японией. Вклад советского народа в Победу. Цена Победы. Итоги и уроки Второй мировой войны.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Восстановление разрушенного в ходе войны народного хозяйства страны.

1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2008. с.400-426.

Тема 12. Советское общество в 50 – 80-е годы ХХ в.

Цели: формирование компоненты ЗН/Пр-12:

- знать противоречивость и цикличность в развитии России и мировой цивилизации;

- понимать сущность и специфику догоняющей модель развития;

- иметь научное представление об основных понятиях

Холодная война. Политика «атомной дипломатии» США.

Попытки осуществления политических и экономических реформ после смерти И.В. Сталина. НТР и ее влияние на ход общественного (экономического, социального и военно-политического) развития. СССР в середине 60 – 80-х годов: Нарастание кризисных явлений в обществе. Реформы середины 1960-х годов. События в Венгрии. Превращение СССР в мировую державу. Карибский кризис. Разрядка международной напряженности. Хельсинкское совещание 1975 г. Ввод советских войск в Афганистан. Обострение «холодной войны».

Советский Союз в 1985 – 1991 годы. Перестройка. Попытки государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. События августа 1991 и октября 1993 гг.

1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2008. С.427-467.

Практический блок (семинары)

Тема 9. Советское государство в 1917 – 1929 гг.)

Цели: формирование компоненты НВ/Пр-9:

- уметь давать ценностную оценку многонационального характера государства (федерализация государства);

- понимать закономерность противоречивости развития государства;

Вопросы к теме:

1. Октябрьские события 1917 г. и первые шаги Советской власти.

2. Гражданская война в России: причины, этапы, основные события и итоги.

3. Положение в стране к моменту окончания гражданской войны. Причины перехода к новой экономической политике.

4. Социально-экономическое развитие страны, кризисы и итоги НЭПа.

Источники

Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 2000. Гл. XXII.

Архив Троцкого: Коммунистическая оппозиция в СССР (1923 – 1927): В 4 т. / Ред.-сост. Ю. Фельштинский. М., 1990.

Валентинов Н.В. Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина. Годы работы ВСНХ во время НЭПа: Воспоминания. М., 1991.

Документы свидетельствуют: Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации. 1927 – 1932. М., 1989.

Кронштадт. 1921 /Сост. В.П. Наумов, А.А. Косаковский. М., 1997.

Ленин В.И. Х съезд РКП(б): Доклад о замене разверстки натуральным налогом // Полн. собр. соч. Т. 43. С. 58 – 84.

Ленин В.И. Письмо к съезду // Полн. собр. соч. Т. 45. С. 369 – 377.

О единстве партии. О замене продразверстки натуральным налогом: Резолюции Х съезда РКП(б) // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1983. Т. 2. С. 334 – 337; 370 – 371.

Сталин И.В. Вопросы ленинизма. Изд. 11-е. М., 1953.

Литература

Виноградов С.В. Нэп: опыт создания многоукладной экономики. М., 1996.

Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия: Политический портрет И.В. Сталина: В 2 кн. М., 1992.

Голанд Ю. Кризисы, разрушившие НЭП. М., 1991.

Дэвис Р., Гатрелл П. От царизма к нэпу // Вопросы истории. 1992. № 8 и 9. С. 30 – 51.

Мау В.А. Реформы и догмы. М., 1993.

Нэп: приобретения и потери: Сб. статей / Под ред. В.П. Дмитриенко. М., 1994.

Осокина Е.А. Иерархия потребления: О жизни людей в условиях сталинского снабжения. 1928 – 1935 гг. М., 1993.

Плотников И.Ф. Крестьянские волнения и выступления на Урале в конце 20-х начале 30-х годов // Отечественная история. 1998. № 2. С. 74 – 92.

Содержание самостоятельной работы студента

Теоретический блок

Цели: формирование компоненты НВ/Пр-9:

- знать истоки и особенности централизации управления;

- понимать закономерность противоречивости развития государства;

- иметь научное представление об основных понятиях

Студенты, используя ресурсы поисковых систем интернета, выявляют основные события в истории России 1917 – 1921 гг.

Практический блок

Цели: формирование компоненты НВ/Пр-9:

- знать истоки и особенности централизации управления;

- уметь давать ценностную оценку многонационального характера государства (федерализация государства);

- понимать закономерность противоречивости развития государства;

- иметь научное представление об основных понятиях

Студент выполняет один из вариантов предложенных заданий в соответствии с последней цифрой номера своей зачетной книжки (1-й и 6-й – 1 вариант; 2-й и 7-й – 2 вариант; 3-й и 8-й – 3 вариант; 4-й и 9-й – 4 вариант; 5-й и 0-й – 5 вариант.

Вариант 1

1. Отработать понятия:

–как Вы понимаете выражение «Временное правительство»? до какого времени оно должно выполнять свои функции? Чем отличалось Временное правительство дооктябрьского периода от Временного правительства, образованного большевиками в октябре 1917 г. (СНК)?

2. Найти псевдонимы четырех из пяти исторических деятелей, чьи фамилии:

-Г.Е. Радомысльский-Апфельбаум (один из руководителей партии большевиков, товарищ В.Ленина по укрытию в шалаше в 1917 г.)

-И.В. Джугашвили (народный комиссар по национальным делам)

-Ф.А. Сергеев (активный участник революции и гражданской войны на Украине, большевик)

-М.В. Фрунзе (командующий Туркестанским фронтом Красной Армии)

-Ф.И. Гурвич (лидер правых меньшевиков)

3.Найти пять основных событий периода с 1910 по 1916 г.

4.Выполнить задачу:

-составить таблицу основных событий на фронте в годы гражданской войны, отметив как позиции большевиков, так и их противников

Вариант 2

1.Отработать понятия:

–Какое определение больше соответствует характеру политического режима Советской России в 1918 -1922 гг.: «тоталитарный», «авторитарный», «демократический» (если другой – укажите)? Почему?

2. Найти псевдонимы четырех из пяти исторических деятелей, чьи фамилии:

-Л.Б. Розенфельд(один из руководителей партии большевиков, выступивший против Октябрьского восстания в 1917 г.)

-В.М. Скрябин (член ЦК партии большевиков, ближайший сподвижник И.Сталина)

-П.Н. Врангель (барон, руководитель Белой армии в Крыму)

-Гайк Бжишкян (начдив 24-й стрелковой дивизии Красной Армии)

-М.М. Гольдштейн (один из руководителей Петроградской организации большевиков, убитый эсерами в 1918 г.)

3.Найти пять основных событий периода 1917 г.

4.Выполнить задачу:

-на основе материалов составьте таблицу «Основные этапы формирования большевистского режима в России» (начиная с октября 1917 г.).

Вариант 3

1. Отработать понятия:

–Какое понятие Вы употребили бы в связи с оценкой действий большевиков в октябре 1917 г.: «восстание», «переворот», революция»? Почему?

2. Найти псевдонимы четырех из пяти исторических деятелей, чьи фамилии:

-Л.Д. Бронштейн (Председатель РВС Республики, наркомвоенмор)

-Ю.О. Цедербаум (один из лидеров левых меньшевиков)

-А.И. Колчак (Верховный правитель России, боровшийся против Советской власти)

-И.А. Таршис (агент «Искры», участник октябрьского переворота в Москве)

-С.М. Костриков (активный участник гражданской войны на Северном Кавказе)

3.Найти пять основных событий периода с 1918 по 1921 г.

4.Выполнить задачу:

-на основе материалов, раскрывающих программу деятельности Временного правительства, генерала Л.Корнилова, лидеров большевиков, составьте таблицу, наглядно представляющую альтернативы развития страны в 1918 г.

Вариант 4

1.Отработать понятия:

–Подумайте над понятиями: «двоевластие», «многовластие», «безвластие», «двоебезвластие». Что в них общее, в чем принципиальная разница? Каким из приведенных понятий Вы бы определили ситуацию во властных структурах России после февраля 1917 г., после июльских событий, после корниловского выступления?

2. Найти псевдонимы четырех из пяти исторических деятелей, чьи фамилии:

-В.И. Ульянов (председатель СНК)

-Г.Е. Новых (приближенный к царской семье, фаворит императрицы Александры Федоровны)

-В.К. Блюхер (герой гражданской войны на Урале, большевик)

-Я.Д. Драбкин (начальник политуправления Красной Армии)

-М.И. Губельман (один из руководителей октябрьского восстания в Москве)

3.Найти пять основных событий периода 1917 г.

4.Выполнить задачу:

-проанализируйте взгляды партий на вопросы войны и мира и аграрный в 1917 г.

Вариант 5

1.Отработать понятия:

–Что означают понятия «национализации», «социализации», «муниципализации» земли? Какие партии в 1917 г. за них выступали?

2. Найти псевдонимы четырех из пяти исторических деятелей, чьи фамилии:

-В.А. Антонов (руководитель Советской власти на Украине в 1918 г.)

-А.Л. Гельфанд (один из организаторов возвращения В.Ленина и других эмигрантов в Россию в 1917 г., финансовый посредник большевиков)

-Я. Ляховецкий (меньшевик, министр труда колчаковского правительства, впоследствии посол СССР в Великобритании)

-Я.М. Свердлов (большевик, председатель ВЦИК в 1918 г.)

-К.Б. Радек (участник переговоров с немцами в Брест-Литовске, ярый сторонник Л.Троцкого)

3.Найти пять основных событий периода с 1910 по 1921 г.

4.Выполнить задачу:

-составить таблицу основных мероприятий в тылу в годы гражданской войны, отметив как позиции большевиков, так и их противников

Студенты по итогам работы должны представить ответы на заданные вопросы в письменном виде.

Требования к объекту оценивания

1) фамилия, имя, отчество студента и индекс группы в заглавии работы

2) сдача работы в указанный срок

3) работа должна быть оформлена

4) объем работы должен быть до 5 тыс. знаков (2 страницы).

5) наличие ответов на все поставленные вопросы

Критерии оценки анализа документа или его фрагмента:

1) ответы должны быть четкими, не допускающими двусмысленности;

2) ответы должны опираться на содержание документа;

3) ответы должны быть внутренне не противоречивыми.

4) выводы в ответах должны опираться на информацию в документе и на собственном умении студента находить в тексте нужную информацию.

5) за выполнение задания студент получает от 0 до 5 баллов (за полное соответствие критериям 1, 2, 3, 4).

Наши рекомендации