Сущность государственного банка и его роль в социально-экономических процессах.
Центральный банк — посредник между государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке.
В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные,Национальный Банк Украины, Федеральная резервная система США, Банк Англии, Немецкий федеральный банк, Государственный банк Вьетнама, Народный банк Китая, Национальный Банк Республики Казахстан. В России — Центральный банк Российской Федерации (Банк России) .
Центральный банк является органом регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства.
Центральный банк абсолютного большинства стран не принадлежит государству. Фактически, государство зачастую является лишь формальным собственником используемого центральным банком оборудования, однако правом его использования владеют частные лица - акционеры центральных банков. Нередко государство даже формально не владеет капиталом центрального банка (США, Италия, Швейцария) или владеет им частично (Бельгия — 50%, Япония — 55%). По сути, центральный банк выполняет функции государственного органа в интересах частных лиц.
По своему положению в кредитной системе центральный банк играет роль «банка банков», т. е. хранит обязательные резервы коммерческих банков и других учреждений, предоставляет им ссуды, выступает в качестве «кредитора последней инстанции», организует национальную систему взаимозачетов денежных обязательств либо непосредственно через свои отделения, либо через специальные расчётные палаты.
Обязательные резервы — это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном Банке (формы хранения могут различаться по странам).
Основные функции
эмиссия банкнот; проведение денежно-кредитной политики; рефинансирование кредитно-банковских институтов; проведение валютной политики; регулирование деятельности кредитных институтов; функции финансового агента правительства. установка ломбардной ставки.
История
По свидетельству историков, первым центральным банком был Шведский «РиксБанк», он образовался в 1668 году, однако обстоятельства его организации теперь мало известны.
В большинстве западных стран функции центрального банка были закреплены за определёнными банками с середины XIX — начала XX веков. Так Банк Франции стал единым эмиссионным центром в 1848 году, Рейхсбанк и Банк Испании в 1874, Федеральная резервная система США в 1913 году.
Исторически во всех странах центральные банки образовывались как крупные банки, наделенные особыми полномочиями. В большинстве стран эти банки были созданы как акционерные компании. Постепенно центральные банки монополизировали функцию эмиссии банкнот и другие специфические функции и утверждались в качестве центров национальных кредитных систем.
Баланс ЦБ
Активы
Золотовалютные резервы; Кредиты центрального банка, выданные правительству и коммерческим банкам; Государственные облигации.
Пассивы
Депозиты коммерческих банков в ЦБ (обязательные резервы и дополнительные депозиты); Наличные деньги, которые ЦБ выпустил в обращение; Счета казначейства, которые обслуживает ЦБ. Капитал ЦБ Средства кредитных организаций
Центральный банк Российской Федерации (официальное, Банк России) — верхний уровень двухуровневой банковской системы в Российской Федерации, которая состоит из Банка России и коммерческих банков (и других кредитных организаций).
Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами.
Согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации определено, что правом денежной эмиссии обладает Российская федерация, а ст. 75 конкретизирует, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации и оговорена его основная функция — защита и обеспечение устойчивости рубля. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.
8.Бюджетный кодекс Российской Федерации, его строение, содержание и значение.
Бюджетное устройство страны, функционирование бюджетной системы, компетенции органов власти всех уровней в области бюджета регламентируются законодательством о бюджетных правах.
Бюджетное право- это совокупность юридических ном, регулирующих бюджетное устройство страны и бюджетный процесс, то есть порядок формирования и исполнения всех бюджетов, входящих в бюджетную систему государства, а также компетенцию всех органов власти в бюджетной сфере.
Процесс формирования и исполнения бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетными правоотношениями, т.е. урегулированными нормами права общественными отношениями, к которым относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в ходе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней.
Конституция страны – основополагающий акт бюджетного права.
В конституции РФ 1993 г. заложены основы бюджетных прав федеральных, региональных и местных органов власти, которые сформулированы с учетом федеративного устройства государства.
В развитие основных положений в области бюджетного права, зафиксированных в Конституции РФ, издаются специальные законодательные акты:
В их числе следует отметить:
- Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 окт. 1991 г.;
- Закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей ,г.Москвы и С-Пб, органов местного самоуправления от 15 апреля 1993 г.»;
- Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления» от 25 сент. 1997 г.;
- Бюджетный кодекс РФ от 31 июня 1998 г.
Наиболее важным и емким из законодательных актов, изданных в области бюджетного права, является Бюджетный кодекс РФ, в котором установлены общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы РФ, правовые положения субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, а также определены основы бюджетного процесса в Российской федерации. Бюджетный кодекс законодательно зафиксировал компетенцию и полномочия органов власти всех уровней в бюджетной сфере.
Бюджетный кодекс от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ. Принят Государственной Думой 17 июля 1998 г. Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 г. Явлется одним из законодательных актов, в котором определены бюджетные права представительных и исполнительных органов власти всех уровней, обеспечивающих им создание финансовой базы для выполнения возложенных на них функций по управлению страной и соответствующими территориями, проведению внутренней и внешней политики, управлению экономическими и социальными процессами.
Бюджетный кодекс Российской Федерации — кодифицированный нормативно-правовой акт, содержащий правила формирования и исполнения бюджетов всех уровней в Российской Федерации.
Бюджетный кодекс РФ – это свод законов о функционировании и развитии бюджетной системы РФ. Обеспечивает финансовое регулирование бюджетных правоотношений. Устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетов различных уровней, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений. Определяет основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Бюджетный кодекс Российской Федерации состоит из 5 частей, 28 глав (общей сложностью 307 статей):
Часть I. Общие положения
Глава 1. Бюджетное законодательство Российской Федерации
Глава 2. Бюджетные полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.