Здравоохранение СССР в период Великой Отечественной Войны и в послевоенные годы.

В годы Великой Отечественной войныслужбы здравоохранения бы­ли нацелены на выполнение задач, обусловленных военным временем: ока­зание медицинской помощи раненым на этапах эвакуации, быстрейшему восстановлению их боеспособности, предупреждению эпидемий.

Решение этих задач на начальных этапах проходило с неимоверными трудностями, что было обусловлено рядом факторов: нехваткой медицин­ских кадров, неудовлетворительной подготовкой медицинского персонала по вопросам военно-полевой хирургии, организации и тактики медицинской службы. В первые 2 года войны только благодаря самоотверженной и ге­роической работе медиков удалось предотвратить массовые эпидемии, до­биться возвращения в строй значительного процента раненых и больных.

Спустя некоторое время па основе единой военно-полевой медицинской доктрины была создана система этапного лечения раненых и боль­ных с эвакуацией по назначению.

Впервые в истории отечественной военной медицины была организова­на специализированная медицинская помощьв соответствующих профилированных госпиталях.

Была разработана и быстро внедрена система лечения легкораненых. Были разработаны методы лечения ран, травм, восстановления трудо­способности, переливания крови и кровезаменителей, борьбы с шоком и послераневыми осложнениями, предложены эффективные лекарствен­ные средства, продолжались фундаментальные исследования, опреде­лившие перспективы важнейших направлений современной медицин­ской науки.

В 1944 г.была учреждена Академия медицинских наук СССР,объе­динившая ведущие научно-исследовательские институты медицинского и медико-биологического профиля. Первым президентом АМН СССР стал Н. Н. Бурденко,

Была создана эффективная система санитарно-гигиенических и про­тивоэпидемических мероприятий,охватывающих войска и граждан­ское население

В послевоенные годы шли поиски новыхчформ и методов оказания лечебно-профилактической помощи населению.

Была проведена реформа управления здравоохранением в сельской ме­стности. Районные отделы здравоохранения были упразднены и все админи­стративные и хозяйственные функции по отношению к учреждениям здра­воохранения района были переданы районной больнице, главный врач кото­рой становился главным врачом района. Центральные районные больницы стали организационно-методическими центрами квалифицированной меди­цинской помощи.

В 60-е годы наряду с дальнейшим развитием сети медицинских учреж­дений все больше внимания уделялось развитию специализированных служб, обеспечению населения скорой и неотложной медицинской помо­щью, стоматологической и рентгенорадиологической помощью. Были про­ведены конкретные мероприятия по снижению заболеваемости туберкуле­зом, полиомиелитом, дифтерией.

Был взят курс на строительство крупных многопрофильных больниц и увеличение мощности существующих центральных районных больниц до 300 - 400 коек со всеми видами специализированной помощи министр здра­воохранения

Больше внимания стали уделять организации медицинской помощи больным с патологией органов дыхания; сердечно-сосудистыми, онкологи­ческими, аллергическими заболеваниями.

В 1978 г. ВОЗ назвало принципы организации советской медицинской помощи одними из лучших в мире и рекомендовало их другим странам.

Наряду с позитивными изменениями уже в 70-80-е годы отчетливо на­метились отрицательные стороны советской системы здравоохранения:

1. Финансирование по остаточному принципу

2. Отставание материально-технической базы здравоохранения, свя­занное с недостатком финансирования

3. Экстенсивные пути развития здравоохранения (увеличение количе­ственных, а не качественных показателей) и др.

С началом перестройки состояние здравоохранения в стране стало еще более тяжелым, резко обозначилась недостаточность финансирования от­расли. Плачевное состояние здравоохранения и резко упавший социально-экономический уровень основной части населения привели к еще более выраженному ухудшению таких показателей как смертность, рождаемость, заболеваемость и тд.

В настоящее время наметились определенные положительные сдвиги в связи с некоторой стабилизацией экономической ситуации в стране, однако медицинское обслуживание населения все еще очень далеко от удовлетво­рительного.

4. Правовые основы здравоохранения в России. Конституция РФ об охране здоровья граждан. «Основы законодательства Рос­сийской Федерации об охране здоровья граждан» (1993). Основ­ные принципы охраны здоровья. Врачебная тайна.

К правовым основам здравоохранения в РФможно отнести:

1) Конституцию РФ

2) Федеральные законы РФ в области здравоохранения: «Основы законо­дательства РФ об охране здоровья граждан», «О медицинском страхо­вании граждан », «О психиатрической помощи и гарантиях прав граж­дан при ее оказании», «О санитарно-эпидемиологическом благополу­чии населения», «О трансплантации органов и тканей человека» и др.

3) Приказы, Инструкции и Положения Министерства здравоохранения РФ

4) Указы президента РФ

5) Постановления Правительства РФ

Конституция РФ- основной закон страны - устанавливает право каж­дого человека на охрану здоровья.

В статье 41 говорится: «Каждый имеет право на охрану здоровья и ме­дицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муници­пальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других посту­плений... В Российской Федерации финансируются федеральные програм­мы охраны и'укрепления здоровья населения, принимаются меры по разви­тию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию»

22 июля 1993 г. Постановлением Верховного Совета Российской Феде­рации были приняты «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».На сегодняшний день это основной норма­тивный акт в области здравоохранения.

Основы включают 12 разделов и 69 статей. Приведем краткое описание разделов.

Раздел 1. Общие положения- содержит определение понятия «охрана здоровья граждан», основные принципы охраны здоровья граждан и прочие организационные положения.

Раздел 11.Компетенция в области охраны здоровья граждан РФ, Рес­публик в составе РФ, автономных областей, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и органов местного са­моуправления.

Раздел III. Организация охраны здоровья граждан в РФ -освещает вопросы управления, финансирования, описание государственной, му­ниципальной и частной систем здравоохранения, вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия и др.

Раздел IV. Права граждан в области охраны здоровья- освещает •соответствующие вопросы

Раздел V. Права отдельных групп населения в области охраны здо­ровья- посвящен правам несовершеннолетних, пожилых, беременных женщин, военнослужащих, инвалидов и др.

Раздел VI. Права граждан при оказании медико-социальной помо­щи- описаны права граждан на информацию о состоянии своего здо­ровья, согласие на медицинское вмешательство и отказ от него и пр. Раздел VII. Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека— посвящен во­просам искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона, абор­тов и тд.

Раздел VIII. Гарантия осуществления медико-социальной помощи гражданам- говорится о скорой медицинской помощи, специализиро­ванной помощи, медицинской помощи при социально значимых заболе­ваниях; рассматриваются правовые аспекты эвтаназии, трансплантации, патологоанатомических исследований.

Раздел IX. Медицинская экспертизапосвящен экспертизе времен­ной нетрудоспособности, медико-социальной, судебно-медицинской, судебно-нсихиатрической и др. экспертизам.

Раздел X. Права и социальная защита медицинских и фарма­цевтических работников- оговаривает возможность осуществления медицинской и фармацевтической деятельности, вопросы лицензирова­ния, врачебной тайны, социальной и правовой защиты медработников и др.

Наши рекомендации