Регламентация международных расчетов.
Регулирование платежей по денежным требованиям и обязательствам между юридическими лицами и гражданами разных стран, называется международными расчетами. Международные расчеты включают, с одной стороны, условия и порядок осуществления платежей, выработанные практикой и закрепленные международными документами и обычаями, с другой – ежедневную практическую деятельность банков по их проведению.
Деятельность банков в сфере международных расчетов с одной стороны регулируется их национальным законодательством, с другой определяется сложившейся практикой, которая существует в виде установленных правил и обычаев, либо закрепляется отдельными документами. Порядок проведения международных расчетов регламентирован следующими документами: Унифицированными правилами по инкассо (публикация Международной торговой палаты N 522); Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов (публикация Международной торговой палаты N 500); Унифицированными правилами ICC для межбанковского рамбурсирования по документарным аккредитивам (публикация Международной торговой палаты N 525); Международными правилами толкования торговых терминов "Инкотермс" (публикация Международной торговой палаты N 460) и др.
Выбор конкретной формы, в которой будут проводиться расчеты определяется соглашением сторон и фиксируется в разделе «Условия платежа» внешнеторгового контракта
Применяемые формы международных расчетов отличаются по степени участия коммерческих банков в их проведении: минимальна степень участия банка при банковском переводе (выполнение платежного поручения клиента), более значительна – при инкассовой форме расчетов (контроль за передачей, пересылкой товаросопроводительных документов и выдачей их плательщику в соответствии с инструкциями доверителя) и максимальна степень участия банков при аккредитиве (предоставление бенефициару платежного обязательства, реализуемого при выполнении последним основных условий, содержащихся в аккредитиве). Наряду с вышеуказанными, формами международных расчетов в мировой банковской практике применяются вексельная форма расчетов и расчеты с использованием кредитных платежных карт в режиме «on-line».
Валютные операции между резидентами и нерезидентами при осуществлении международных расчетов через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках требуют оформление паспорта сделки:
при вывозе-ввозе товаров с таможенной территории РФ и на таможенную территорию РФ, выполнение работ, оказание услуг, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности;
при предоставлении резидентами кредитов в иностранной валюте и валюте РФ нерезидентам, а также при получении резидентами кредитов в иностранной валюте и валюте РФ от нерезидентов.
Паспорт сделки не оформляется на валютные операции по контрактам, заключенным между нерезидентами и физическими лицами-резидентами; нерезидентами и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным Правительством РФ; нерезидентами и резидентом в случае, если общая сумма контракта или кредитного договора не превышает в эквиваленте 5000 $ США.
Международные валютно-финансовые институты.
Международные валютно-финансовые институты – это организации, созданные на основе межгосударственных отношений с целью регулирования валютных и кредитно-финансовых отношений между странами, содействия экономическому развитию стран, кредитной помощи.
Делятся на на всемирные (или системы Организации международных наций- ООН) и региональные. Существуют и неформальныемеждународные организации.
В системе ООН действуют Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка, в которую входят Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК), Международное агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ).
МВФ – международная валютно-финансовая организация межправительственного сотрудничества со статусом специализированного учреждения ООН, который организован по решению Конференции ООН по валютно-финансовым вопросам в 1944 году. Штаб- квартира МВФ находится в Вашингтоне, отделения МВФ – в Париже и Женеве. Основные цели деятельности МВФ:
- способствовать процессу сбалансированного роста международной торговли, содействовать стабильности обменных курсов валют и оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли;
- предоставлять государствам-членам финансовые ресурсы, позволяющие исправлять диспропорции в их платежном балансе без использования ограничительных мер в области внешней торговли и расчетов.
Кроме того, МВФ выполняет функции форума для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами и осуществляет контроль выполнения каждым государством-членом своих обязательств с помощью соответствующих принципов и процедур, включая строгий надзор за политикой государств-членов в отношении обменных курсов. Кредитные ресурсы МВФ слагаются из квот стран-участников и привлеченных средств у государств-членов МВФ и у их национальных банков.
В состав МВФ входит около 200 государств. Россия является членом МВФ с 1992 года.
МБРР – крупнейший международный инвестиционный институт, который учрежден одновременно с МВФ в 1944 году. Штаб- квартира МБРР находится в Вашингтоне. Официальными целями деятельности МБРР являются содействие и помощь в реконструкции и развитии экономики стран-членов путем предоставления им долгосрочных кредитов и гарантий. МБРР предоставляет займы правительствам, а также под гарантии правительств стран-заемщиков. Как правило кредиты выдаются на 15-20 лет (включая льготный период- 3-5 лет). Кредитные ресурсы складываются из квот стран-участников и привлеченных средств на мировом финансовом рынке. В состав членов МБРР входит около 200 государств. Россия полноправным членом МБРР стала в июне 1992 года.
МАР– международная кредитно-финансовая организация, специализированное учреждение ООН, являющееся филиалом МБРР, создана в 1960 году (г. Вашингтон). Официальная цель деятельности МАР это содействие экономическому росту и повышению уровня жизни в развивающихся странах-членах путем предоставления им кредитов на менее обременительных условиях, чем обычные займы МБРР. Кредиты МАР предоставляет развивающимся странам, как правило на 50 лет, с началом погашения через 10 лет. Однако, беднейшим странам (с среднегодовым доходом на душу населения менее 805 долларов США – на 1992 год) МАР предоставляет и беспроцентные кредиты. Финансовыми источниками МАР являются прибыль МБРР, возвращенные кредиты и взносы стран-участников. В МАР входит около 150 стран. Россия участником МАР не является.
МФК – международная кредитная организация, член группы всемирного банка, которая основана в 1956 году. Центральный офис расположен в г. Вашингтон Официальная цель МФК это содействие частному сектору стран посредством: финансирования проектов частного сектора. МФК финансирует проекты во всех отраслях промышленности при условии их прибыльности, полезности для экономики страны и соответствия требованиям охраны окружающей среды. Финансовые средства МФК состоят из взносов стран-членов, накопленной прибыли, кредитов МБРР и займов. В МФК входит около 175 стран. Россия является членом МФК с 1993 года.
МАИГ – дочерняя организация МБРР, основанная в 1988 году, обладающая юридической и финансовой независимостью. Основной целью МАИГ является поощрение иностранных инвестиций на производственные цели, особенно в развивающихся странах, в качестве дополнения к деятельности институтов группы Всемирного банка, путем предоставления гарантий на инвестиции в странах-членах МАИГ и страхования инвестиций от некоммерческих (политических) рисков. Основным финансовым источником МАИГ является его уставный капитал. В МАИГ входит около 130 государств.
К основнымрегиональным валютно-финансовым организациям относятся европейский банк реконструкции и развития(ЕБРР), группа«8», группа«20», Азиатско-тихоокеанский экономический союз(АТЭС),Черноморский банк торговли и развития(ЧБТР) и ряд других межгосударственных кредитных организаций, в которых представлена Россия. Список этих организаций постоянно пополняется. Примером тому может служить учреждение 12 января 2006 года в г. Астана Евразийского банка развития(ЕБР), учредителями которого являются Россия и Казахстан. Задачами деятельности региональных валютно-финансовых институтов являются оказание консультационной, кредитно-финансовой, технической помощи государствам-членам с целью поддержания региональной экономической безопасности и финансовой стабильности.
К основным неформальнымвалютно-финансовым институтам относятся Парижскийи Лондонский клубы. Парижский клуб (организованный в середине 50-х годов) объединяет 19 основных стран-кредиторов и функционирует в тесном сотрудничестве с МВФ. Целью деятельности Парижского клуба, является предотвращение угроз прекращения платежей страной-должником, путем осуществления ею программы оздоровления под эгидой МВФ и выработки соглашений о реструктуризации ее внешнего государственного долга. Лондонскийклуб объединяет около 600 крупнейших коммерческих банков и создан для пересмотра сроков погашения кредитов, предоставленных коммерческими банками (без гарантий правительств кредитора).
Центральный Банк России в рамках своей международной и внешнеэкономической деятельности, представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях. Это право и одновременно обязанность определена в статье 51 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
В настоящее время вопрос получения кредитов от международных кредитно-финансовых организаций потерял свою актуальность. На современном этапе Центральный банк действует по следующим направлениям:
- техническая работа по обслуживанию внешнего долга России, а также процентов;
- получение положительной оценки, как полноправного участника финансового рынка по размещению российских ценных бумаг;
- демонстрация российского флага на уровне наблюдательного представительства в международных кредитно-финансовых организациях, членами которых Россия не является;
- использование опыта и советов международных экспертов для планирования экономической политики, разработки нормативных актов и совершенствования банковской системы;
- повышение квалификации банковских чиновников с учетом зарубежного банковского опыта;
- сохранение благоприятных условий взаимодействия с МВФ, которые могут быть важны в случае возникновения потребности в получения финансовой помощи со стороны МВФ;
- укрепить российские позиции в сообществе развитых государств, прежде всего группы «8».
-
Платежный баланс России
Платежный баланс- это статистическая система, в которой отражаются все экономические операции (потоки) между данной страной и другими странами, которые произошли в течение определенного периода времени. Платежный баланс является одним из основных инструментов макроэкономического анализа и прогнозирования. Его данные отражают, как в течение отчетного периода развивались внешняя торговля, уровень производства, занятости и потребления. На основе платежного баланса можно определить, в каких формах происходило привлечение иностранных инвестиций и осуществлялись инвестиции за границу, своевременно ли погашалась внутренняя задолженность страны, каким образом Центральный банк изменял уровень своих международных резервов, устраняя платежные дисбалансы.
Разработка платежного баланса возложена на Банк России законодательно -Законом о Банке России.
Принцип построения платежного баланса: система двойной записи на основе принципов бухгалтерского учета, то есть каждая операция отражается дважды - по кредиту одной статьи и дебету другой строки.
Классификация платежного баланса: активы и обязательства группируются по финансовым инструментам и секторам экономики. Счет текущих операций, в котором отражаются операции с товарами, услугами и доходами и счет операций с капиталом и финансовыми инструменты, где отражаются операции, связанные с инвестиционной деятельностью. Сальдо по счету текущих операций должно быть равно по абсолютной величине и противоположно по знаку сальдо по счету операций с капиталом и финансовыми инструментами.
Информационная база платежного баланса: данные Федеральной таможенной службы об экспорте и импорте товаров, Федеральной службы государственной статистики, данные Банка России (из отчетных форм и данные о валютных резервах), данные Министерства финансов России (информация о внешнем долге Российской Федерации), оценки Банка России. Использование такой разнообразной информации приводит к тому, что на практике сумма всех дебетовых проводок платежного баланса не совпадает с суммой кредитовых проводок. Поэтому в платежном балансе имеется позиция, называемая «чистые ошибки и пропуски» или статистическое расхождение и уравновешивающая сальдо.
Цены, используемые для оценки операций: операции отражаются по рыночным ценам, то есть по ценам, по которым реально происходил обмен экономическими ценностями.
Время регистрации операций: в момент перехода прав собственности на товары или момент предоставления услуг, то есть учет по методу начислений, а не по методу учета на кассовой основе - учет в момент оплаты.
Анализ платежного баланса:
1. Связь платежного баланса и реального сектора (соотношение сбережений и внутренних инвестиций).
2. Связь платежного баланса и денежно-кредитной политики (оценка баланса банковской системы – соотношение активов банковской системы и денежного предложения).
3. Связь платежного баланса и государственных финансов (бюджета)- через показатели внешнего долга.
4. Связь платежного баланса и валютного курса. Платежный баланс- фундаментальная основа формирования валютного курса. Валютный курс- точка равновесия спроса и предложения на иностранную валюту
Качественные характеристики платежного баланса России. Особенность платежного баланса России.
Прогноз платежного баланса: краткосрочный и долгосрочный. Целевой ориентир. Влияние внешних факторов на прогноз платежного баланса:
- динамика мировых цен на товары;
- экономическое состояние торговых партнеров;
- развитие мировой торговли;
- мировые процентные ставки;
- состояние внешнего долга.
Учебные цели.
1. Изучить понятие и формы реализации валютной политики, взаимосвязь валютной политики с денежно-кредитной политикой государства.
2. Изучить основные элементы валютной системы как формы организации валютных отношений.
3. Уяснить роль валютного законодательства (валютного регулирования и валютного контроля) в проведении валютной политики государства.
4. Уяснить цель регулирования Банком России внутреннего валютного рынка, знать задачи Банка России на современном этапе.
5. Изучить сущность, виды и функции валютных рынков. Регулирование Банком России валютного рынка.
6. Уяснить понятие валютного курса, основные факторы, влияющие на валютный курс.Ознакомиться с политикой валютного курса Банка России в современных условиях.
7. Изучить методы котировок и регулирования валютных курсов.
8. Изучить цели и порядок управления валютными резервами Банка России.
9. Уяснить понятие и содержание термина «валютные ценности»,порядок ведения операций с валютными ценностями.
10. Изучить формы и регламентацию международных расчетов.
11. Уяснить понятие международных валютно-финансовых институтов.
12. Изучить деятельность международных валютно-финансовых институтов.
13. Изучить взаимодействие Центрального Банка Российской Федерации с международными валютно-финансовыми организациями.
14. Изучить понятие и принципы построения платежного баланса.
15. Изучить организацию составления Банком России платежного баланса.
Основные термины и понятия.
Валютные отношения
Валютная система
Конвертируемость национальной валюты
Дисконтная валютная политика
Девизная валютная политика
Девальвация валюты
Ревальвация валюты.
Валютное законодательство
Валютное регулирование и валютный контроль
Субъекты , органы и агенты валютного контроля
Внутренний валютный рынок
Валютные ценности
Резиденты и нерезиденты
Паспорт сделки
Формы международных расчетов
Валютный рынок, участники и сегменты валютного рынка.
Международный валютный рынок.
Валютный курс.
Бивалютная корзина.
Конвертируемость валюты.
Золотовалютные резервы.
Структура золотовалютных резервов Российской Федерации.
Международные валютно-финансовые организации (МВФО)
Платежный баланс
Счет текущих операций
Чистые ошибки и пропуски
Информационная база платежного баланса
Контрольные вопросы
1. Назовите понятие и основные элементы национальной валютной системы.
2. Каковы основные цели и формы реализации валютной политики?
3. Какова цель валютного регулирования и роль Центрального банка как органа валютного регулирования?
4. Что относится к понятию «валютные ценности», «иностранная валюта» и «внешние ценные бумаги» ?
5. Назовите разрешенные валютные операции.
6. Дайте понятие международных расчетов и перечислите, чем регламентирована деятельность банков по осуществлению международных расчетов.
7. Дайте характеристику различным формам международных расчетов.
8. Назовите основания оформления паспорта сделки.
9. Что такое валютный рынок?
10. Какие функции выполняет валютный рынок?
11. Перечислите факторы, влияющие на валютный курс.
12. Назовите методы котировок валютных курсов.
13. Дайте характеристики видов валют по степени конвертируемости.
14. Что такое золотовалютные резервы?
15. Какие изменения в величине и структуре золотовалютных резервов России наблюдаются в последние годы?
16. Приведите понятие и классификацию международных валютно-финансовых институтов (МВФО).
17. Дайте характеристику формальных МВФО. Перечислите те из них, членом которых является Российская Федерация.
18. Назовите неформальные МВФО и основные их отличия друг от друга.
19. Назовите основные направления взаимодействия Центрального банка с международными валютно-финансовыми институтами.
20. Приведите понятие платежного баланса.
21. Каков принцип построения платежного баланса ?
22. Какова информационная база построения платежного баланса?
23. Каковы направления анализа платежного баланса?
Глава 8. Банковское регулирование, надзор и инспектирование.
Система банковского надзора
Банковская деятельность относится к числу наиболее регулируемых как в России, так и во всем мире, в связи с осуществлением посреднической деятельности между депонентами избыточных средств и потенциальными заемщиками. Банки трансформируют незначительные вклады отдельных физических лиц в крупные займы. Выступая в роли посредников, банки играют важную роль в процессе реализации денежно-кредитной политики, поддерживая экономику, обеспечивая ее жизнеспособность.
Роль банков в рыночных условиях значительно отличается от той, которую они играют в условиях централизованной экономики.
В странах с централизованным планированием экономики банки отвечают за пассивное проведение и контроль за финансовыми операциями между предприятиями, как это диктуется плановыми органами. В странах с рыночной экономикой банки, напротив, играют ключевую роль в координации экономической деятельности. Банки выступают в качестве институтов, деятельность которых направлена на получение прибыли, самостоятельное принятие решений, которые зачастую связаны со значительными рисками. Поэтому основной причиной, по которой следует регулировать деятельность банков, является поддержание уверенности и доверия к банковской системе.
Под банковским регулированием и надзором понимается система мер, с помощью которых государство через регулирующий орган обеспечивает стабильность и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие тенденции в развитии кредитных организаций, обеспечивает защиту вкладчиков.
Функции регулирования банковской деятельности обычно обеспечиваются несколькими институтами - парламентом, правительством и собственно регулирующим органом, тогда, как функция надзора закреплена, как правило, за одним государственным органом.
Парламент разрабатывает общие законодательные рамки, правительство издает дополнительные постановления или нормативные акты, которые распространяются на все сектора экономики (например, принципы бухгалтерского учета). Собственно регулирующий орган издает специальные положения, которые применяются к кредитным организациям, за деятельностью которых осуществляется надзор.
Модели ведения надзора за финансовым сектором подразделяются на следующие виды:
- сосредоточение надзорных полномочий в центральном банке;
- существование специального единого государственного надзорного органа;
- сочетание элементов первой и второй модели.
В России банковское регулирование и надзор осуществляет Центральный банк РФ. В соответствии со статьей 56 ФЗ «О Центральном банк (Банке России)» деятельность Центрального Банка РФ, как органа банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, направлена на достижение следующих целей:
1. Поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации
2. Защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Регулирующая функция Банка России проявляется при осуществлении им следующих полномочий:
- принятии решения о государственной регистрации кредитных организаций, выдаче им лицензий на осуществление банковских операций, приостановлении их действия или отзыве лицензий;
- регистрации эмиссии ценных бумаг кредитными организациями;
- установлении обязательных для кредитных организаций и банковских групп правил проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности,;
- установлении правил организации внутреннего контроля;
- установлении ряда обязательных для выполнения кредитными организациями и банковских групп экономических нормативов;
- направлении кредитным организациям обязательных для выполнения предписаний об устранении выявленных нарушений и применении санкций по отношению к кредитным организациям, нарушающим федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними нормативные акты.
Надзорная функция Банка России реализуется двумя способами:
- путем анализа отчетности и дополнительной информации - дистанционный надзор;
- путем проверок кредитных организаций (их филиалов) - контактный надзор.
При осуществлении функций банковского регулирования и надзора Банк России взаимодействует с кредитными организациями и союзами путем взаимных консультаций при принятии важных решений нормативного характера, а также путем создания рабочих групп для изучения отдельных вопросов банковского дела.
Регулирующие и надзорные осуществляются через действующий на постоянной основе Комитет банковского надзора, объединяющий подразделения Банка России, обеспечивающие надзорные функции - Департаменты банковского регулирования и надзора, лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций, валютного регулирования и контроля, Главную инспекцию.
В территориальных учреждениях Банка России к подразделениям банковского надзора относятся подразделения с аналогичными функциями.
Основной задачей подразделений банковского надзора Банка России является контроль за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России и установленных им обязательных нормативов.
Поскольку деятельность банков с каждым годом выходит за рамки отдельно взятой страны и принимает глобальный характер, имеется необходимость в упорядочении национальных норм, положений и нормативных актов. Слабая банковская система или финансовая нестабильность одной страны может оказать отрицательное воздействие на финансовое положение других стран.
Базельским комитетом по банковскому надзору, объединяющим государственные органы банковского надзора 13 стран при сотрудничестве со странами не входящими в Комитет разработаны «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора» - 25 фундаментальных положений, закладывающих основу для создания эффективного функционирования системы банковского надзора. Принципы рассматриваются как минимальные требования, которые должны войти составной частью в национальное законодательство.
Внедрение принципов в значительной мере способствует упрочению стабильности и надежности банковской системы на национальном и международном уровне. Следование таким принципам делает банковские системы отдельных стран сопоставимыми, совместимыми и конкурентоспособными. Принципы служат краеугольным камнем при оценке стабильности финансового сектора отдельно взятой страны.
(Принцип 1) Главной предпосылкой для осуществления эффективного банковского надзора является четкое определение круга ответственности, полномочий и целей надзорного органа, который должен быть в свою очередь независим и юридически защищен.
(Принципы 2-5) Для создания условий развития надежной и стабильной финансовой системы необходимо определить круг учреждений, деятельность которых подлежит регулированию и надзору. Процесс лицензирования как минимум должен включать оценку структуры собственности банка, состава совета директоров и руководителей высшего звена, плана деятельности и бизнес-плана банка, прогнозных значений показателей его финансовой устойчивости, а также системы внутреннего контроля, оценку приобретателей акций банка. Должны контролироваться крупные банковские инвестиции или приобретения, чтобы у надзорных органов сложились четкие представление о структуре банковской группы.
(Принципы 6-15) Установление параметров достаточности капитала, как основного показателя деятельности банка, отражающего степень принимаемого банком риска. Оценка со стороны надзорных органов принятой банком политики, практики и процедур управления рисками, наличия системы внутреннего контроля соответствующей масштабам и характеру совершаемых банком операций, с четким распределением полномочий и ответственности, разделением функций принятия решений. Наличие опыта у сотрудников пруденциальных органов в этом направлении.
(Принципы 16-20) Определение методов осуществления постоянного (текущего) банковского надзора, сочетание документарного надзора и инспектирования. Контакт органов надзора и инспектирования с руководством банка. Наличие у органов банковского надзора достаточных средств сбора, проверки и анализа пруденциальных отчетов и статистической информации банков. Возможность осуществления органами надзора независимой оценки деятельности банка на консолидированной и не консолидированной основе.
(Принцип 21) Отражение информации о деятельности банка в отчетности, отвечающей требованиям его учетной политики и дающей полное и объективное представление о его финансовой устойчивости и прибыльности, представляемой на регулярной основе. Периодическая проверка ее достоверности надзорным органом или внешним аудитором.
(Принцип 22) Предоставление надзорному органу права на применение мер воздействия и совершение действий, направленных на коррекцию деятельности банков, которые не отвечают установленным пруденциальным требованиям, а также в случаях, когда под угрозу поставлены интересы вкладчиков или вся финансовая система в целом. Право надзорного органа на отзыв лицензии или на рекомендацию к ее отзыву.
(Принципы 23-25) Требование к надзорному органу по осуществлению глобального консолидированного надзора за деятельностью банков, активно занимающихся международными операциями. Установление контактов и информационного обмена для обеспечения должного контроля за деятельностью международных банков.
При формировании нормативно-правовой базы деятельности кредитных организаций Банк России ориентируется на международные стандарты банковского регулирования и надзора, и в первую очередь, на «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора» Базельского комитета по банковскому надзору.
В 2003 годах в результате анализа, проведенного экспертами Международного валютного фонда и Всемирного банка, установлено, что система нормативно-правового регулирования российского банковского сектора в значительной мере соответствовала Базельским принципам. Сводные результаты оценок следующие:
- Категория «Базельские принципы соблюдаются»: Принцип 1 «Цели, независимость, полномочия и ресурсы» в частях «Правовая основа» и «Правовая защита», Принцип 2 «Разрешенная деятельность», Принцип 4 «Участие в капитале банка»;
- Категория «Базельские принципы в основном соблюдаются»: Принцип 1 «Цели, независимость, полномочия и ресурсы» в частях «Цели», «Независимость» и «Полномочия», Принцип 5 «Участие банка в капитале», Принцип 6 «Достаточность капитала, Принцип 7 «Кредитная политика», Принцип 8 «Кредитный риск», Принцип 9 «Концентрация кредитных рисков», Принцип 11 «Страновой риск», Принцип 12 «Рыночные риски», Принцип 13 «Другие риски», Принцип 14 «Внутренний контроль и аудит», Принцип 18 «Документарный надзор», Принцип 22 «Корректирующие меры»;
- Категория «Базельские принципы в существенной степени не соблюдаются»: Принцип 1 «Цели, независимость, полномочия и ресурсы» в части «Обмен информацией», Принцип 3 «Критерии выдачи лицензии», Принцип 10 «Кредитование связанных с банком лиц», Принцип 15 «Отмывание денег», Принцип 16 «Выездной и документарный надзор», Принцип 17 «Контакты с руководством банков», Принцип 19 «Проверка информации, получаемой в процессе надзора», Принцип 21 «Стандарты бухгалтерского учета», Принцип 23 «Глобальный надзор на консолидированной основе», Принцип 24 «Надзор в стране пребывания», принцип 25 «Надзор за операциями иностранных банков»;
- Категория «Базельские принципы не соблюдаются»: Принцип 20 «Надзор на консолидированной основе».
В последние годы в целях дальнейшего приближения отечественных пруденциальных норм и требований к Базельским принципам Банком России проводится планомерная и широкомасштабная работа по совершенствованию нормативно-правовой базы банковского регулирования и практики банковского надзора:
- в области повышения требований по обеспечению прозрачности структуры собственности учредителей (участников) и их групп при создании новой кредитной организации, расширении деятельности, а также изменении статуса кредитной организации или ее реорганизации;
- в области совершенствования оценки рисков и финансовой устойчивости кредитных организаций, определения оптимального режима банковского надзора, формирования подходов к надзору на консолидированной основе, разработки системы раннего предупреждения, базирующейся на данных документарного надзора;
- в области формирования института генеральных инспекторов, на которых возложена задача координации инспекционной деятельности территориальных учреждений Банка России, в рамках соответствующих федеральных округов.
Применение основополагающих принципов в национальном законодательстве и разработка соответствующих нормативных актов зависит как от политической ситуации в стране, так и от восприятия банковским сектором.
В настоящее время в России имеются все условия для создания и эффективного функционирования системы банковского надзора.