Финансовая независимость организации: показатели оценки, обоснование оптимальных значений.

ФИНАНСОВАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ - способность субъекта хозяйствования вовремя погашать свои обязательства. Критерием финансовой независимости (надежности) предприятия является его платежеспособность и возможность продолжения нормальной финансово-хозяйственной деятельности. Практическая реализация этого критерия связана с определенными трудностями.

Для оценки финансового состояния предприятий используются следующие соотношения финансовых показателей, сравниваемые с принятыми в качестве приемлемых.

Рабочий капитал/общие активы. Под рабочим капиталом понимается разность между оборотными средствами и текущими (краткосрочными) обязательствами. Показатель характеризует состояние оборотных средств и возможность маневрирования финансовыми ресурсами, в частности наличие у предприятия средств, достаточных для оплаты краткосрочных обязательств.

Балансовая прибыль/общие активы. Используется для оценки общей рентабельности предприятия.

Капитал корпорации/общий долг. Отношение собственных средств к общему долгу характеризует степень финансовой зависимости предприятия.

Объем продажи/общие активы. Показатель характеризует интенсивность использования активов предприятия для производства продукции. Расчет сводного показателя предполагает суммирование показателей с весовыми коэффициентами. Дня расчета коэффициентов необходимы данные статистики банкротств за ряд лет. Показатели возможно использовать для определения критерия финансовой устойчивости однотипных предприятий и оценок стоимости их акций. Значение обобщающего показателя более приемлемого уровня свидетельствует о надежности, менее минимально допустимого - о неустойчивости.

Для дополнительной характеристики могут рассчитываться соотношения: текущие активы/текущие обязательства; общий долг/общие активы; балансовая прибыль/капитал; капитал/акция. В России Постановлением Правительства РФ №498 (1995 г.) «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» в качестве критериев несостоятельности приняты: коэффициент текущей ликвидности (КТЛ); коэффициент обеспеченности собственными средствами (КОСС); коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, характеризующий динамику КТЛ и возможность восстановления или утраты платежеспособности. Структура баланса считается неудовлетворительной, а предприятие неплатежеспособным при одном из двух условий: КТЛ < 2; КОСС < 0,1.

100. Управление ценовой политикой организации: этапы разработки и методы ценообразования.

Ценовая политика предприятия, ценовые стратегия и тактика - это комплекс подходов, принципов и методов формирования и установления цен на производимые товары (услуги). Ценовая политика предприятия стала играть большую роль в процессе перехода к рыночной экономике.

Основной задачей стратегии ценообразования в рыночной экономике становится получение максимальной прибыли при запланированном объеме продаж. Ценовая стратегия должна обеспечить долговременное удовлетворение нужд потребителей путем оптимального сочетания внутренней стратегии развития предприятия и параметров внешней среды в рамках долгосрочной маркетинговой стратегии.

Применяются следующие основные методы расчета базовой цены, которые можно использовать изолированно или в различных комбинациях друг с другом:

1. Метод полных издержек, или метод Издержки плюс. К полной сумме затрат (постоянных и переменных) добавляют определенную сумму, соответствующую норме прибыли.

2. Метод стоимости изготовления Полную сумму затрат на покупное сырье, материалы, полуфабрикаты увеличивают на процент, соответствующий собственному вкладу предприятия в наращивание стоимости товара.

3. Метод маржинальных издержек Предполагает увеличение переменных затрат в расчете на единицу продукции на процент, покрывающий затраты и обеспечивающий достаточную норму прибыли. Обеспечиваются более широкие возможности ценообразования: полное покрытие постоянных затрат и максимизация прибыли.

4. Метод рентабельности инвестиций основан на том, что проект должен обеспечивать рентабельность не ниже стоимости заемных средств. К суммарным затратам на единицу продукции добавляется сумма процентов за кредит. Единственный метод, учитывающий платность финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации товара. Подходит для предприятий с широким ассортиментом изделий, каждое из которых требует своих переменных затрат.

5. Методы маркетинговых оценок Предприятие старается выяснить цену, по которой покупатель определенно берет товар. Цены ориентированы на повышение конкурентоспособности товара, а не на удовлетворение потребности предприятия в финансовых ресурсах для покрытия затрат.

101. Финансовое планирование: сущность, этапы, виды финансовых планов.

Финансовое планирование – процесс разработки системы финансовых планов и плановых показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в предстоящем периоде. ФП включает в себя следующие этапы: 1. Анализ финансовой ситуации (Анализируются финансовые показатели деятельности предприятия за предыдущий период на основе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли. Проведенный анализ дает возможность оценить финансовые результаты деятельности предприятия и определить проблемы, стоящие перед ним.); 2. Разработка общей финансовой стратегии предприятия (разработка финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности предприятия, на этом этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру бизнес-плана в том случае, если он разрабатывается на предприятии); 3. Составление текущих финансовых планов (уточнение и конкретизация основных показателей прогнозных финансовых документов путем составления текущих ФП); 4. Корректировка, увязка и конкретизация финансового плана (состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами, разрабатываемыми предприятием); 5. Осуществление оперативного финансового планирования. 6. Выполнение финансового плана (осуществление текущей производственной, финансовой и прочей деятельности предприятия, определяющей конечные финансовые результаты деятельности в целом); 7. Анализ и контроль выполнения плана (определение фактических конечных финансовых деятельности, сопоставление их с запланированными показателями, выявление причин и следствий отклонений от плановых показателей, разработка мер по устранению негативных явлений). Исходя из этого финансовые планы можно разделить на перспективные, текущие и оперативные. Примером сочетания перспективного и текущего планирования является бизнес–план, который принято разрабатывать в развитых капиталистических странах при создании нового предприятия или обосновании производства новых
видов продукции. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы. В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование, и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой план можно разделить на месячные или квартальные планы.

Цель финансового планирования - обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам, во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития, бизнес-планами и с учетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития.

Финансовый план

Финансовый план - это документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период.

Финансовые планы служат инструментом экономической проверки внутренней сбалансированности и взаимоувязки материально-вещественных, трудовых и стоимостных показателей различных планов и прогнозов, оценки их экономической эффективности.

Задачи финансового планирования

К основным задачам финансового планирования можно отнести:

1) определение объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;

2) определение объема и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;

3) обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов;

4) создание условий для укрепления устойчивости организаций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

5) определение экономически обоснованного размера финансовых резервов, что позволяет предупреждать возникновение диспропорций при переходе от перспективного к текущему планированию, от прогнозов - к планам, а также маневрировать ресурсами.

Финансовое планирование направлено на достижение устойчивого экономического роста, поддержание сбалансированности, создание условий для эффективного управления финансами как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.

Наши рекомендации