Занятие 15. УЧЁТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ (ОС)
Занятие 15. УЧЁТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ (ОС)
Оснащение урока:учебные пособия, сборники заданий.
ПОНЯТИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
.Активы относятся к основным средствам, если одновременно выполняются следующие условия:
1. Объект предназначен для использования в производстве продукции, при оказании услуг, для управленческих либо для предоставления за плату во временное пользование;
2. Объект предназначен для использования в течение длительного времени - свыше 12 месяцев;
3. Организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
4. Объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем.
К основным средствам относятся:
§ здания, сооружения,
§ машины и оборудование, приборы и устройства, вычислительная техника,
§ транспортные средства,
§ инструмент, инвентарь,
§ земельные участки, внутрихозяйственные дороги.
Активы, в отношении которых выполняются данные условия и стоимостью менее 40 000 рублей за единицу, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов на счёте 10..
ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
У ОС различают первоначальную, восстановительную и остаточную стоимость.
Первоначальная (балансовая) стоимость складывается в момент передачи объекта в эксплуатацию.
Первоначальная стоимость ОС = затраты на приобретение, доставку, хранение и установку - НДС и иные возмещаемые налоги.
Восстановительная стоимость ОС– это первоначальная стоимость ОС, подвергнутая переоценке. В ходе переоценки балансовая оценка основного средства уточняется с учетом данных о рыночной стоимости объекта, идентичного переоцениваемому.
Остаточная стоимость ОС - первоначальная или восстановительная стоимость ОС - амортизационные отчисления.
ОС в процессе использования изнашиваются, ветшают, отчего их первоначальная стоимость уменьшается. Стоимость ОС погашается путём начисления амортизации.
ПОСТУПЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Планом счетов для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, предназначен счет08 Вложения во внеоборотные активы.
Принятие к учету ОС отражается записью по дебету счета 01 "Основные средства" в корреспонденции с кредитом счета 08. По дебету записывается информация о первоначальной стоимости поступивших основных средств и их дооценке, по кредиту — о выбытии основных средств и их уценке.
Ввод объектов основных средств в эксплуатацию оформляется Актом приемки-передачи основных средствф. № ОС-1. Смотрите стр. 153-155 Пособия.
Акт приемки-передачи и техническая документация передаются в бухгалтерию, подписываются главным бухгалтером и утверждаются руководителем организации. Бухгалтерия открывает инвентарные карточки ф.ОС-6, производит в них записи о поступлении средств или делает отметку об их выбытии. Смотрите стр. 51-152 Пособия. Если инвентарные карточки не ведутся, записи о движении объекта фиксируются в инвентарной книге. Каждому объекту присваивается инвентарный номер.
Техническая документация, относящаяся к данному инвентарному объекту, после открытия на него инвентарной карточки передается в соответствующий отдел организации и в бухгалтерии не хранится.
Отражение на счетах:
Д 08, 19 - К 60 Приобретение основных средств
Д 08 – К 75 Внесение основных средств учредителем
Д 08 – К 98 Безвозмездно получены основные средства
Д 01 – К 08, 19 Приняты на учёт основные средства
Д 01 – К 83 Дооценка основных средств
Д 83 – К 02 Доначислена амортизация
Д 84 – К 01 Уценка основных средств
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Плановая инвентаризация ОС проводится накануне годового баланса не ранее 1 ноября каждого года.
Отражение на счетах:
Д | К | Операции |
Обнаружены излишки ОС | ||
Обнаружена недостача ОС - начисленная амортизация | ||
Обнаружена недостача ОС – остаточная стоимость | ||
Сумма, подлежащая взысканию с виновного лица |
Вывод: Недостача взыскивается по остаточной стоимости.
ВЫБЫТИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Объекты основных средств выбывают из организации в результате:
· продажи объекта другому юридическому или физическому лицу;
· списания в случае морального и (или) физического износа;
· ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
· передачи по договорам мены, дарения объектов основных средств;
· по другим причинам.
Для оформления документации на списание объектов ОС в организации приказом руководителя создаётся постоянно действующая комиссия, в состав которой входят, в том числе главный бухгалтер и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств.
Результаты принятого комиссией решения оформляются актом на списание основных средств (форма ОС-4) с обоснованием причин нецелесообразности использования и невозможности восстановления. Смотрите страницы 155-156 Пособия. Акт утверждается руководителем организации.
Передача объектов основных средств по договору дарения или по договору мены, оформляются актом приемки-передачи основных средств (форма ОС-1).
Отражение на счетах выбытия ОС:
Дебет 02, Кредит 01 — списывается начисленная амортизация
Дебет 91, Кредит 01 — списывается остаточная стоимость
Дебет 91, Кредит 69, 70, 76 — отражаются сопутствующие расходы
Дебет 10, Кредит 91 — оприходованы материалы, полученные от ликвидации
Дебет 62 Кредит 91 – отражена выручка от продажи ОС
Дебет 91 Кредит 68 – отражена сумма НДС по проданному ОС
Задание 5.4.Организация ООО «Свет» реализовала другой организации киоск. В бухгалтерском учёте киоск числится по первоначальной стоимости 85 000 руб. Сумма начисленной амортизации составила 13 000 руб. Договорная продажная цена 96 000руб., в том числе НДС 14 644 руб. Оформите журнал хозяйственных операций, определите финансовый результат от продажи киоска на счёте 91.
Операция | Сумма | Д | К |
Списывается начисленная амортизация | |||
Списывается остаточная стоимость киоска | |||
Отражается продажная цена киоска | |||
Отражается НДС |
Счёт 91
72 000 | 96 000 |
14 644 | |
Обороты 86644 | Обороты 96 000 |
Сальдо 9 356 (прибыль) |
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ (НМА)
Нематериальные активы должны обладать следующими свойствами:
1. Отсутствие материально-вещественной формы;
2. Возможность идентификации, отделения от другого имущества;
3. Срок полезного использования свыше 12 месяцев;
4. Приобретён не для перепродажи.
5. Способность приносить организации доход в будущем.
К нематериальным активам относятся:
§ исключительные права на изобретения, промышленный образец и т. п.;
§ авторские права на компьютерные программы, базы данных;
§ права на товарный знак, наименование места происхождения товаров;
§ деловая репутация организации;
§ организационные расходы как вклад в уставный капитал и другое.
По каждому НМА должен иметься Акт приёмки и надлежаще оформленные документы, подтверждающих существование самого актива (патенты, свидетельства, договор уступки товарного знака и т. д.).
На каждое НМА заводится карточка учёта НМА. Как и ОС они принимаются к учёту по первоначальной стоимости, на них также начисляется амортизация.
Отражение на счетах операций с НМА практически такое же как и по операциям с основными средствами.
Формирование первоначальной стоимости НМА происходит на счёте 08 Вложения во внеоборотные активы – здесь отражаются все затраты организации по приобретению НМА. Затем первоначальная стоимость НМА переносится в дебет счёта 04 – НМА принят к учёту.
Амортизация НМА может начисляться в кредит счёта 05 Амортизация НМА или в кредит счёте 04 в корреспонденции со счетами затрат.
Выбытие НМА проводится по остаточной стоимости со счёта 04 на счёт 91 Прочие доходы и расходы.
Как и по основным средствам по НМА проводится инвентаризация. При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить:
§ наличие документов, подтверждающих права организации на их использование;
§ правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.
Получены НМА в счёт вклада в уставный капитал | |||
08,19 | Приобретены НМА | ||
Отражены затраты на приобретение НМА (например, регистрация прав) | |||
Приняты к учёту НМА | |||
Произведён налоговый вычет | |||
Получены НМА безвозмездно | |||
20,44 | 04,05 | Начислена амортизация НМА | |
Списана остаточная стоимость выбывшего НМА |
Задание 5.5. ЗАО "Актив" приобрело исключительные права на изобретение. Стоимость исключительных прав на патент согласно договору составила 120 000 руб. (в том числе НДС - 20 000 руб.). Пошлина за регистрацию прав на патент составила 500 руб. Оставшийся срок действия патента составляет 10 лет. Определите первоначальную стоимость нематериального актива и сумму ежемесячных амортизационных отчислении.
Первоначальная стоимость НМА 120 000 – 20 000 + 500 = 100 500 руб.
Ежемесячные амортизационные отчисления 100 500 руб. : 10 лет : 12 мес. = 837, 5 руб.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ
Задание 4.1.В кассу предприятия ООО «Крона» получен остаток подотчётной суммы 135р от Сидорова И. П. Главный бухгалтер Пименова И. Р., кассир Громова А. С. На основании указанных данных оформите приходный кассовый ордер № 580.
Задание 4.2.Из кассы предприятия ООО «Крона» выдано на командировочные расходы Сидорову И. П. 1700 р., основание – приказ № 18 от 16.01 текущего года. На основании указанных данных оформите расходный кассовый ордер № 47.
ВЫДАЧА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
Выдача наличных денег для выплаты заработной платы и других выплат работникам проводится по расходным кассовым ордерам, расчетно-платежным ведомостям, платежным ведомостям.Составляются они в 1-м экземпляре.Образец представлен на странице 180. Отличие последних 2-х документов.
Продолжительность срока выдачи наличных денег по выплатам заработной платы, стипендий и другим выплатам не может превышать пяти рабочих дней и указывается на расчётно-платёжной или платёжной ведомости.
В расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости) перед подписью лица, которому доверено получение наличных денег, кассир делает запись "по доверенности". Доверенность прилагается к расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости).
В случае выдачи наличных денег по доверенности, оформленной на несколько выплат, делаются ее копии, которые заверяются в порядке, установленном юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем. Заверенная копия доверенности прилагается к расходному кассовому ордеру (расчетно-платежной ведомости, платежной ведомости). Оригинал доверенности хранится у кассира и при последней выдаче наличных денег прилагается к расходному кассовому ордеру (расчетно-платежной ведомости, платежной ведомости).
В последний день выдачи наличных денег кассир в расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости):
§ проставляет оттиск печати (штампа) или делает запись "депонировано" напротив фамилий и инициалов работников, которым не проведена выдача наличных денег,
§ подсчитывает и записывает в итоговой строке сумму фактически выданных наличных денег и сумму, подлежащую депонированию,
§ сверяет указанные суммы с итоговой суммой в расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости),
§ проставляет свою подпись на расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости) и передает ее для подписания главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии - руководителю).
На фактически выданные суммы наличных денег по расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости) оформляется расходный кассовый ордер.
Операции по передаче наличных денег между старшим кассиром и кассирами в течение рабочего дня отражаются старшим кассиром в Книге учета принятых и выданных кассиром денежных средств. Записи в книгу учета подтверждаются подписями старшего кассира, кассира.
СДАЧА ДЕНЕГ В БАНК
Полученные в виде торговой выручки денежные средства должны быть зачислены на счёт предприятия. Для этого они могут быть сданы в кассу банка, инкассаторам, а также предприятиям связи.
Сдача денег непосредственно в банк оформляется Объявлением на взнос наличными. Образец показан на странице 83.
Данный документ заполняет работник предприятия, который сдает выручку, или представитель банка. Объявление на взнос наличными состоит из трех частей: непосредственно объявление, квитанция и ордер. Квитанция выдается работнику фирмы и прикрепляется к расходному кассовому ордеру для подтверждения операции.
Распространённой формой сдачи выручки является договорная форма с участием инкассаторов.
За каждым предприятием закрепляется 2-3 инкассаторских сумки с номерами.
Операция передачи выручки инкассаторам оформляется с помощью препроводительной ведомости, составленной в 3 экземплярах. 2-й экземпляр называется накладная. 3-й экземпляр называется копия. Оборотная сторона ведомости содержит покупюрную опись денег.
До приезда инкассатора кассир подбирает денежные средства по купюрам в пачки по 100 штук одного достоинства и перевязывает. Деньги складывает в сумку, туда же помещает 1-й экземпляр ведомости, пломбирует сумку.
Выручка передаётся инкассаторам в установленное банком время. Инкассатор предъявляет кассиру удостоверение личности и доверенность банка. Кассир передаёт инкассатору сумку вместе с накладной, получает взамен пустую. Инкассатор расписывается на 3-м экземпляре ведомости (копии), который остаётся у кассира.
Данные средства ещё не зачислены и их учитывают на счёте 57 Переводы в пути. После проверки деньги зачисляются на счёт предприятия.
КАССОВАЯ КНИГА
Поступающие в кассу наличные деньги и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в Кассовой книге, форма КО-4. Записи ведутся в 1-м экземпляре. Листы книги нумеруются с 1 января по 31 декабря. Листы Книги прошнуровываются и скрепляются печатью. На последней странице количество листов в книге заверяется руководителем и главным бухгалтером.
Записи в кассовой книге осуществляются кассиром по каждому приходному и расходному документу.
В конце рабочего дня кассир выводит сумму остатка наличных денег и проставляет подпись.
Если в течение рабочего дня кассовые операции не проводились, записи в кассовую книгу не осуществляются.
Обособленные подразделения передают юридическому лицу копию листа кассовой книги в порядке, установленном юридическим лицом с учетом срока составления юридическим лицом бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Контроль над ведением кассовой книги осуществляет главный бухгалтер (при его отсутствии - руководитель).
Если индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения, либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, кассовая книга ими может не вестись.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ
Задание 4.3.На основании приведённых ниже данных заполните кассовую книгу за 10 марта текущего года, лист 69:
§ остаток денег в кассе на вечер 9 марта 71 000 р.;
§ приходный кассовый ордер № 16 на получение от Ивановой М. И. выручки за реализованную продукцию в размере 1 400 000 р.;
§ расходный кассовый ордер № 22 на выдачу в подотчёт Григорьеву И. И. на закуп товаров 100 000 р.;
§ препроводительная ведомость к сумке с денежной выручкой № 12 на сдачу выручки в банк – 1 220 000 р;
§ платёжная ведомость № 23 на сумму заработной платы за вторую половину февраля – 134 000 р;
§ расходный кассовый ордер № 24 на выдачу денег в подотчёт Семёновой А. А. на хозяйственные расходы – 2 000 р.
Номер документа | От кого получено или кому выдано | № корреспондирующего счёта | Приход | Расход |
Остаток на начало дня | 71 000 | |||
От Ивановой М. И. | 1 400 000 | |||
Григорьеву И. И. | 100 000 | |||
В банк | 1 220 000 | |||
Заработная плата | 134 000 | |||
Семёновой А. А. | 2 000 | |||
Итого за день | 1 400 000 | 1 456 000 | ||
Остаток на конец дня | 15 000 | |||
В том числе на заработную плату |
Синтетический учёт денежных средств в кассе ведётся на счёте 50 Касса. Поступление денег в кассу отражается по дебету, а выдача денег из кассы – по кредиту.
В конце месяца выводится сальдо на счёте 50, которое должно совпадать с остатком в Кассовой книге.
Задание 4.4.Выберите один правильный ответ:
1. Поступила выручка в кассу за реализованные товары: а) Д 50 К 90
2. Получено из банка для выдачи зарплаты: в) Д 50 К 51
3. Сдана выручка в банк по объявлению: б) 51 К 50
4. Сдана выручка в банк через инкассаторов: б) Д 57 К 50
5. Выдана из кассы зарплата: а) Д 70 К 50
6. Выплачено из кассы пособие: г) Д 69 К 50
7. Получен взнос от учредителя: а) Д 50 К 75
8. Возвращена неизрасходованная подотчётная сумма: в) Д 50 К 71
ПРИМЕНЕНИЕ ККМ
Расчёты с населением должны проводиться с применением контрольно-кассовых машин. Закон № 54-ФЗ от 22.05.2003 О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ПЛАТЕЖА.
При этом предприятия обязаны:
§ Регистрировать ККМ;
§ Использовать исправные, опломбированные и имеющие фискальную память ККМ;
§ Выдавать покупателю (клиенту) отпечатанный ККМ чек;
§ Обеспечивать работникам налоговых органов и центров техобслуживания беспрепятственный доступ к ККМ;
§ Вывешивать в доступном месте ценники на продаваемые товары и оказываемые услуги.
Неприменение ККМ влечёт наложение штрафов, повторные нарушения – приостановление деятельности до 90 суток (ст. 14.5 КоАП).
Организации и индивидуальные предприниматели могут производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности:
§ обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы;
§ торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа;
§ разносная торговля в пассажирских вагонах поездов, с ручных тележек, велосипедов, корзин, лотков и т.д.
До 1 июля 2018 года могут осуществлять денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи документа, подтверждающего прием денежных средств, следующие организации и индивидуальные предприниматели:
- применяющие патентную систему налогообложения;
- являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход;
- выполняющие работы, оказывающие услуги населению;
- осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов.
При этом по требованию покупателя они обязаны выдать документ, который подтверждает прием денег за товар (работу, услугу). Это может быть, например, товарный чек или квитанция к приходному кассовому ордеру. Продавец обязан выдать такой документ в момент оплаты товара (работы, услуги).
Кассовый чек
Получая деньги за товары, кассир обязан пробить кассовый чек и выдать его покупателю. В чеке обязательно должны быть указаны:
§ название и ИНН фирмы;
§ заводской номер ККМ;
§ порядковый номер чека;
§ дата и время покупки;
§ цена товара;
§ признак фискального режима (это специальные символы, которые подтверждают, что ККМ зарегистрирована и ее память работает в фискальном режиме).
Помимо обязательных элементов в чеке могут быть и другие данные, которые фирма или предприниматель считает необходимыми (например, фамилия продавца-кассира).
Ежедневные отчеты ККТ
При работе на кассовом аппарате кассир-операционист формирует различные отчеты. Их распечатывает сам аппарат.
Так, в течение дня с него можно снимать X-отчет (секционный отчет). Он нужен для проверки поступления выручки по каждому отделу (секции) или кассе в течение той или иной смены. X-отчет не влияет на показания денежных счетчиков, поэтому его разрешается пробивать много раз.
В конце рабочего дня кассир-операционист должен снять Z-отчет (контрольную ленту). Он содержит данные о поступившей за день выручке по конкретному кассовому аппарату. Показания Z-отчета кассир-операционист отражает в специальном журнале (форма № КМ-4 или КМ-5). Как правило, Z-отчеты подклеивают в специальную тетрадь и хранят в течение 5 лет.
ДОКУМЕНТЫ ФОРМЫ КМ
Применяя контрольно-кассовую технику, кроме чека и отчетов ККТ, нужно оформлять и ряд других документов.
Пример
ООО "Невада" торгует в розницу продуктами питания и имеет 1 кассовый аппарат.
На нем работает кассир-операционист Степанова И.Б. Показания денежного счетчика "Невады" за 3 апреля равны:
§ на начало дня - 161 050 руб.;
§ на конец дня - 190 532 руб.
Таким образом, сумма выручки за день составила:
190 532 - 161 050 = 29 482 руб.
Справка-отчет кассира-операциониста (форма № КМ-6)
В справке-отчёте указываются выводится сумма выручка по ККМ. Отчет составляют в конце рабочего дня (смены) и сдают старшему кассиру вместе с выручкой. Подписывают старший кассир, кассир и руководитель.
РАСЧЁТНЫЕ СЧЕТА
Все организации обязаны хранить свободные денежные средства на счетах в банках.
Они вправе открывать в любом отделении банка расчетный счет для проведения всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.
Для открытия расчетного счета организация представляет в учреждение банка:
§ заявление с просьбой об открытии расчетного счета,
§ документы о регистрации организации,
§ копии учредительных документов,
§ карточку с образцами подписей распорядителей и оттиском печати,
§ документы о постановке на налоговый учет и о регистрации в качестве плательщика страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Согласно Налоговому кодексу РФ налогоплательщики обязаны в десятидневный срок сообщить в налоговый орган об открытии или закрытии счетов в банковских учреждениях. Нарушение установленного срока влечет за собой взыскание штрафа (ст. 118 НК РФ).
Открытому счету присваивается номер, который затем указывается на всех документах, отражающих движение средств на расчетном счете.
Порядок совершения и оформления операций по расчетному счету регулируется действующим законодательством, а также правилами, инструкциями и положениями Центрального банка Российской Федерации. Положение Банка России от 19.06.12 № 383-П «О правилах осуществления переводов денежных средств».
Взаимоотношения между организацией и банком строятся на основании договора, в котором фиксируются перечень услуг банка, тарифы комиссионных вознаграждений за услуги, сроки обработки платежных документов, условия размещения средств, права, обязанности и ответственность сторон и др.
Все операции по расчетному счету банк производит с согласия и по поручению владельца счета.
Списание денежных средств с расчетного счета может производиться только по распоряжению клиента. Без его согласия списание делается по решению суда или в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом. Возможно бесспорное списание со счета налоговыми органами сумм недоимок и пеней по налогам и сборам, а также таможенными органами — сумм платежей и пеней.
Списание средств с расчетного счета организации производится в порядке календарной очередности поступления расчетно-платежных документов. Но существуют некоторые приоритеты: в первую очередь списываются денежные средства по исполнительным документам, затем производится списание по платежным документам на перечисления платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, после этого перечисляются средства для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту) и по другим денежным требованиям.
Движение средств на расчетном счете оформляется банковскими платежными документами. К таким документам относятся: объявления о взносе наличными, платежные поручения, платежные требования, платежные требования-поручения, чеки и аккредитивы, банковские пластиковые карточки. Помарки и подчистки в платежных документах не допускаются
Объявлением о взносе наличными оформляется сдача наличных денег в кассу банка. Банк в подтверждение приема денег выдает клиенту квитанцию.
Платежное поручение является поручением организации обслуживающему ее банку о перечислении определенной суммы со своего счета на счет получателя средств. Смотрите страницу 104 Пособия.
При оформлении ПП следует правильно указывать реквизиты получателя, обязательно чёткое указание назначения платежа с указанием номеров счетов, накладных, разбивка суммы с выделением НДС.
Платежное требование содержит требование к плательщику об уплате организации-получателю определенной суммы через банк. Смотрите на странице 107 Пособия.
Вексель представляет собой письменное безусловное долговое денежное обязательство строго установленной формы, выданное одной стороной (векселедателем) другой стороне (векселедержателю) и дающее его владельцу право по окончании срока обязательства (или досрочно) требовать с должника указанной в векселе денежной суммы.
Вексельное обращение — сложная сфера расчетов, которая требует участия в ней не только бухгалтеров, но и банковских работников, юристов, нотариусов.
Организация должна контролировать обоснованность операций по своему расчетному счету. Учреждение банка выдает владельцу счета выписки об остатках и движении средств на расчетном счете с приложением к ним всех первичных расчетных документов. Образец выписки смотрите на странице 113 пособия.
В бухгалтерском учете организации открывают активный синтетический счет 51 «Расчетные счета», в котором записывают: поступления (увеличение количества денежных средств) — в дебет счета, а выбытие (уменьшение) — в кредит счета.
При получении банковской выписки в первую очередь проверяют тождество остатка средств, указанного в выписке, остатку по счету 51 «Расчетные счета». Затем проверяют приложенные к выписке платежные документы (основание их предъявления и суммы), полноту их отражения в выписке и отсутствие арифметических ошибок.
Суммы, ошибочно отраженные по дебету или кредиту счета «Расчетные счета» и обнаруженные при проверке выписок банка, относят до выяснения причин на счет 76 «Расчеты по претензиям». Обо всех обнаруженных ошибках делается письменное сообщение учреждению банка.
СОСТАВ НАЛОГОВ
Состав налогов, уплачиваемых предприятием, определяется в соответствии с Налоговым кодексом. Налоги делятся на федеральные, региональные и местные.
К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых, государственная пошлина, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Налоговые ставки, порядок и сроки уплаты этих налогов, льготы устанавливают региональные власти.
К местным налогам относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц. Действуют в соответствии с правовыми актами муниципальных образований.
Отражение на счетах б/у
Закупка ТМЦ.НДС учитывается у экономического субъекта — покупателя отдельно на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». По дебету счёта 19 отражаются уплаченные суммы налога по приобретённым ТМЦ, по кредиту – списание накопленных сумм налога.
Д 19 – К 60, 76 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» - Приняты на учёт ТМЦ
Д 68 – К 19 Суммы НДС, подлежащие возмещению (вычету)
Продажи.НДС учитываются на счёте 68 Расчёты по налогам и сборам. Открывается отдельный субсчёт. По дебету счета отражаются суммы начисленные суммы НДС за проданные ТМЦ и списанные со счета 19 за приобретённые ТМЦ. По окончании отчётного периода сальдо субсчёта показывает сумму НДС, которая подлежит оплате в бюджет.
Д 90 – К 68 Начислен НДС за реализованную продукцию, товары
Д 91 – К 68 Начислен НДС за реализованные прочие ТМЦ
Д 68 – К 51Перечислены налоги в бюджет
Задание 4.8.Отразите операции в учёте в Журнале хозяйственных операций и на счёте 68. Ставка НДС 18%. Определите задолженность бюджету по НДС на конец отчётного периода.
Хозяйственная операция | Сумма | Дебет | Кредит |
1.Поступили товары от поставщиков, в том числе НДС 12000*0,18 | |||
2. Сумма НДС предъявлена к вычету | |||
3. Начислен НДС по реализованной продукции 386442р*0,18 | |||
4. Приобретён компьютер стоимостью 27600, в том числе НДС 27600*0,18 | |||
5. Списан НДС по переданному в эксплуатацию и оплаченному компьютеру | |||
6. Начислен НДС по реализованным основным средствам 96000*0,18 | |||
7. Задолженность бюджету по НДС 71288-7128 | Х | Х |
Дебет сч. 69 = 2160+4968=7128 Кредит сч.68 = 69560+172280 = 86840
Задолженность по НДС = 86840 – 7128 = 79712
Счёт 68 | |
Об 86840 | Об 86840 |
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
Плательщики налога на прибыль — все организации, за исключением перешедших на ЕНВД, УСН и некоторые другие (УСХН, игорный бизнес).
Объектом налогообложения признается полученная организацией прибыль.
Согласно общим правилам, прибыль определяется как разница между доходами и расходами предприятия (организации). Итак, для определения прибыли следует определить доходы и расходы.
Доходом является экономическая выгода организации в натуральной или денежной форме.
Доходы делятся на 2 группы:
1. Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав. Доходом признается выручка от реализации.
2. Внереализационные доходы – это все остальные доходы. Например, доходы сдачи имущества в аренду, от долевого участия в других предприятиях, подлежащих уплате санкций и т.д.
Расходы – обоснованные и документально подтверждённые затраты.ессовленоются на 2 группы:
1. Расходы, связанные с производством, реализацией. Например, расходы по хранению, доставке товаров, на оплату труда, на содержание имущества и т.д.
2. Внереализационные расходы. Например, судебные расходы, по операциям с тарой, на оплату услуг банков и т.д.
Налоговой базой является денежное выражение прибыли, которая подлежит налогообложению. Если по итогам календарного года расходы превышают доходы, то налоговой базе присваивается нулевое значение.
Налоговая ставка по налогу на прибыль равна 20 %, кроме некоторых исключений. 2 % от суммы начисленного налога на прибыль организаций идет в Федеральный бюджет, а 18% перечисляется в местные бюджеты РФ.
Налоговая ставка на прибыль, средства по которой подлежат перечислению в местные бюджеты РФ, может быть снижена местными органами самоуправления для определенных категорий налогоплательщиков до 13,5%.
Налоговый период составляет календарный год, отчетные периоды: 1-й квартал, полугодие, а также 9 месяцев календарного года. По окончании налогового периода составляется налоговая декларация, а по окончании отчётного периода – налоговый расчёт.
Задание 4.9. Определите сумму налога на прибыль в федеральный бюджет и в местный бюджет по следующим данным: - нет в сборниках
1. Выручка от продаж в 1-м квартале составила 1,770 тыс. руб., в т. ч. НДС в сумме 270 тыс. руб.
2. В производственном цикле были использованы сырье и материалы – 560 тыс. руб.
3. Заработная плата рабочим составила 350 тыс. руб., страховые взносы из нее – 91 тыс. руб.
4. Амортизация основных средств – 60 тыс. руб.,
5. Проценты по полученному кредиту – 25 тыс. руб.
Доходы за 1 квартал: (1770 – 270) = 1500тр
Расходы за 1-й квартал 2016 составят: 560+350+ 91+60+25 = 1086тр
Налогооблагаемая прибыль: 1500 – 1086 = 294 тыс. руб.
Сумма налога на прибыль: 294 тыс. руб.* 20% = 58,8тр, в т. ч. Для перечисления в федеральный бюджет – 5,880 тыс. руб, в местные бюджеты – 52,920 тыс. руб
ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ
Налогоплательщиками являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Объекты налогообложения: автомобили, мотоциклы, автобусы, самолёты, снегоходы и т.д.
Налоговая база определяется по каждому транспортному средству как мощность двигателя в лошадиных силах.
Формула расчета ТН выглядит так:
ТН = налоговая ставка ОР * мощность автомобиля в л.с. * коэффициент периода владения ТС.
Налоговая ставка ОР – фиксированная денежная единица, которая устанавливается в каждом определенном регионе и рассчитывается согласно показателям мощности автомобиля, года выпуска и экологических норм. Не может отличаться от основной больше, чем в 10 раз.
Мощность автомобиля – указана в технических документах на ТС. Если в паспорте на машину мощность определена в кВт, тогда следует преобразовать ее в л.с. (лошадиные силы), умножив на коэффициент 1,36.
Коэффициент периода владения ТС – это соотношение количества месяцев владения автомобилем в налоговом периоде к количеству месяцев в году. Если налогоплательщик владеет машиной не первый год, то этот показатель всегда будет равен единице (12/12). Коэффициент меняется только в год покупки и в год продажи ТС.
Налоговым периодом является календарный год. Отчётными периодами – 1, 2 и 3 квартал.
Срок уплаты налога не может быть установлен ранее 1 февраля следующего года. Налогоплательщики предоставляют налоговую декларацию.
Суммы платежей по ТН включаются в состав затрат:
Д 44 – К 68 Начислен транспортный налог.
ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЁННЫЙ ДОХОД (ЕНВД)
Введён в связи с трудностью контролировать налично-денежный оборот. Вменённый доход – потенциально возможный доход налогоплательщика. Заменяет НДС, налог на доходы физических лиц и налог на имущество (есть исключения).
В общественном питании вво