Система государственного регулирования.

Государство воздействует на финансы опосредствованно. Система государственного регулирования. - student2.ru Система государственного регулирования. - student2.ru Система государственного регулирования. - student2.ru Данной форме управления соответствуют экономические методы управления. Управление осуществляется «мягко», в виде нормативного регулирования и рекомендаций.

Инструменты воздействия: налоги и сборы, таможенные пошлины, стандарты, система регистраций, лицензирование отдельных видов деятельности, государственные заказы.

Обе формы управления должны органически сочетаться. При этом пропорции«мягкого» и «жесткого» стилей управления финансами определяются двумя факторами:

1) особенностями социально-экономической и политической систем общества;

2) спецификой звеньев финансовой системы, как объектов управления.

Органы управления финансами в РФ.

Классификация в соответствии с объектами управления

3 группам объектов соответствуют следующие субъекты управления:

– государственные финансовые и налоговые органы;

– органы страхового надзора;

– финансовые службы х.с.

Институциональная структура управления финансами в РФ

В соответствии с данной классификацией все органы управления финансами подразделяются насубъекты:

– общегоуправления финансами;

– оперативного управления финансами.

Субъектами общего управления финансами в РФ являются высшие федеральные органы государственной власти РФ (п. 1 ст. 11 Конституции РФ). Субъектами оперативного управления финансами в РФ является финансовый аппарат.

Огромное воздействие на весь процесс управления финансами оказывает деятельность ЦБ РФ по защите и обеспечению устойчивости национальной валюты. Эта функция осуществляется ЦБ независимо от других органов власти.

Система государственного регулирования. - student2.ru

Президент

Полномочия, данные Конституцией Президенту РФ, позволяют ему оказывать огромное влияние на управление финансами в стране.

Президент (и его администрация) регламентирует деятельность финансовой системы государства следующим образом:

1. В своем ежегодном послании Федеральному собранию Президент формулирует основные принципы финансовой политики государства.

2. Он наделен правом законодательной инициативы.

3. Имеет право вето на финансовое законодательство.

4. Подписывает федеральный закон о бюджете.

5. Имеет право кадровых назначений.

2. Высший законодательный орган страны – Федеральное собрание и две его палаты: Государственная Дума и Совет Федераций.

Управление финансами осуществляется посредством:

1. Рассмотрения и утверждения бюджета и отчета о его исполнении.

2. Принятия финансового законодательства, в том числе принятия законов по налогам и другим платежам.

3. Определения предельных размеров внутренних и внешних заимствований.

3. Правительство РФ:

1. Обеспечивает проведение в государстве единой финансовой политики.

2. Разрабатывает федеральный бюджет.

3. Обеспечивает исполнение бюджета.

4. Представляет в Государственную Думу РФ проект федерального бюджета

5. Представляет отчет об исполнении бюджета.

4. Важнейшим органом, осуществляющим оперативное управление финансами в РФ, выступает Министерство финансов РФ и его органы на местах.

Постановлением Правительства РФ на Минфин РФ возложено 62 функции.

Основными задачами Минфина в соответствии с действующим законодательством являются:

1. Разработка и реализация основных направлений финансовой политики.

2. Составление проекта и исполнение государственного бюджета.

3. Обеспечение устойчивости государственных финансов.

4. Развитие финансового рынка.

5. Определение приоритетных направлений финансирования.

6. Целевое финансирование общегосударственных потребностей.

7. Совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности.

8. Осуществление финансового контроля за поступлением и расходованием бюджетных и внебюджетных средств.

Чтобы осуществлять возложенные на него функции Минфин РФ должен быть очень разветвленной структурой. Минфин РФ состоит из департаментов. Их количество было различно в разные годы и зависело от задач конкретного этапа развития экономики.

Осуществление государственной бюджетной политики возлагается на четыре департамента:

– Департамент бюджетной политики;

– Департамент бюджетной политики в отраслях экономики и социальной сферы;

– Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа;

– Департамент межбюджетных отношений.

Налоговая политика и политика в сфере таможенных платежей возлагается на Департамент налоговой и таможенной политики.

Денежно-кредитная политика, финансовые рынки и регулирование страховой деятельности – на Департамент финансовой политики.

Политика в области государственного долга и финансовых активов – на Департамент международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов.

Политика в сфере бухгалтерского учета, финансово-бюджетного надзора, аудита и финансового мониторинга возложена на Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета.

Счетная палата.

Создана в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года.

По своей сути – это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному собранию. Она независима от Правительства.

Основные задачи:

– определение целесообразности расходов государственных средств;

– оценка обоснованности доходных и расходных статей бюджета и внебюджетных фондов;

– проведение экспертизы проектов законов или нормативных актов, предусматривающих расходы бюджетных средств;

– контроль за законностью и своевременностью движения средств бюджета.

Счетная палата должна регулярно представлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.

Федеральное Казначейство.

В соответствии с указом Президента от 8 декабря 1992 года в составе Минфина начало функционировать Федеральное Казначейство.

С 2005 года Казначейство выделено в отдельную Федеральную службу.

На Федеральное Казначейство возлагается задача обеспечения исполнения федерального бюджета. Таким образом, Федеральное Казначейство отвечает за кассовое исполнение бюджета и совместно с КРУ осуществляет контроль за использованием бюджетных средств. Через Казначейство происходит перераспределение сумм, поступивших по налогам.

В СССР Казначейства не существовало, а кассовое исполнение бюджета осуществлял Госбанк СССР. В настоящее время завершен процесс формирования сети Федерального Казначейства – основного канала, по которому бюджетные средства должны поступать к конечному адресату.

Минфин, счетная палата и федеральное казначейство – это органы оперативного управления государственными финансами федерального уровня. Отдельно выделяются органы управления страховыми финансами и внебюджетными фондами.

Управление финансами и проведение финансовой политики в субъектах РФ, их административно-территориальных и муниципальных образованиях осуществляют соответствующие органы власти и финансовые учреждения.

Органы управления финансами на уровне организаций, учреждений, предприятий различных форм собственности. Основными субъектами управления здесь являются финансовые отделы данных подразделений. Конкретно управление финансами в этих субъектах осуществляется руководителем подразделения и его заместителем по финансам, начальником финансового отдела, главным бухгалтером.

3. Классификация субъектов управления по уровням управления:

– субъекты управления макроуровня: сюда относятся субъекты общего управления и почто все субъекты оперативного управления;

– субъекты управления микроуровня: это финансовые управления, отделы, финансовые менеджеры.

Содержание и задачи финансовой политики.

В любом обществе государство использует финансы и финансовые ресурсы для осуществления стоящих перед ним задач. Важную роль в этом процессе играет финансовая политика. В процессе ее разработки и реализации обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом. Через финансовую политику государство осуществляет воздействие на экономическое, социальное и политическое развитие общества. При этом государство является главным субъектом финансовой политики.

Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Финансовая политика является частью экономической политики государства. Поэтому к ней предъявляется следующее требование – финансовая политика должна соответствовать, быть взаимосвязанной и не противоречить другим составным частям экономической политики государства. При этом финансовая политика является самостоятельной сферой деятельности государства в области финансовых отношений, представляет собой основополагающий элемент в системе управления финансами.

Будучи частью экономической политики, направленной на обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами экономических, социальных и политических программ развития общества, государство в рамках финансовой политики определяет:

1 главные направления развития народного хозяйства;

2 объемы финансовых ресурсов;

3 источники и направления использования финансовых ресурсов;

4 механизм регулирования социально-экономических процессов.

Таким образом,финансовая политика является особой сферой деятельности государства, направленной на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций.

Задачи финансовой политики:

1 создание условий для мобилизации максимально возможных финансовых ресурсов;

2 установление рационального распределения и эффективного использования финансовых ресурсов;

3 регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов;

4 создание эффективной системы управления финансами.

Содержание финансовой политики определяется:

1 теоретической базой и разработанной на ее основе концепцией, определяющей роль государства в области финансов;

2 основными целями и задачами финансовой политики;

3 комплексом практических мероприятий, обеспечивающих реализацию поставленных целей: совокупностью используемых финансовых инструментов и государственных институтов.

Финансовая политикавключает три основных элемента (звена):

1 разработка финансовой стратегии, т.е. постановка целей;

2 формирование соответствующего (адекватного) финансово-кредитного механизма, т.е. создание инструментов для реализации целей;

3 управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики, т.е. использование созданного инструмента для реализации целей.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач различают два направления финансовой политики:стратегию и тактику.

1) Финансовая стратегия – это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу. Предусматривает решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегиями.

В рамках финансовой стратегии осуществляется:

– разработка общей концепции финансовой политики на долгосрочную и среднесрочную перспективу;

– определение основных целей и задач финансовой политики, исходя из особенностей функционирования экономики.

Финансовая стратегия включает в себя первый элемент.

2) Финансовая тактика –предусматривает решение задач конкретного этапа развития общества. Направлена на решение проблем в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирование развития производительных сил и регионов.

Это осуществляется путем:

– изменения способов организации финансовых связей;

– перегруппировки финансовых ресурсов;

– изменения количественных параметров финансовых инструментов.

Финансовая тактика объединяет 2 и 3 элементы.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны:

– бесперспективна финансовая политика, не содержащая основных концепций развития финансов, ориентированная на удовлетворение только текущих потребностей;

– нереалистична финансовая политика, ограниченная только выработкой основных концепций без подкрепления этих концепций практическими действиями государства.

При выработке финансовой политики любое государство должно исходить из конкретных исторических условий, особенностей исторического развития общества. Поэтому финансовая политика всегда должна учитывать:

1) специфику каждого этапа развития общества;

2) особенности внутренней и международной обстановки;

3) реальные экономические и финансовые возможности государства.

При этом не следует пренебрегать и забывать об использовании как собственного, так и международного опыта.

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития. Для оценки финансовой политики и выработки рекомендаций по ее корректировке, важно четко представлять каким целям она служит, и что, в конечном счете, должно быть решено с помощью используемых финансовых инструментов.

Особенно велика роль финансовой политики в эпоху кардинальных изменений в обществе. С одной стороны, с помощью финансовой политики можно достаточно быстро заблокировать действующий хозяйственный механизм. С другой стороны, путем радикального перераспределения ресурсов можно ускорить формирование новой системы общественных отношений. Примером этого может служить Россия в 90-х годах.

Наши рекомендации