Сущность и функции финансов, их роль в решении социально-экономических проблем России.

Управление финансами

Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансам.

В управлении финансами, как и в любой другой управляемой системе, выделяют объекты и субъекты управления. В качестве объектов управления выступают разнообразные виды (сферы) финансовых отношений. Разным подсистемам финансов (объектам управления) соответствуют определенные субъекты управления. Государственными финансами управляют органы государственной власти и управления. Финансами хозяйствующих субъектов управляют их высшие исполнительные органы управления, включая финансовые службы. Государство регламентирует финансовую деятельность хозяйствующих субъектов, т.е. в условиях рыночной экономики финансы хозяйствующих субъектов управляются ими самостоятельно, но по правилам, которые устанавливает государство.

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, составляет финансовый аппарат, соответственно, государства или хозяйствующего субъекта.

Цель управления финансами государства – обеспечение финансовой устойчивости, проявляющейся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, оптимизации государственного долга, твердости национальной валюты, снижении темпов инфляции, повышении благосостояния населения.

Цель управления хозяйствующих субъектов – обеспечение финансовой стабильности предприятия, создание предпосылок для экономического роста и получение прибыли.

В управлении финансами можно выделить такие важнейшие методы и формы (функциональные элементы), как планирование (в том числе программирование), прогнозирование, оперативное управление, контроль.

Планирование – это практическая реализация планомерности, которая означает объективную необходимость и возможность согласования деятельности хозяйствующих субъектов. Применительно к финансовому планированию – это деятельность по обеспечению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов.

Финансовое программирование является методом финансового планирования, использующим программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения.

Финансовое прогнозирование – это предвидение возможного финансового положения государства и хозяйствующих субъектов. Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов. На его основе вырабатывается концепция финансовой политики на среднесрочный или долгосрочный период.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат. Основное содержание оперативного управления заключается в обеспечении наиболее рационального использования финансовых ресурсов.

В ходе оперативного управления финансами обеспечивается стабильное развитие государства и функционирование хозяйствующих субъектов, предупреждаются и ликвидируются чрезвычайные ситуации в финансово-хозяйственной деятельности, осуществляется маневрирование бюджетными средствами.

Контроль как элемент управления осуществляется в процессе планирования и оперативного управления. Он позволяет сопоставлять фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми заданиями, выявлять резервы роста эффективности.

В ходе финансового контроля осуществляется проверка адресного и целевого использования финансовых ресурсов, оценивается правомерность действий работников финансовых служб, руководителей организаций, министерств и ведомств.

Управление финансами основано на знании объективных экономических законов, закономерностей развития общества, а также на знании и неукоснительном соблюдении финансового, бюджетного, налогового и других законодательств.

Финансовое планирование является одним из методов управления финансами. Цель финансового планирования – обеспечение финансовыми ресурсами воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития, бизнес-планами.

Расчеты плановых финансовых показателей и составление финансовых планов позволяют определить затраты на производство ВВП на всех уровнях хозяйственной деятельности, а также охарактеризовать все процессы производства, распределения и потребления.

Результатом финансового планирования являются составление и принятие финансовых планов, разработка и утверждение финансовых разделов целевых программ и бизнес-планов.

Финансовый план - это документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предусматриваемый объем поступления и использования финансовых ресурсов в плановом периоде.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность хозяйствующих субъектов и государства. Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы. Форма финансового плана, состав его показателей отражают специфику соответствующего звена финансовой системы. В частности, хозяйствующие субъекты, функционирующие на коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, составляют сметы, а органы государственной власти – бюджеты разных уровней.

Природа рыночного механизма определяет применение в нем прогнозного подхода с элементами планирования. Прогнозные и плановые расчеты базируются на использовании различных методов: экстраполяции, нормативного, математического моделирования, балансового.

Метод экстраполяции заключается в том, что плановые финансовые показатели определяются на основе анализа их динамики за ряд предшествующих периодов и выявления наметившихся тенденций роста или снижения.

Нормативный метод основан на использовании установленных норм и нормативов ( экономических, финансовых, технических и др.).

Метод математического моделирования заключается в построении финансовых моделей, имитирующих течение реальных экономических, социальных и финансовых процессов.

Для согласования направлений использования финансовых ресурсов с источниками их формирования, увязки всех разделов финансовых планов между собой применяется балансовый метод, который можно представить в виде универсальной формулы: Оо+П = Р+О1, где Оо- остаток на начало; П - поступление; Р – расход; О1 – остаток на конец периода.

Сущность

Бюджет является центральным звеном финансовой системы государства. Как экономическая категория бюджет выражает систему экономических отношений между бюджетами разных уровней, между органами государственной власти и сетного самоуправления и юридическими лицами, населением, которая основана набюджетном праве — совокупности юридических норм оп которым устанавливаются права законодательных и исполнительных органов власти в области бюджета.

Законодательная база

Бюджетная законодательная база включает бюджетный кодекс РФ, акты, регулирующие бюджетные правоотношения, федеральные законы, федеральный закон о федеральном бюджете, законы субъектов федерации, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

Функции

Являясь частью финансовых отношений, бюджету соответствуют следующие функции финансов:

Распределительная — проявляется через формирование и использование централизованного фонда денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления;

Контрольная — действует одно одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением бюджетных средств;

Регулирующая — государство регулирует хозяйственную жизнь страны, направляя бюджетные средства на необходимые цели.

Бюджетное устройство

Бюджетное устройство — это принципы, определяющие организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, состав и структуру бюджетов, формирование и использование бюджетных средств и т.д.

Наиболее полное выражение бюджетное устройство находит в принципах бюджетной системы.

Согласно ст. 25 БК РФ бюджетная система РФ основана на следующих принципах:

Принцип единства — единство правовой базы денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, ведение бухгалтерского учета;

Принцип разграничения доходов и расходов — означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

Принцип самостоятельности бюджета: а) наличие собственных источников доходов всех уровней; самостоятельное; б) самостоятельное распределение расходов бюджетов; в) определение источников финансирования дефицита бюджетов; г) осуществление бюджетного процесса на каждом уровне и т.д.

Принцип полноты отражения доходов и расходов — все доходы и расходы подлежат отражению в бюджетах всех уровней в полном объеме;

Принцип сбалансированности бюджета — объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать объему доходов бюджета, то есть дефицит должен быть минимальным;

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств — соответствие бюджетов должно исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и достижения наилучшего результата;

Принцип общего покрытия расходов — все расходы бюджета должны быть покрыты за счет доходов и поступлений;

Принцип гласности — обязательное опубликование в печати, полнота информации в СМИ, открытие для общества, кроме секретных статей, утверждаемых в составе федерального бюджета;

Принцип достоверности бюджета — надежность показателей прогноза социально-экономического развития территорий и реальность расчетов доходов и расходов;

Принцип адресности и целевого характера — бюджетные средства выделяются конкретно получателю. Нарушение адресности и направлений является нарушением бюджетного законодательства РФ.

Доходы и расходы бюджета

Доходы

Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжении органов государственной власти (федеральный, региональный, местный).

Состав доходов бюджета:

Налоговые доходы, предусмотренные налоговым законодательством (федеральным, законодательным, местным). Налоги и сборы. Сумма предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других платежей. Также учитываются в документах в пределах лимитов.

Неналоговые доходы: доходы от использования государственного и муниципального имущества; финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней; штрафы, компенсации, конфискация и т.п.; платные услуги (нотариат).

Расходы

Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и органов местного самоуправления. В зависимости от характера определений, формируются системы бюджетных расходов.

Расходы:

Государственное и муниципальное управление;

Национальная оборона;

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;

Поддержка отраслей материального производства;

Научно-технический прогресс (НТП);

Социальная защита населения;

Охрана окружающей среды и природных ресурсов;

Обслуживание и погашение государственных долгов.

В зависимости от экономического содержания, расходы делятся на:

Текущие — обеспечивают текущее финансирование органов власти, МСУ, оказание государственной поддержки бюджетным учреждениям и отдельным отраслям экономики в виде дотаций, субвенций, субсидий на текущее функционирование, являющееся преобладающей частью;

Капитальные — обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность для действующих или вновь создаваемых предприятий в соответствии с утвержденной инвестиции программой (в виде бюджетных кредитов).

Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. Их структура меняется ежегодно в зависимости от экономической ситуации в стране.

Доходы территориальных бюджетов

Делятся на два вида:

Собственные — виды доходов, закрепленных на постоянной основе полного или частичного за соответствующими бюджетами законодательства РФ. Составляют меньшую часть доходов;

Регулирующие — федеральные и региональные налоги, пошлины по которым установлены нормативы отчислений (в %-ах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год.

К регулирующим доходам относятся:

Трансферты — средства, поступающие из федеральных и региональных бюджетов, финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по специальной методике и формуле;

Дотации — средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездных и безвозвратных основах для покрытия текущих расходов;

Субвенция — средства, бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездных и безвозвратных основах для осуществления целевых расходов;

Субсидии — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому или физическому лицу на условиях дальнейшего финансирования целевых расходов.

Формы и виды страхования

Страхование бывает добровольным и обязательным.

Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Правила добровольного страхования определяются страховщиком самостоятельно в соответствии с законодательством. Конкретные условия страхования определяются при заключении договора страхования,

Обязательное страхование осуществляется в силу закона в целях обеспечения интересов граждан и государства. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются соответствующим законодательством Российской Федерации, которое регламентирует страховые объекты, риски и минимальные размеры страховых сумм. При этом предусмотрены два способа проведения обязательного страхования: обязательное страхование и обязательное государственное страхование.

В России традиционно принято делить страхование на две отрасли: личное страхование и имущественное страхование.

Личное страхование — форма защиты от рисков причинения ущерба жизни, здоровью, трудоспособности и благосостоянию граждан. Выделяют три подотрасли личного страхования: страхование жизни, страхование капитала и страхование от несчастных случаев.

Имущественное страхование — форма защиты имущества от убытков в результате различных рисков: гибели, повреждения или частичной утраты застрахованного имущества (имущественных рисков); неполучения или недополучения ожидаемых доходов из-за нарушения партнерами своих обязательств или по другим причинам (финансовых рисков); возникновения гражданской ответственности перед третьими лицами в случае причиненного вреда их здоровью или ущербов их имущественным и иным интересам. Соответственно, выделяют три подотрасли имущественного страхования:

-страхование имущественных рисков;

-финансовых рисков;

-гражданской ответственности.

Функции денег

Деньги как мера стоимости это приравнивание товара к определённой сумме денег, что даёт количественное измерение стоимости товара. Стоимость товара, выраженная в деньгах, является его ценой.

Деньги как средство обращения позволяют платить владельцам ресурсов и производителям таким товаром (деньгами), который можно использовать для покупки любого другого товара или услуги. Позволяют избежать неудобств бартерного обмена, сокращая издержки обращения.

Деньги как средство платежа Эта функция денег возникла в связи с развитием кредитных отношений, когда движение денег оторвано от движения товара.

Деньги как средство платежа используются при:продаже товаров в кредит;платежах в бюджет;страховых выплатах и т.д.

Функция сбережения и накопления, когда деньги временно изымаются из обращения в целях:осуществления инвестиций;получения дополнительного дохода;

•проведения сезонных закупок и др.

Иначе способность денег использовать соответствующую стоимость того, что было продано сегодня для будущей покупки.

Основным условием выполнения деньгами функции средства накопления является стабильность их покупательной способности, т.е. способности обмениваться на товары и услуги.

Стабильная покупательная способность определенного количества денег означает возможность их владельца приобретать неизменный набор товаров и услуг. Покупательная способность денег обратно пропорциональна ценам.

Функция мировых денег осуществляется в рамках международных экономических отношений, когда деньги используются :

- для определения мировых цен на товары и услуги;- как международное платежное и расчетное средство; -для формирования валютных резервов отдельных государств и международных финансовых институтов.

Виды денег

Реальная (внутренняя) стоимость денег – рыночная стоимость того денежного металла, который пошел на их создание, ее величина определяется издержками производства денег.

Представительная стоимость денег – способность денежной единицы обмениваться на определенное количество товаров и услуг.

Номинальная стоимость денег – нарицательная стоимость, которая указана на денежных единицах.

Полноценные деньги -номинальная стоимость денежных знаков совпадает с реальной (деньги –товар – золото, серебро).

К неполноценным деньгамотносят кредитные и бумажные деньги

Сущность и функции финансов, их роль в решении социально-экономических проблем России. - student2.ru Классификация современных денег

Сущность и функции финансов, их роль в решении социально-экономических проблем России. - student2.ru

Сущность и функции финансов, их роль в решении социально-экономических проблем России. - student2.ru Наличные деньги Безналичные деньги

Банкноты монеты Срочные вклады вклады и депозиты

Сущность и функции финансов, их роль в решении социально-экономических проблем России. - student2.ru Сущность и функции финансов, их роль в решении социально-экономических проблем России. - student2.ru Сущность и функции финансов, их роль в решении социально-экономических проблем России. - student2.ru и депозиты до востребования

Сущность и функции финансов, их роль в решении социально-экономических проблем России. - student2.ru

Кредитные деньги

Сущность и функции финансов, их роль в решении социально-экономических проблем России. - student2.ru Сущность и функции финансов, их роль в решении социально-экономических проблем России. - student2.ru Сущность и функции финансов, их роль в решении социально-экономических проблем России. - student2.ru

«Квази-деньги» Чеки пластиковые карты

Облигации, векселя,

Банковские сертификаты

Монеты служат в качестве разменных денег, позволяют совершать любые мелкие покупки. Монеты в обращении вводит ЦБ. Обращающиеся сегодня монеты называются билонными (их номинал не соответствует стоимости металла, из которого они произведены).

Банкноты – это наличные кредитные деньги, представляющие собой обязательство банка, на современном этапе – центрального банка.

Безналичные деньги – это записи на счетах в центральном банке или его отделениях (вклады в коммерческих банках (банковские деньги).

Кредитные деньги возникли в связи с необходимостью выполнения деньгами функции средства платежа.

В своем развитии они прошли следующие этапы: вексель, банкнота, чек, электронные деньги, кредитная карточка.

Вексель – ценная бумага, которая удостоверяет безусловное денежное обязательство векселедателя (должника) уплатить до наступления определенного срока обусловленную сумму денег владельцу векселя (векселедержателю) или по его указанию другим лицам.

Вексельное законодательство по форме различает простой (соло-вексель) и переводной (тратта) вексель.

Простой вексель – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное обязательство векселедателя уплатить определенную сумму векселедержателю или его приказу в указанный срок.

Переводной вексель - это ценная бумага, содержащая безусловный приказ векселедателя (трассанта), адресованный плательщику (трассату) уплатить определенную сумму третьему лицу (первому векселедержателю, ремитенту) или его приказу в указанный срок.

Чек – ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

Облигация– ценная бумага, удостоверяющая предоставление на определенный срок денежных средств ее эмитенту, дающая право получить их обратно с каким-либо доходом.

Банковский сертификат – ценная бумага, удостоверяющая внесение в банк срочного вклада и дающая право вкладчику по истечении установленного срока получить обратно сумму вклада и проценты по нему.

Кредитная карта – именной денежный документ, выпущенный кредитным учреждением, который удостоверяет наличие в этом учреждении счёта клиента и даёт право на приобретение товаров и услуг в розничный торговой сети без оплаты наличными деньгами.

Денежная система РФ

Деньги играют исключительно важную роль в рыночной экономике. Рынок невозможен без денег, денежного обращения.

Денежное обращение – это движение денег, опосредствующее оборот товаров и услуг. Оно обслуживает реализацию товаров, а также движение финансового рынка.

Денежная система страны – это сложившая на протяжении исторического развития форма организации денежного обращения, свойственная определенному государству и закрепленная официально в его законодательстве.

С течением времени денежные системы страны сменяют друг друга, поскольку в разные исторические периоды деньги функционируют в разных формах. Как правило, последовательно сменяются система металлического обращения на денежную систему кредитных и бумажных денег, при которой золото из обращения полностью вытесняется.

Денежная система государства подразумевает наличие определенной денежной единицы, различных видов денег, ценового масштаба, кредитного или государственного аппарата и эмиссионной системы.

Денежная единица – это учрежденный государством денежный знак, в единицах которого выражаются все цены на любые товары.

Денежная система РФ на современном этапе характеризуется рядом устойчивых черт, таких как следующие. Прежде всего, это отсутствие золотого обеспечения бумажных и кредитных денег (обменять банкноты на золото нельзя). Сегодня существует устойчивая тенденция перехода к кредитным деньгам, не разменным на золото и перерождающимся в бумажные купюры. Деньги в России выпускаются не только с целью содержания и кредитования хозяйства, но и для покрытия госрасходов. В денежном обороте начинает преобладать безналичная форма. Регулирование денег в обращении производится государственными органами.

Денежная система РФ регулируется законом от 1992 года «О денежной системе РФ». Согласно данному документу, официальной денежной единицей страны является рубль, дробной часть которого выступает копейка (одна сотая часть рубля). Эмиссия каких-либо других денег не территории РФ строго запрещена.

Правом выпуска денег и изъятии из обращения купюр обладает только Центральный Банк. За ним также закреплено исключительное право устанавливать курс рубля по отношению к валютам разных стран.

Денежных знаков в России только два – банкноты и рубли. Подделка знаков денег преследуется по закону. В стране официально разрешено функционирование наличных (монеты, банкноты) и безналичных (счёта в банках, на карточках) денег.

Денежная система РФ существует и функционирует согласно федеральному закону от 1995 года «О Центральном банке РФ», федеральному закону от 1996 года «О банках и банковской деятельности», а также последующим изменениям и дополнениям к этим законам. Эти законодательные акты определяют основы системы денег в России, функции, задачи, полномочия Центробанка в сфере организации обращения денег в стране.

Центробанк утверждает образцы официальных банкнот и монет, имеющих по закону платежную силу. Денежная система РФ предусматривает, что выпущенные Центробанком денежные единицы являются обязательными к приему, зачислению на счета, аккредитивы, вклады и т.д. во всей Российской Федерации по нарицательной стоимости.

Объявленными недействительными банкноты не могут быть до наступления срока их обмена на банкноты нового образца. Как правило, этот срок варьируется от 1 года до 5 лет. Новые банкноты выпускаются в пределах сумм, которые периодически изымаются из денежного оборота.

Сегодня структура денежной массы РФ характеризуется, несмотря на явные тенденции увеличения безналичного оборота, достаточно высокой долей наличных денег, необходимостью обязательного учета обращающихся в стране валют, а также наличием денежных суррогатов. Отдельные компоненты денежной системы РФ являются достаточно обособленным друг от друга и их конвертируемость друг в друга затруднена, что приводит к дополнительным затратам.

Как и любая сложная система, денежная система состоит из ряда элементов. Среди них выделяют следующие:

· принципы организации денежной системы;

· денежная единица как единица денежного счета, необходимого для выражения цены;

· масштаб цены;

· виды денег и денежных знаков, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством;

· эмиссионная система и характер обеспечения денежных знаков, выпущенных в обращение;

· методы и анализ регулирования денежного обращения.

·

Принципы организации системы – это основополагающий элемент денежной системы. Под ними подразумеваются правила, в соответствии с которыми государство организует данную денежную систему. Различают следующие принципы организации денежной системы:

1) Принцип централизованного управления денежной системой

2) Принцип прогнозного планирования денежного оборота

3) Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота

4) Принцип кредитного характера денежной эмиссии

5) Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков

6) Принцип неподчиненности центрального банка правительству и подотчетности его парламенту страны

7) Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования

8) Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования

9) Принцип надзора и контроля за денежным оборотом

10) Принцип функционирования национальной валюты

Все перечисленные принципы построения денежной системы отражаются в других ее элементах и влияют на них.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Денежная единица – это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров и услуг. Денежная единица обычно делится на мелкие, пропорциональные части. В большинстве стран действует десятичная система деления. Так, один российский рубль равен 100 копейкам, один доллар США равен 100 центам, один английский фунт равен 100 пенсам. Наименование денежной единицы формируется историческим путем.

Масштаб цен – это средство выражения стоимости в денежных единицах, своего рода техническая функция денег. При металлическом обращении, когда денежный товар – металл – выполнял все функции денег, масштаб цен представлял собой весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы или ее кратных частей. Государства фиксировали масштабы цен в законодательном порядке. Первоначально весовое содержание монет совпадало с масштабом цен, что нашло отражение в названии некоторых денежных единиц.

Виды денежных знаков (законные платежные средства). Поскольку в настоящее время ни в одной стране мира нет системы металлического обращения, то основными видами денежных знаков являются кредитные банковские билеты (банкноты), а также государственные бумажные деньги (казначейские билеты) и разменная монета, являющиеся законными платежными средствами в стране.

Банкноты (банковские билеты)— это вид денежных знаков, законное платежное средство, выпускаемое в обращение центральными банками.

Казначейские билеты – бумажные деньги, выпускаемые непосредственно государственным казначейством — министерством финансов или специальным государственным финансовым органом, как правило, для покрытия бюджетного дефицита. Казначейские билеты никогда не обеспечивались в отличие от банковских билетов драгоценными металлами и не подлежали размену на золото или серебро. После отмены золотого стандарта разница между казначейскими билетами и банкнотами практически стерлась.

Разменная монета — слиток металла, имеющий установленные законом весовое содержание и форму. Монеты чеканятся, как правило, казначейством, причем стоимость металла монеты соответствует лишь части номинала (разменной монеты). Монеты служат в качестве разменных денег и позволяют совершать любые мелкие покупки.

Эмиссионная система – законодательно установленный порядок выпуска и обращения денежных знаков. Эмиссионные операции (операции по выпуску и изъятию денег из обращения) осуществляют центральный (эмиссионный) банк, пользующийся монопольным правом выпуска банковских билетов (банкнот), и казначейство (государственный исполнительный орган), выпускающее мелкокупюрные бумажноденежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла).

Денежное регулированиепредставляет собой комплекс мер государственного воздействия по достижению соответствия количества денег объективным потребностям экономического развития.

Валютная система.

Валютная система – форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственными соглашениями.

Валютные отношения – разновидность денежных отношений, возникающих при функционировании денег в международном обороте.

Различают:- национальную;- мировую;- региональную валютные системы.

Структуру мировой (и региональной) валютной системы можно представить следующим образом:

- виды денег, выполняющих функции международного платежного и резервного средства,

- межгосударственное регулирование валютных ограничений и условий валютной конвертируемости,

- межгосударственная регламентация режимов валютного курса,

- межгосударственное регулирование международной валютной ликвидности,

- режим мировых рынков валюты и золота,

- международные валютно-кредитные организации, осуществляющие межгосударственное регулирование валютных отношений (Международный валютный фонд (МВФ), Европейский валютный институт).

Первая мировая валютная система (Парижская), юридически оформленная межгосударственным соглашением на Парижской конференции (1867), была основана на золотомонетном стандарте.

Вторая мировая валютная система (Генуэзская) была основана на золотодевизном стандарте. Она была оформлена межгосударственным соглашением на Генуэзской международной экономической конференции (1922г.)

Третья мировая валютная система получила название Бреттон-Вудской, принятой на Международной валютно-финансовой конференции ООН в 1944г.

При золотомонетном стандартеисчисление цен товаров осуществляется в золоте.

При золотослитковом стандарте в обращении отсутствуют золотые монеты и их свободная чеканка. Обмен банкнот и других неполноценных денег производятся только на золотые слитки весом 12,5 кг, для чего требовалось предъявлять в банк довольно крупную сумму денег.

При золотовалютном (золотодевизном) стандарте банкноты обмениваются на девизы, т.е. на иностранную валюту, разменную на золото.

Страны, не имеющие своего золотого запаса, ставили в зависимость объем выпуска национальных валют от золотого запаса стран с золотослитковым стандартом.

Основные черты Бреттон–Вудской валютной системы:

-Функция мировых денег, по–прежнему сохраняется за золотом в той мере, в какой оно продолжало быть средством окончательных расчётов между странами и всеобщим воплощением общественного богатства;

-Наряду с золотом в качестве международных платёжных средств, резервных (ключевых) валют в международном обороте использовались национальные денежные единицы $ США и в значительном меньшем объёме Ј Великобритании;

3.Резервные валюты могли обмениваться на золото. Цена золота на свободных рынках складывалась на базе официальной цены и до 1968г. почти не откланялась от неё;

4.Приравнивание валют друг к другу и их взаимный обмен осуществлялся на основе официально согласованных странами, членами МВФ валютных паритетов , выраженных в золоте и в $ США.

5.Рыночные курсы валют не должны были откланяться от фиксированных долларовых паритетов этих валют более, чем на 1%, т.е. все валюты жёстко привязывались к доллару;

6.Обратимые национальные валюты свободно обменивались на валютных рынках на $ и одна на другую по курсам, которые могли колебаться в указанных выше пределах;

7.Межгосударственное регулирование валютных отношений стран осуществлял МВФ;

8.В целях смягчения кризиса отдельных валют государства прибегали в отдельных случаях к взаимопомощи, которая осуществлялась путём предоставления странами друг другу через механизм МВФ и другими путями кредита в иностранной валюте для финансирования платёжного баланса.

С 1 августа 1971г. был прекращён обмен доллара на золото и отменена официальная долларовая цена золота, роль резервных валют стали выполнять марка и японская йена.

На смену Бреттон–Вудской денежной системе пришла Ямайская, оформленная Соглашением стран членов МВФ в Кингстоне в 1976 г.

В Ямайской валютной системе была отменена официальная цена золота (демонетизация золота). Однако золото осталось международным резервным средством.

Роль мировых денег была передана новой форме мировых кредитных денег – СДР (или бумажное золото) – специальные права заимствования (Special Drawing Rights), которые были созданы в 1969г. СДР – это безналичные деньги в виде записи на счетах страны в МВФ.

В 1979г. была создана европейская валютная система, которая включал в себя создание Европейского валютного союза и план перехода на единую валюту.

Требования конвертации заключаются в следующем: каждая страна должна была придерживаться определенных жестких параметров развития национальных экономик. т.е. государственный долг должен быть не более 60% ВВП, дефицит государственного бюджета в пределах 3%, контроль за низкой инфляцией, поддержание стабильного обменного курса и ставки банковского процента.

ЕВС – международная (региональная) валютная система – совокупность экономических отношений, связанных с функционированием валюты в рамках экономической интеграции; государственно-правовая форма организации валютных отношений стран.

Цели создания ЕВС: обеспечить достижения экономической интеграции; создать зону европейской стабильности с собственной валютой в противовес Ямайской валютной системы, основанной на долларовом стандарте; оградить «Общий рынок» от экспансии $.

Валютная система России

Сформирована в соответ

Наши рекомендации