Управление факторами роста валовой прибыли организации.
Резервы роста прибыли - это возможности увеличения доходов и снижения расходов, которые могут быть получены предприятием за счет эффективной организации его деятельности. Значение поиска резервов роста прибыли объясняется стоящей перед руководством задачей ее максимизации. При наличии неиспользованных резервов повышения прибыли предприятия не испытывают дефицита, но при этом несут , как уже отмечалось, экономические убытки. При одновременном бездействии резервов по различным ресурсам убытки равны значительным потерям продукции за период существования резервов. Резервы роста прибыли делятся на 2 группы :
1). Поэлементные - в той или иной степени могут быть реализованы посредством использования соответствующего фактора и конкретных путей, материализованных через внедрение тех или иных мероприятий. Во-первых, это увеличение объема производства. Во-вторых, увеличение цены реализации. В-третьих, снижение себестоимости. Наконец, это снижение и предупреждение затрат, не связанных с производством. Поэлементные резервы в основном являются тактическими, их реализация - дело высшего и среднего звена руководства .
2) Комплексные резервы в основном носят стратегический характер, потому что каждый комплексный резерв включает 2 и более элементов, изменение которых имеет разнонаправленный характер. Это, во-первых, увеличение разницы между ценой реализации товара и затратами на его производство с целью опережения цены перед затратами (повышение качества, совершенствование моделей) . Во-вторых, увеличение прибыли на единицу продукции ( то есть оптимальный баланс между общим выпуском и ценой изделия). И, в-третьих, это улучшение структуры реализации. Рассмотрим количественное выражение некоторых резервов роста прибыли .
1) Объем продаж : резерв повышения объема продаж умножается на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида.
РПП выр = S (РПВ i * Пр1 i), где
РПП выр - резерв роста прибыли за счет увеличения объема продаж, РПВ - резерв роста объема продаж на i-й вид продукции , Пр1 i - фактическая прибыль анализируемого периода на единицу i-й продукции .
2) Снижение себестоимости :
РПП с/с = S (РСС i * (В1 i + РПB i), где
РПП с/с - резерв роста прибыли за счет снижения себестоимости, РСС i - резерв снижения себестоимости на i-й вид продукции, В1 i - фактическая выручка на i-й вид продукции.
При этом должны быть выявлены причины изменения себестоимости, чтобы разработать мероприятия на производство и реализацию продукции. На прибыль влияют следующие факторы производства: сырье и материалы ( возможности снижения - эффективное использование, прогрессивные технологии и сами материалы, нормирование расхода ), основные фонды ( избавление от излишних, замена устаревших, оптимизация загрузки) , трудовые ресурсы (повышение производительности труда, устранение простоев, повышение заинтересованности). На прирост прибыли в целом влияют такие организационо-технические мероприятия, как внедрение прогрессивной технологии, повышение качества выпускаемой продукции, изобретательство и рационализация.
3) Повышение качества продукции :
РПП кач = S (D УДi * Цi) / (В1i+ РПВ i), где
РПП кач - резерв роста прибыли за счет повышения качества продукции, D Удi и Цi - соответственно удельный вес и цена i-го вида продукции .
4) Объем капиталовложений :
РПР к = ( БП ф + РППб) / S(Кф - РС к + ДК), где
РС к - резерв снижения капитала за счет ускорения его оборачиваемости, ДК - дополнительная сумма основного и оборотного капитала, необходимая для освоения резервов роста прибыли.
Одним из важнейших резервов роста прибыли является так называемый эффект операционного (производственного, хозяйственного) рычага. Действие его проявляется в том, что всякое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли от продаж. Это обуславливается тем, что постоянная часть затрат при увеличинии объема реализации остается неизменной, и таким образом увеличивается разница между выручкой и совокупными затратами. Если бы все расходы компании были переменными, эксплуатационная прибыль изменялась бы пропоционально изменениям выручки.
Сила воздействия опер. рычага = Маржинальная прибыль/ Прибыль от продаж = ( Выручка-Перем.затр.) / (Выручка - Перем.затр. - Пост.затр.)