Сущность, специфические особенности финансов предприятия и организаций.

Принцип самофинансирования.

Это означает необходимость полной окупаемости затрат на производство и реализацию, на инвестирование и развитие производства за счет собственных или заемных источников финансирования. Это значит, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных средств, а при их недостатки может привлекать заемные.

Коммерческий расчет

Коммерческий расчет – метод ведения хозяйственной деятельности, который заключается в соизмерении произведенных затрат с полученным эффектом.

Цель коммерческого расчета – максимальная прибыль при минимальных затратах.

Сущность коммерческого расчета состоит в том, что:

- субъекты хозяйствований обладают финансовой независимостью

- предприятия несут ответственность за фактические результаты работы и выполнения обязательств

- у предприятий складываются отношений с банками, страховыми компаниями и прочими контрагентами, которые направлены на формирование коммерческих начислений.

Принцип материальной ответственности.

Реализуется в результате образования убытков и не способности предприятия удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров.

В более широком смысле материальная ответственность состоит в том, что ухудшение финансового состояния автоматически приводит к невозможности бесперебойной деятельности, нормального кругооборота средств и порождает целый ряд проблем, без решения которых продолжение работы предприятия вообще ставится под угрозу. Такова и материальная ответственность в широком смысле руководителей предприятий и его учредителей. Ответственность отдельных работников реализуется через штрафы, лишение премий и т. д.

Принцип материальной заинтересованности.

Определяется основной целью предпринимательской деятельности, т.е. получением прибыли. Реализация этого принципа зависит не только от самостоятельности и необходимости финансировать свои расходы без государственной поддержки, но и от доли прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Принцип контроля финансово-хозяйственной деятельности.

Вытекает из сущности финансов, контроль заключается в анализе финансовых показателей деятельности предприятия и использовании мер воздействия различного содержания.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единый финансовый аппарат.

Финансовый аппарат состоит из:

1.Министерства финансов, осуществляющего выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга, в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Министерство финансов состоит из:

• Федеральной налоговой службы;

• Федеральной службы страхового надзора;

• Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;

• Федеральной службы по финансовому мониторингу;

• Федерального казначейства. Функции Министерства финансов РФ:

• участие в комплексном анализе экономики страны и в работе по составлению долгосрочных и краткосрочных прогнозов их развития;

• организация работы по составлению и обеспечению исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов;

• участие в работе по развитию и совершенствованию страховой деятельности в стране;

• укрепление денежного обращения и покупательной способности рубля;

• выпуск государственных внутренних займов РФ;

• организация учета и отчетности и т.д.

2. Федерального казначейства, осуществляющего переводы бюджетных денежных средств через свои счета для их гарантированного поступления в учреждения федеральной бюджетной сферы на соответствующей территории субъекта Федерации, района или города.

3. Федеральной налоговой службы, являющейся единой системой контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ и республик, входящих в ее состав.

4. Федеральной службы страхового надзора, осуществляющей государственный надзор за страховой деятельностью в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Также устанавливает общие требования по лицензированию и ведению государственного реестра страховых организаций, контроля за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков, учета и отчетности, методологии страхования, межотраслевой и межрегиональной координации по вопросам страхования

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Финансовый контроль– это совокупность мероприятий по проверке соответствия фактического состояния финансовой системы плановому или отчетному.

Значение финансового контроля заключается в:

1.Деятельности специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2. Управлении финансами и денежными потоками на макро– и микроуровне.

Финансовый контроль разделяют на два различных аспекта:

1.Государственный финансовый контроль – это комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства.

2. Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).

Главная цель государственного контроля– максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а негосударственного(главным образом, внутрифирменного) – напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал.

Различают следующие виды контроля:

1. Бюджетный контроль – это проведение комплексных ревизий и тематических проверок с целью контроля поступлений и целевого использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Проводится органами Федерального казначейства, которые призваны осуществлять государственную бюджетную политику, управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль поступления, целевого и экономного использования государственных средств.

2. Налоговый контроль – это система контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей. Осуществлением налогового контроля занимаются налоговые органы в лице городских и районных налоговых инспекций, которые осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков. При проведении налогового контроля проверяются любые денежные документы у юридических и физических лиц; налогоплательщики обязаны предъявлять необходимые справки и сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну); обследуются производственные, складские и торговые помещения.

3. Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации – бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и др. – за финансовой деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних структур. Службы внутреннего контроля постоянно следят за эффективностью и целесообразностью расходования денежных средств (собственных, заемных, привлеченных), проводят анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми, финансовую оценку результатов инвестиционных проектов, контролируют финансовое состояние предприятия.

4. Аудиторский контроль – это деятельность по установлению достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

Аудиторская проверка может быть:

• инициативная– проверка осуществляется по предложению самого экономического субъекта;

• обязательная– проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных законодательством.

Все аудиторские услуги платные. Отношения аудиторской фирмы с клиентами оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам.

Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора. Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.

К функциям финансового контроля относятся:

1) анализ – включает в себя спектр действий по анализу, изучению исполнения действующего законодательства в части использования средств государственного бюджета; выявление отклонений в формировании доходов и расходов субъекта финансовой деятельности; отклонения в сфере финансовой деятельности государственных институтов (министерств, ведомств, других органов); анализ причин отклонений (исследование фактов, повлекших то или иное отклонение, выявление виновных лиц);

2) корректировка – включает разработку предложений по устранению выявленных нарушений финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, других субъектов контроля;

3) предупредительная функция – состоит в разработке мероприятий по предотвращению нарушений, укреплению финансовой дисциплины, повышению эффективности финансового контроля, совершенствованию контрольной работы, разработке новых методов и способов контроля на основании материалов обобщения результатов проверок.

В современных условиях приоритетным направлением является предупредительная функция, направленная на профилактику нарушений и злоупотреблений, совершенствование средств предупреждения нарушений, оперативное реагирование на неправомерное поведение с целью предотвращения возможных нарушений и злоупотреблений, пресечение этих действий, выявление виновных.

Финансовый контроль, выполняет функцию управления и регулирования всех финансовых взаимоотношений в государстве между его институтами, органами, субъектами финансовой деятельности. Такие его элементы, как субъект контроля, объект контроля, предмет контроля, принципы контроля, метод (методика) контроля, техника и технология контроля, принятие решения по результатам контроля, оценка эффективности контроля, определяют механизм финансового контроля.

Секвестирование бюджета

Внутренние источники

Финансирование дефицита за счет внутренних источников включает:

· средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте;

· бюджетные кредиты;

· кредиты, предоставленные кредитными организациями, международными финансовыми организациями;

· иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета:

· поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности государства или региона;

· поступления от реализации государственных/региональных/муниципальных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;

· курсовая разница по средствам бюджета;

· прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.

Внешние источники

В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета включаются:

· средства, поступившие от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени государства или соответствующего региона, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

· кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты (заимствования);

· кредиты кредитных организаций в иностранной валюте.

· прочие источники внешнего финансирования дефицита бюджета.

Функции денег

Деньги обладают определенными функциями:

1.Мера стоимости. Деньги выступают мерой стоимости товаров и услуг. Общество считает удобным использовать денежную единицу в качестве масштаба для соизмерения относительных стоимостей разнообразных благ и ресурсов. Благодаря денежной системе нам не надо выражать цену каждого продукта через все другие продукты, на которые он мог бы быть обменен; мы не должны выражать стоимость скота через зерно, цветные карандаши, сигары, автомобили и т.д. Использование денег в качестве общего знаменателя означает, что цену любого продукта достаточно выразить только через денежную единицу. Такое использование денег позволяет участникам сделки легко сравнивать относительную ценность различных товаров и ресурсов. Подобные сравнения облегчают принятие рациональных решений. В качестве меры стоимости деньги используются и в сделках с будущими платежами. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой.

В настоящее время функцию меры стоимости выполняет бумажные деньги без всякого золотого обеспечения. Бумажные доллары, фунты, марки, рубли и т.д. выполняют функцию меры стоимости с наименьшим успехом, чем драгоценные металлы. Ведь и бумажные деньги однородны, поэтому, выражая цены товаров в национальных валютах, хозяйственные агенты могут легко сравнивать стоимости самых разнородных товаров.

Для того, чтобы деньги могли служить в качестве средства измерения стоимости товаров, услуг и других объектов купли – продажи, должна быть установлена денежная единица, т.е. единица счета самих денег. В любой стране государством принимается своя национальная денежная единица: в России – рубль, в США – доллар, в Германии – марка и т.д.

2.Деньги как средство обращения. Товарное обращение включает продажу товара, то есть превращение его в деньги, и куплю товара, то есть превращение денег в товар (Т — Д — Т). В этом процессе обмена деньги играют роль посредника. Функционирование денег в качестве средства обращения создает условия для товаропроизводителя преодолеть индивидуальные, временные и пространственные границы, которые характерны при прямом обмене товара на товар.

Возникновение денег как средства обращения усиливает противоречия процесса обмена. К особенностям денег как средства обращения следует отнести, прежде всего, реальное присутствие денег в обращении и мимолетность их участия в обмене. В связи с этим функцию средства обращения могут выполнять неполноценные деньги – бумажные и кредитные.

Есть веские археологические данные, свидетельствующие о том, что первые монеты появились еще в VII веке до н.э. в Китае и древнем Лидийском царстве. Впервые, однако, заменил бартерный обмен денежным персидский царь Дарий в V в. до н.э., введя в обращение монеты в своем государстве (монеты назывались дариками).

Бумажные деньги появились значительно позже. Впервые путешественники видели их в Китае в VI-V вв., хотя сама бумага была изобретена китайцами еще в 1 в. Бумажные китайские деньги представляли собой квитанции за сданные на хранение ценности (наподобие квитанций, которые сейчас выдает ломбард).

3.Деньги как средство образования и накопления сбережений. Деньги, являясь всеобщим эквивалентом, то есть, обеспечивая их владельцу, получение любого товара, становятся всеобщим воплощением общественного богатства. Поэтому у людей возникает стремление к их накоплению и сбережению. Накопление бывает двух видов: накопление сокровищ и вынужденное накопление.

В нормальных условиях большинство домашних хозяйств не расходует весь свой доход на покупку потребительских товаров и услуг. Известная часть дохода сберегается. Сбережения осуществляются в денежной форме, т.е. деньги выступают в этом случае в роли средства образования сбережений. Так как сбережения делаются, как правило, регулярно, то домашние хозяйства накапливают их, и, следовательно, деньги выступают как средство накопления сбережений.

Деньги как средство накопления сбережений должны обладать способностью сохранять стоимость хотя бы на определенный период и обязательно быть реальными.

В докапиталистических формациях существовала наивная форма накопления богатства, когда золото и серебро хранились в сундуках, закапывались в землю. Развитие товарных отношений привело к тому, что деньги стали накапливаться для того, чтобы их вложить в дело или в приобретение какого-либо товара, который сразу купить невозможно. Стремление к получению прибыли заставляет предпринимателей не хранить деньги как мертвые сокровища, а пускать их в оборот.

Без накопления и сбережений становится невозможным осуществлять воспроизводство. Создание денежных резервов на предприятии обеспечивает сглаживание возникающих нарушений у отдельного хозяйствующего субъекта, а резервы в масштабе страны – диспропорций в народном хозяйстве.

4.Деньги как средство платежа. Благодаря разделению продажи и платежа деньги стали выступать в новой функции – функции средства платежа. Деньги, выполняющие функцию средств платежа, предстают в качественном новом единстве. Они функционируют, во-первых, как мера стоимости при определении цены товара; во-вторых, как идеальное покупательское средство. В силу определенных обстоятельств товары не всегда продаются за наличные деньги. Причины: неодинаковая продолжительность периодов производства и обращения различных товаров, а также сезонный характер производства и сбыта ряда товаров, что создает нехватку дополнительных средств у хозяйствующего субъекта. В результате возникает необходимость купли-продажи товара с рассрочкой платежа, то есть в кредит. В качестве средства платежа выступают реальные деньги: золото, монеты, бумажные деньги, кредитные деньги (вексель, банкнота, чек).

Деньги в качестве средства платежа имеют специфическую форму движения: Т-О, а через заранее установленный срок: О-Д (где О – долговое обязательство). Роль средства платежа деньги играют при уплате налогов, при выплате государственных пенсий и пособий и т.д. Во всех этих случаях потоку денег не противостоит поток товаров, услуг и других объектов купли-продажи.

В условиях развитого товарного хозяйства деньги в качестве средства платежа связывают между собой множество товаровладельцев, каждый из которых покупает товары в кредит.

5.Функция мировых денег. Внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнему партнеру вызвали появление мировых денег.

При этом деньги являются:

- всеобщим покупательским средством при оплате товаров, ввозимых в одну страну из другой;

- всеобщим платежным средством при погашении международник долговых обязательств, при уплате процентов по внешним займам и другим обязательствам;

- всеобщим воплощением общественного богатства при перенесении денег из одной страны в другую для помещения их в иностранных банках, предоставления займов, при наложении контрибуции победившей страной на побежденную и др. Перемещение богатства происходит также тогда, когда золото в бегстве от социально – экономических конфликтов, инфляции, от угрозы поражения в войне устремляется в банки других стран.

В качестве мировых денег может выступать:

- свободно конвертируемая валюта (СКВ). При этом имеется в виду полная конвертируемость (внутренняя и внешняя), которая зависит от экономического потенциала страны и от устойчивости денежного обращения. Полностью конвертируемыми валютами могут быть не более десяти валют мира. Из них наиболее популярными считаются доллар США, английский фунт стерлинг, германская марка, японская йена, французский франк;

- СДР (specia drawing rights) – специальные права заимствования. СДР - международные платежные и резервные средства, выпускаемые МВФ. Используется для безналичных международных расчетов путем записи на специальных счетах и в качестве расчетной единицы МВФ. СДР выполняют ряд функций мировых денег по регулированию платежных балансов, пополнению официальных валютных резервов, соизмерению стоимости национальной валюты, но они не имеют собственной стоимости и реального обеспечения;

- ЭКЮ (European currency unit) – Европейская валютная единица. Европейская расчетная единица, являвшаяся основой европейской валютной системы. Ее стоимость определялась на базе «корзины валют» стран, входящих в Европейский экономическое сообщество (ЕЭС). При определении удельного веса одной из этих валют за основу бралась доля промышленного производства страны в общем объеме промышленного производства стран – членов ЕЭС. С 1999 г. заменена евро;

- Евро – недавно принятая международная единица для стран, вошедших в число членов европейской валютной системы (ЕВС). Причиной возникновения была потребность в создании нового инструмента, который бы пользовался таким же доверием как золото и должен был его заменить, как возможно и доллары, хотя бы частично в резервах центральных банков и в международных расчетах.

В качестве «пропускных критериев» участия в зоне евро были установлены следующие:

- дефицит госбюджета не более 3% к ВВП;

- государственный долг не более 60% к ВВП;

- долгосрочные ставки по кредитам не должны превышать 2 процентных пункта по сравнению со средним уровнем этого показателя по трем странам ЕС с наиболее стабильными ценами;

- инфляция не более чем на 1,5 п.п. выше среднего уровня этого показателя по трем странам ЕС с наиболее стабильными ценами;

- отсутствие курсовых колебаний национальной валюты за рамки, разрешенные Европейской валютной системой, в течение последних двух лет.

Все эти критерии были выполнены 11 странами, сформировавшими «зону евро».

Переход к единой валюте выгоден как государству, так и бизнесу Евросоюза.

Итак, рассматривая функции денег, мы можем заметить, что любая из этих функций предполагает, что при помощи денег совершаются или должны совершаться платежи, продажа товара или услуги предполагает, что данный товар (услуга) оплачивается; установление цены предполагает, что продавец согласен его продать, если ему заплатят установленную им цену, а покупатель готов заплатить за данный товар по этой цене; образование и накопление сбережений, как правило, предполагает, что владелец денег делает сберегательный вклад в банк, т.е. совершает операцию платежа, а при полном или частичном изъятии вклада банк выплачивает деньги вкладчику.

Таким образом, выполнение деньгами любой функции предполагает в явной или неявной форме совершение операции денежного платежа.

Важная особенность денег состоит в том, что любой человек, любая фирма, любое государственное учреждение признают деньги в качестве средства платежа и безоговорочно их принимают в обмен на товар или услугу. Более того, каждый из них абсолютно уверен, что этими деньгами он сможет оплатить любой товар, заплатить налоги или погасить свой долг. Деньги могут выполнять свои функции, потому что все признают их в качестве средства платежа. Следовательно, деньги — это общепризнанное средство платежа, которое, безусловно, принимается при оплате любых объектов купли-продажи, при совершении любых платежных операций и служит в качестве средства образования и накопления сбережений.

Деньги – это всеобщий эквивалент, универсальное средство обмена, абсолютно ликвидный товар, посредством которого выражается стоимость всех остальных товаров.

В целом, деньги, являясь всеобщей формой богатства, играют важную роль в обществе:

- они опосредствуют кругооборот общественного капитала, создают стоимость и прибавочную стоимость, выступают как форма эксплуатации наемного труда, играют активную роль в воспроизводстве, облегчая или затрудняя его ход;

- воздействуют на цены, процент, структуру и динамику активов;

- с их помощью происходит перераспределение национального дохода через государственный бюджет, налоги, займы;

- через посредство денег осуществляются эксплуатация народов других стран, политика неоколониазма, которые служат одним из источников сверхприбылей господствующих монополий. Важность денег для функционирования любого общества на всех стадиях его развития вызвала интерес различных экономистов всего мира к их происхождению.

Виды денег

Деньги в своем развитии выступали в 2-х видах: действительные деньги и знаки стоимости (заменители, заместители).

Действительные деньги – это деньги, номинальная (обозначенная на них) стоимость которых соответствует их реальной стоимости, т.е. стоимости металла, из которого они изготовлены.

Первые монеты появились почти 26 веков назад в Древнем Китае и Древнем Лидийском государстве. В Киевской Руси первые чеканные монеты относятся к IX-X вв. К золотому обращению страны перешли во 2-й половине XIX века. Золотое обращение просуществовало до первой мировой войны. Ведущая из этих стран – Великобритания, которая вместе со своими колониями и доминионами занимала первое место по добыче золота.

Причинами перехода к металлическому и золотому обращению послужили свойства благородного металла:

-однородность по качеству;

-делимость и соединяемость без потери свойств;

-портативность (большая концентрация стоимости);

-сохраняемость;

-сложность добычи и переработки.

Для действительных денег характерна устойчивость, обеспечиваемая определенным и неизменным золотым содержанием денежной единицы, свободным перемещением золота между странами. Золотые монеты выполняли все пять функций денег.

Металлические деньги (медные, серебряные, золотые) имели разную форму: сначала штучную, затем весовую. Монета более позднего развития денежного обращения имела установленные законом отличительные признаки (внешний вид, весовое содержание). Наиболее удобной для обращения оказалась круглая форма монеты (меньше стиралась, лицевая сторона монеты – аверс, оборотная – реверс, обрез – гурт). С целью предотвращения монеты от порчи гурт делался нарезным.

Заместители действительных денег (знаки стоимости) – это деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, т.е. затраченного на их производство общественного труда.

К ним относятся: металлические знаки стоимости (стершиеся золотые монеты и билонная монета, т.е. мелкая монета, изготовленная из дешевых металлов, например, меди и алюминия) и бумажные знаки стоимости, сделанные, как правило, из бумаги.

Неполноценные монеты — так называются монеты, чья номинальная стоимость превышает стоимость металла, представленного в данной монете. Неполноценная ходячая монета получила в экономической теории название «разменная монета», поскольку она действительно представляет (пусть лже символически) определенную часть полноценной монеты. Разменная монета поистине являет экономическое чудо: ведь это монета, официальная стоимость которой выше реальной. Всякий, кто изучает экономику, должен по достоинству осознать и оценить экономический парадокс этого факта.

Слово «монета» восходит к имени римской богиня Юноны, в храме – которой находился монетный двор Древнего Рима. В ходе исторического развития возникла и утвердилась как самая практичная форма монеты — круглая с двусторонней чеканкой (хотя в настоящее время встречаются и иные формы: прямоугольник — в Тонга, семиугольник — в Сьерра-Леоне, восьмигранник — на Антильских островах, и даже 12-гранник с волнообразными вогнутыми гранями — в Судане). Преимущества монетных денег по сравнению со слитками: не надо тратить силы и время на разрубание слитка; взвешивание частей слитка заменяется счетом монет; проба и вес монеты гарантированы государством. Первые монеты были изготовлены XII в. до н.э. в Китае, а пятью веками позже они появились в Средиземноморье. С этого времени монеты – неразлучный спутник человечества. И только в XVIII в., т. е. через три тысячи лет, наряду с монетами, появились и бумажные деньги.

Но если говорить точно и строго, то золотомонетная денежная система ушла в историю совсем недавно – в 70-х гг. XX столетия. Иными словами, бумажным деньгам, представляющим принципиально иной- «невещественный»- тип денежкой системы, исполнилось всего 20—25 лет (мы ведем отсчет с 5 августа 1973 г., когда окончательно прекратился обмен доллара на золото). Тем не менее, хорошо известно, что в период экономических кризисов все вдруг вспоминают, что бумажные деньги — просто бумажки, правительство обращается к золотому запасу, а население «штурмует» ювелирные магазины.

Бумажные деньги впервые в мире появились в Китае еще в средние века. Об этом известил Европу венецианский путешественник Марко Поло, посетивший Пекин в 1286 г. Однако, их выпуск начал широко практиковаться лишь в эпоху капитализма. Почин был сделан в 1690 г., когда бумажные деньги стал выпускать штат Массачусетс, что в Северной Америке. Затем уже XVII – XIX вв. к эмиссии денежных знаков прибегли Франция, Англия, США и другие страны.

К бумажным деньгам относятся казначейские билеты, банкноты, чеки векселя, «электронные деньги» и так далее.

Впервые русские бумажные ассигнации были выпущены в 1769 г. при Екатерине II для покрытия расходов на войну с Турцией.

При царице Елизавете Петровне генерал – директор Миних предлагал план улучшения финансового положения государства. План состоял в том, что вместо дорогих металлических денег выпустить по образцу Европы дешевые бумажные деньги. Проект Миниха прошел в Сенат и был там отвергнут: «Предосудительно будет, что вместо денег будут ходить бумажки, да и опасно, чтобы впредь не подать причину худым рассуждениям».

Но Екатерина II этот проект осуществила: взамен громоздких медных денег выпустила бумажные ассигнации, достоинством в 25, 50, 75 и 100 рублей. Они свободно обменивались на медные деньги, и для этой цели в 1768 году в Москве и Санкт-Петербурге учредили 2 банка.

Особого внимания заслуживает происхождение бумажных денег. Откуда они появились? Для ответа на этот вопрос необходимо вновь обратиться к истории.

Вскоре после того, как в сделках стало использоваться золото, стало очевидно, что как покупателям, так и торговцам неудобно и небезопасно перевозить, взвешивать и проверять на чистоту золото каждый раз при заключении сделок. Поэтому в практику вошло правило отдавать золото на хранение золотых дел мастерам, имеющим специальные кладовые и готовым за плату предоставить их. Получив золотой вклад, золотых дел мастер выдавал вкладчику квитанцию. Вскоре товары стали обмениваться на эти квитанции, которые превратились в раннюю форму бумажных денег, а сами золотых дел мастера стали прототипами современных банкиров. Поскольку золото, хранимое золотых дел мастерами в кладовых редко востребовалось, то есть оно не находилось в обращении, можно сказать, что квитанции были полноценными деньгами, поскольку их количество в точности соответствовало количеству золота на хранении у золотых дел мастеров. Так было до тех пор, пока какой-то изобретательный золотых дел мастер, видя, что количество поступающего золота превышает количество изымаемого, не начал выпускать в обращение квитанции, не обеспеченные золотом, давая под проценты ссуды.

Первые упоминания о бумажных деньгах (банкнотах) относятся к X в. Примерно в это время правительство Китая выпустило тяжелые железные монеты. По понятным причинам они не пользовались популярностью у населения: люди оставляли монеты у купцов и пользовались полученными взамен расписками. В начале XI в. правительство лишило купцов права давать расписки и само напечатало квитанции, которые официально заменили монеты. Государственные квитанции имели фиксированное достоинство. В Европе преимущество банкнот первыми оценили шведы. В 1661 г. Стокгольмский банк прекратил выпуск серебряных монет и начал эмиссию бумажных денег. Как и всякое финансовое начинание, распространение банкнот не обошлось без спекуляций.

Так, в начале XVII столетия в Париже появился новый финансист шотландец Джон Лоу. Он быстро втерся в доверие королевского двора, министров, их любовниц, и в 1718 г. основанный Лоу банк получил дозволение французского короля на выпуск банкнот, обеспеченных серебром.

Выпуск банкнот Лоу поставил на широкую ногу, он буквально наводнил ими Францию. Ему верили, и целые возы золота привозились к нему для обмена их на бумаги. Лоу давал премию: бумажный франк стал стоить дороже, чем металлический, и все торопились запастись драгоценными билетами, цена которых шла в гору. Ажиотаж охватил все классы общества. Скромные буржуа выкапывали свои кубышки из земли и несли в банк сбережения целых поколений; аристократы закладывали свои фамильные драгоценности, чтобы достать золото, а через него — магические билеты Лоу, которые каким-то чудным образом превращали 100 франков в 110, 120 и т. д.

Дела Лоу шли превосходно, но любовь толпы непостоянна. Первыми с требованиями обменять бумаги на золото прибежали придворные. Что было потом, известно всем по истории «МММ».

Лоу бежал, но «гибель одного прокладывает путь другим». Вскоре бумажные деньги стали выпускать все европейские государства. По сравнению с золотыми монетами их легче хранить и рассчитываться за мелкие партии товара.

Право выпуска бумажных денег принадлежит государству. Разность между номинальной стоимостью выпущенных денег и стоимостью их выпуска образует эмиссионный доход казны, являющийся существенным элементом государственных поступлений.

Изготовление пятирублевой монеты государству обходится всего в 67 коп., эмиссионный доход государства составляет 4 руб. 33 коп.; 2 рублевая монета – в 79 коп., 1 рублевая монета – в 35 коп., 50-копеечная монета обходится государству в 26 коп., и только 1-копеечная монета не приносит доход государству – она «стоит» 13 коп.

Избыточный выпуск денег для покрытия бюджетного дефицита ведет к их обесцениванию. Бумажные деньги выполняют две функции: средство обращения и средство платежа. Они обычно неразменны на золото и наделены государством принудительным курсом.

Кредитные деньги возникают с развитием товарного производства, когда купля-продажа осуществляется с рассрочкой платежа (в кредит). Значение этих денег – сделать денежный оборот эластичным, способным отражать потребности товарооборота в наличных деньгах; экономить действительные деньги; способствовать развитию безналичного оборота. Кредитные деньги прошли следующий путь развития: вексель, акцептованный вексель, банкнота, чек, электронные деньги, кредитные карточки.

Вексель — письменное безусловное обязательство должника уплатить определенную сумму в заранее оговоренный срок и в установленном месте.

В СССР векселя применялись во внутреннем обороте с 1922 по 1930 гг. и с 1991 г. по настоящее время.

Различают простой и переводной вексель, отличие которых в том, что плательщиком по простому векселю является лицо, выдавшее вексель, а по переводному – какое-то третье лицо. Переводный вексель (тратта) получает возможность обращаться благодаря передаточной надписи (индоссамент) на обороте документа. Казначейские векселя – векселя, выпускаемые государством для покрытия дефицита бюджета и кассового разрыва. Коммерческий вексель – вексель, выдаваемый под залог товара. Банковский вексель – вексель, выдаваемый банком своему клиенту.

Банкнота — это кредитные деньги, выпускаемые центральным (эмиссионным) банком страны, т.е. бессрочное долговое обязательство, обеспеченное гарантией центрального (эмиссионного) банка страны.

Впервые банкноты были выпущены в XVII в. на основе переучета частных коммерческих векселей. Первоначально банкнота имела двойное обеспечение: коммерческую гарантию, поскольку выпускалас<

Наши рекомендации