Состав валовой прибыли организации

Общий объем прибыли предприятия представляет собой валовую прибыль.На величину валовой прибыли влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности.

Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.

К факторам, не зависящим от деятельности организаций, относятся изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции, а также другие факторы.

В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности, а именно:

1) прибыль от реализации товарной продукции, исчисленная путем вычета из общей суммы выручки от реализации этой продукции (работ, услуг) налога на добавленную стоимость, акцизов и затрат па производство и реализацию, включаемых в себестоимость. Прибыль от реализации товарной продукции - основная часть валовой прибыли;

2) прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, т.е. прибыль (убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе головного предприятия;

3) прибыль от реализации основных фондов и другого имущества;

4) внереализационные доходы и расходы, т.е. результаты внереализационных операций;

5) прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся па организованном рынке.

В связи с тем, что подавляющую часть валовой прибыли (95-97%) предприятия получают от реализации товарной продукции, этой части прибыли должно быть уделено главное внимание. Отмеченные выше факторы, зависящие и не зависящие от деятельности предприятия, воздействуют главным образом на прибыль от реализации продукции. Основные из этих факторов подлежат детальному изучению и анализу.

Следует учесть, что на прибыль от реализации товарной продукции влияет изменение остатков нереализованной продукции.Предприятие может произвести продукции больше, чем реализовать. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных коммерческой деятельностью и условиями реализации продукции.

Кроме того, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков. В целях увеличения прибыли предприятие должно принять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции, как в количественном, так и в суммарном выражении.

Важнейшим фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции, является изменение объема производства и реализации продукции.Чем больше объем реализации в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная.

Падение объема производства неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вывод о необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства. В свою очередь, совершенствование расчетно-платежных отношений между предприятиями способствует улучшению условий реализации продукции, а следовательно, росту прибыли.

Не менее важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации товарной продукции, является изменение уровня себестоимости продукции.Если изменение объема реализации влияет на сумму прибыли прямо пропорционально, то связь между величиной прибыли и уровнем себестоимости обратная. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на ее производство и реализацию, тем выше прибыл,, и наоборот. Этот фактор находится под воздействием многих причин. Поэтому при анализе изменения уровня себестоимости должны быть выявлены причины ее снижения или повышения с тем, чтобы разработать мероприятия по сокращению уровня затрат на производство и реализацию продукции, а следовательно, по увеличению прибыли.

Фактором, напрямую определяющим величину прибыли предприятия от реализации продукции, служат применяемые цены.Свободные цены устанавливаются предприятиями в зависимости от конкурентоспособности дайной продукции, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями. Поэтому уровень свободных цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависящим от предприятия. Не зависящим от предприятия фактором выступают государственные регулируемые цены, устанавливаемые не продукцию предприятий-монополистов. Очевидно, что уровень цеп определяется прежде всего качеством производимой продукции, зависящим от технического совершенствования, проведения работ по модернизации и т.д.

Кроме отмеченных факторов на величину прибыли от реализации, безусловно, влияют изменения в стриктуре производимой и реализуемой продукции.Чем выше доля более рентабельной продукции (исчисляемой как отношение прибыли к полной себестоимости этой продукции), тем больше прибыли получит предприятие. Увеличение доли малорентабельной продукции повлечет сокращение прибыли.

Таким образом, рассмотренные основные факторы, воздействующие на объем прибыли от реализации товарной продукции как в сторону увеличения, так и уменьшения, должны явиться предметом тщательного анализа, прежде всего со стороны предприятия.

Кроме прибыли от реализации продукции в состав валовой прибыли включается, как было отмечено ранее, прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера. На долю этой прибыли обычно приходится лишь несколько процентов валовой прибыли. Результаты от прочей реализации могут быть положительными и отрицательными. Предприятия транспорта, подсобных сельских хозяйств, торговых организаций, находящихся на балансе основного предприятия, могут иметь от реализации своей продукции, работ, услуг не только прибыль, но и убытки, что соответственно отразится на объеме валовой прибыли.

Отдельной составной частью валовой прибыли выделена прибыль от реализации основных фондов и другого имущества. У предприятия могут образовываться излишние материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от их реализации окажется ниже цен приобретения. Поэтому от реализации ненужных товарно-материальных ценностей образуются не только прибыль, но и убытки.

Что касается реализации излишних основных фондов, то прибыль от этой реализации исчисляется как разница между продажной ценой и первоначальной (или остаточной) стоимостью фондов, которая увеличивается на соответствующий индекс, законодательно устанавливаемый в зависимости от темпов роста инфляции.

Важным элементом валовой прибыли являются внереализационные доходы и расходы, непосредственно не связанные с производством и реализацией продукции. В их составе учитываются следующие доходы (расходы):

o доходы от долевого участия в деятельности других предприятий;

o доходы от сдачи имущества в аренду;

o дивиденды, проценты по акциям, облигациям и другим цепным бумагам, принадлежащим предприятию;

o суммы полученных и уплаченных экономических санкций (штрафы, пени, неустойки и др.) В тех случаях, когда суммы санкций вносятся в бюджет, они не включаются в состав расходов от внереализационных операций и возмещаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;

o курсовые разницы (положительные и отрицательные) по валютным счетам, а также по операциям в иностранной валюте.

Особо остановимся на таком виде внереализационных доходов, как дивиденды, проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию. В зависимости от типа акций устанавливается уровень дивидендов на них. При выпуске простых (обыкновенных) акций размер дивидендов зависит от суммы полученной прибыли, от возможности направления на выплату дивидендов части этой прибыли с учетом других затрат из прибыли, от доли привилегированных акций в общем их количестве и объявленного но ним уровня дивидендов, от величины уставного капитала и общего количества акций, выпущенных в обращение.

Пример. Рассчитаем уровень дивидендов на обыкновенную акцию. Допустим, предприятие выпустило в обращение 32 022 акции номиналом 10 руб. каждая. Все акции обыкновенные. Выручка от реализации продукции за год за вычетом НДС и акцизов составила 1 485 556 руб., валовая прибыль предприятия за год - 385 574 руб., общая сумма платежей из прибыли в бюджет - 101974 руб.'

Отсюда чистая прибыль предприятия равна 283 600 руб. (385 574 - 101 974).

Доля чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов, определена на уровне 40%. Тогда чистая прибыль на выплату дивидендов по обыкновенным акциям (Чпл) будет исчислена по формуле

состав валовой прибыли организации - student2.ru

где Ч" - чистая прибыль предприятия; Дч,, - доля чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов; К"- номинальная стоимость количества привилегированных акций; Дн - уровень дивидендов по привилегированным акциям (процент к номиналу).

Поскольку данное предприятие не выпускает привилегированных акций, на выплату дивидендов по обыкновенным акциям будет направлено чистой прибыли 113 440 руб. (283 600 х 40:100).

Исходя из этого уровень дивидендов по обыкновенным акциям (Дп) определяется по формуле

состав валовой прибыли организации - student2.ru

где Ч" д - чистая прибыль на выплату дивидендов но обыкновенным акциям; Ка - номинальная стоимость количества всех акций в обращении.

Таким образом, уровень дивидендов на обыкновенную акцию составит 354,2% (113 440 х 100/32 022). Рассчитанные подобным образом дивиденды по акциям включаются в состав внереализационных доходов.

Традиционно включаемые в состав внереализационных доходов и расходов уплаченные штрафы, пени и неустойки имеют непостоянный характер. Если уплаченные штрафы, пени и неустойки превышают полученные, то образуются убытки, сокращающие внереализационную прибыль. Если же сумма экономических санкций, полученных данным предприятием, превышает уплаченные, то внереализационные доходы увеличиваются. Все зависит от характера деятельности данного предприятия, соблюдения расчетно-платежной дисциплины, выполнения обязательств по поставкам, платежам в бюджет, поставщикам и банкам.

Итак, анализ состава валовой прибыли предприятия показал ведущее значение прибыли от реализации продукции (работ, услуг), сравнительно небольшую роль прибыли от прочей реализации, а также от реализации основных фондов и другого имущества и усиливающееся в условиях предпринимательства значение внереализационных доходов и расходов.

· ПРИБЫЛЬ, ПЛАНОВАЯ — размер прибыли, получаемой при обеспечении плановых издержек и объема продаж … Большой бухгалтерский словарь

· Механизм распределения прибыли в условиях действующей системы налогообложения

· Распределение прибыли на предприятии осуществляется в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами. При этом руководствуются ел. принципами:

· 1. Первоочередное выполнение обязательств перед бюджетом;

· 2. Распределение чистой прибыли на накопление и потребление должно
производится с учетом перспектив развития предприятия.

· Таким образом, распределение прибыли-- это направление ее части в бюджет в соответствии с действующим законодательством, а оставшейся части на формирование фондов и резервов или на конкретные цели без формирования фондов и резервов.

· Действующее в РБ налоговое законодательство предусматривает нижеследующий механизм распределения прибыли предприятия за отчетный год.

· Налогооблагаемая прибыльПрибыль за отчетный год Налог на недвижимость (1%) - Налог на доходы (от части прибыли, облагаемой налогом на доходы; н-р, доходы, полученные от казино).

· Льготируемая прибыль- это прибыль, освобождаемая от уплаты налога на прибыль. К льготируемой прибыли может быть отнесена: прибыль, полученная от мероприятий, направленных на ликвидацию последствий от аварии на Ч АЭС; прибыль предприятий, используемых труд инвалидов, если их численность составляет не менее 50% среднесписочного состава ППП и т.д.

· Из налогооблагаемой прибыли уплачивается налог на прибыль. Его ставка -24%, но предприятие может уплатить налог и по льготируемой ставке 15%, если использует труд инвалидов и доля их составляет от 30 до 50% или прибыль его за год составляет до 5000 МЗП и среднегодовая численность работающих - до 100 человек. Далее вычитается транспортный сбор по ставке 4%.

· Читая прибыль = прибыль за отчетный год - Налог на недвижимость -Налог на доходы - Налог на прибыль - Транспортный сбор.

· Типовым планом счетов бух.учета не предусмотрено формирование фондов и резервов за счет прибыли, но если их формирование предусмотрено учредительными документами, то формируется: фонд накопления с выделением фонда пополнения собственных оборотных средств; резервный фонд и т.д.

· Часть чистой прибыли может направляться в фонд выплаты дивидендов, на благотворительные цели и т.д.

· Однако, независимо от того формируются или не формируются на предприятии фонды и резервы, должна составляться смета использованиянераспределенной прибылипо конкретным статьям затрат:

· • На выплату дивидендов;

· • На осуществление капитальных вложений;

· • На создание резервного фонда;

· • На пополнение уставного фонда и т.д.

· №25.Для оценки экономической эффективности работы предприятия используются ряд показате­лей, в том числе экон. эффек-сти производства.Следует отличать понятие эффекта и эффективно­сти.Эффект-результат каких-либо действий или следствие к-либо причины.Например, экономия затрат, высвобождение численности рабочих.По народному хозяйству экон. эффект проявляется в росте ВВП, на предприятии-в увеличении прибыли, росте объемов производства, улучшении качеств продукции и т. д.В целом можно выделить 3 группы показателей экон. эффекта:

· • объемные: валовая,товарная продукция, прибыль и т. д.;

· • конечные качественные экономические: ВВП, валовой доход, экономия от снижения себестоимости, со­
кращение потерь и т. д.;

· • социальные: повышение уровня жизни, улучшение условий труда, рациональное использование раб. вре
мени и т. д.

· Экономич. эффективность-это результативность использования затраь(ресурсов). Определяется эффектив­ность соизмерением эффекта и затрат. Можно соизмерить затраты к эффекту или эффект к затратам. В этом случае прослеживаются два аспекта: необходимость измерения эффективности различных видов эат рат и ресуров и определения путей их повышения; планомерный отбор и обоснование оптимальных вариа тов решения произв-хоз. задач на разл. ур-нях н/х с детальными оценками факторов производства на основе расчета сравнит, эф-ти. Повышение эф-ти пр-ва опр-ся как комплексная программа устойчивого существен­ного положительного изменения на основе ускоренного раз-я НТП, рацион-го исп-я всех элементов произвс дительных сил. Она проявляется в преобладании конечных факторов в развитии экономики. Факторы м.б. сгруппированы как: 1. Народно-хозяйственные: совершенств-е отраслевой стр-ры, территор. разделение тру да, гос. регулиир-е его оплаты, гос. упр- качеством прод-ции и т.д. 2. Отраслевые: исследование, создание нов. техники, имеющей отраслевое значение, раз-е и внедрение в пр-во нов. видов прод-ии, повышение ур-н специализации внутри отрасли, стандартизация, кооперирование и комбинирование пр-ва и т.д. 3. Внутри­производственные: планир-етехнич. раз-я и повышения эф-ти пр-в на предприятии; внедрение нов. технол< гии, повыш-е кач-ва прод-ции. Здесь важно отследить специфику каждого пред-я и ур-нь его раз-я. Задейсп вование факторов и резервов роста эф-ти пр-ва осуществляется по направлениям его раз-я и совершенствов; ния производства. К числу важнейших относ-ся: раз-е и внедрение НТП, рост качества продукции и работ, создание рациональной отраслевой стр-ры, инновационная и инвест, политика, формирование с-мы кредите вания и т. д.

· В пр-се технико-экон. ан-за деят-и пред-й исп-ся след, с-ма показателей: 1. Ур-нь оснащенности пр-ва: фодно- и электровооруженность труда; степень охвата рабочих механизированным и автоматизированным трудом. 2. Технико-экон. ур-нь оборудования: К сменности; К исп-я оборуд-я и т.д. 3. Ур-нь и качество при­меняемых мат-лов, 4. Прогрессивность технологич. пр-сов. 5. Технич. ур-нь и кач-во выпускаемой прод-ии. Эф-ть используемых ресурсов; материалоемкость, материалоотдача, производит-ть труда, затраты на 1 руб ТП.

· Стр-ра кап-ла и платежеспос-ть опр-ся показателями: 1. Недвижимость^ осн. ср-ва / совок, активы.

· 2. Фин. независимость = собственный кап-л / активы

· 3. Ликвидность общая = оборотный кап-л / заемные ср-ва (нормативн. значение 2)

· 4. Текущая ликвидность = обор, кап-л - запасы / краткосрочн. задолженность (норматив 1,7)

· 5. Абсолютная ликвидность = наличность / краткоср. задолженность

· 6. Промежуточная ликвидность = легко реализуемые активы / краткоср. зад-ть
Показатели рентабельности :

· 1. Рент-ть продаж ~ балансовая прибыль / объем реал-ции * 100

· 2. Рент-ть прод-ции = балансовая прибыль/ на изд-ки предприятия * 100

· 3. Рент-ть кап-ла общая = балансовая прибыль на совокупные активы

· 4. чистая рент-ть кап-ла = Чистая прибыль / совокупные активы * 100

· сравнительная эконом, эф-ть дает возм-ть оценить выгодность конкретных вар-тов для субъектов хоз-я tвсех ур-нях эк-ки. Для сравнительной экон. эф-ти примен-ся формула приведенных затрат: 3i = Ci + En * Ki —> min

· Ci - с/с единицы продукции по итому варианту. Ki - удельные капитальные вложения по итому вар-ту, En - нормативный коэффициент экономической эфф-ти (для хим. отрасли En =0,33; по н/х =0,12).

· Вопрос 26.1. Период 1960—1990 гг. ознаменовался серьезным развитием общественного производства, при котором большую роль сыграл именно эф­фективный менеджмент. Развитие научной мысли и практического менеджмента с 60-х годов по настоящее время принято называть современным менеджментом. Условно этот период можно разделить на два этапа: 1960—1980-е годы и 1980—1990-е годы. Менеджмент 1960—1980-х годов характеризуется дальнейшим одновременным развитием различных подходов к управлению, включая процессный подход, системный и ситуационный подходы, а также использованием количественных методов в управлении (количественный подход), зародившихся в 50-х годах. Менеджмент 1980—1990-х годов характеризуется развитием различных концепций, направленных на решение проблем адаптации организации к изменениям внешней среды и повышения эффективности современного менеджмента в высоко динамичных условиях развития современного общества. Системный подход.Теория систем разрабатывалась и впервые применена в точных науках и технике. Система - некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации являются системами. Системы бывают двух типов: открытые и закрытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Открытая система зависит от информации, энергии, материалов и других факторов, воздействующих на систему из внешней среды, имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна это делать для обеспечения своего функционирования. Организацию стало невозможно рассматривать как закрытую систему в силу того, что ее деятельность уже нельзя отделить от взаимодействия с внешней средой. Системный подход позволяет учитывать взаимосвязи между элементами системы (то есть организации) и конкретными факторами внешней среды в их взаимосвязи. Ситуационный подходразработан в конце 1960-х годов. Центральным моментом в нем является ситуация, включающая конкретный набор внутренних и внешних по отношению к организации ситуационных факторов, которые существенно влияют на результативность ее деятельности в рассматриваемый момент времени. Методология ситуационного подхода может быть описана в виде четырехзвенного алгоритма мышления руководителя: понимание процесса управления, группового и индивидуального поведения, задач и содержания системного анализа, методов планирования и контроля; умение предвидеть вероятные последствия при использовании конкретной методики в конкретной ситуации; правильная интерпретация и анализ конкретной ситуации; умение увязать конкретные приемы принятия решения, которые вызвали бы наименьшие отрицательные последствия, с рассматриваемой ситуацией для достижения целей самым эффективным путем. Ситуационный подход представляет собой наиболее удовлетворительную систему, разработанную до настоящего времени, эффективного управления организацией. В то же время невозможно определить все переменные, которые влияют на деятельность организации.Концепция глобальной стратегиипредусматривает концентрацию внимания руководства на необходимость выработки единой стратегии, направленной на оптимизацию деятельности всей организации (предприятия, корпорации), а не ее отдельных частей. В рамках глобальной стратегии существуют различные направления этой концепции, в том числе: направлена на реализацию многих целей и ориентирована на максимизацию прибыли в качестве главной цели организации (теория множественности целей); направлена на оптимизацию всей деятельности (всех видов деятельности) организации в целях максимизации ее прибыли; направлена на оптимизацию деятельности

· организации путем лучшего приспособления ее структуры к условиям внешней среды и более эффективному использованию ее внутренних возможностей для получения организацией максимальной прибыли; направлена на совершенствование основных функций управления с целью оптимизации деятельности организации. Приведенные современные концепции и многие другие концепции современного менеджмента, известные по зарубежным публикациям, направлены на совершенствование стратегий организаций с целью получения намечаемых прибылей, достижения поставленных целей. Современный менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы: наиболее эффективному достижению целей организации; повышению производительности труда и рентабельности производства исходя из сложившихся условий во внутренней и внешней средах организации.

· 26.2.Сущность менеджмента составляет управление организацией (хозяйствующим субъектом) в условиях рынка, с учетом использования методов и механизмов хозяйствования в рыночной экономике. Особенностью менеджмента, определяющей его содержание, является постоянная адаптация деятельности предприятия и управления к внешней среде, включая корректировку целей и программ их достижения в зависимости от конъюнктуры рынка и изменений социально-экономической среды. Менеджмент представляет самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение намеченных целей предприятия (корпорации) в ходе любой хозяйственной деятельности в рыночных условиях, путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов механизма менеджмента. Характерные черты менеджмента отражают отличительные особенности управления предприятием, которые являются при­нципиальными при рассмотрении и описании его содержания: менеджмент представляет собой особый вид деятельности, присущий рыночной экономике; менеджмент основывается на экономических методах управления, которые, в свою очередь, ориентированы на получение экономической выгоды (прибыли) или социального эффекта; управление предприятием направлено на достижение эффективной организации труда при его функционировании, постоянное повышение производительности труда и качества продукции; менеджмент следует рассматривать как науку и искусство организации и координации совместной деятельности людей (персонала предприятия, его подразделений), умение работать с ними для достижения целей предприятия, используя наиболее подходящие для конкретных условий стили и методы руководства. При рассмотрении основных положений управления предприятием менеджмент может быть классифицирован по двум основным признакам (критериям): уровням управления и функциональным областям управленческой деятельности Твидам менеджментаУПо уровням управления общий менеджмент (менеджмент предприятия) рассматривается на трех уровнях руководства предприятием (корпорацией): высший уровень управления; средний уровень управления; нижний (операционный или технологический) уровень уп­равления. Состав функций, прав и обязанностей менеджеров на каждом уровне управления имеет свою специфику. Высший уровень управления организацией (высшее руководство предприятия, корпорации) формирует цели, стратегию и политику предприятия, принимает решения по важнейшим вопросам. Средний уровень управления обеспечивает разработку и реа­лизацию оперативных планов, формирование и реализацию процедур внедрения принятых высшим руководством решений. Нижний уровень менеджмента обеспечивает непосредственное управление работой исполнителей. По специфике управления предприятием (конкретной управ-

· ленческой деятельности) различают следующие виды менеджмента, ориентированные на основные функциональные области: производственный или операционный менеджмент (в широком смысле отражения практической деятельности конкретного предприятия); маркетинговый менеджмент (как инструмент взаимодействия и адаптации хозяйственной деятельности предприятия к рынку); инновационный менеджмент (как обеспечивающий конкурентные преимущества и эффективность функционирования предприятия в конкурентной среде); финансовый менеджмент (управление финансовой деятельностью предприятия); управление персоналом и т.д.

· Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.

· В соответствии с этим по мере поступления чистая прибыль предприятий направляется: на финансирование НИОКР, а также работ по созданию, освоению и внедрению навой техники; на совершенствование технологии и организации производства, на модернизацию оборудования; улучшение качества продукции; техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства. Чистая прибыль является источником пополнения собственных оборотных средств. Кроме того, она направляется на уплате процентов по кредитам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, на приобретение основных средств, а также уплату процентов по просроченным и отсроченным кредитам.

· В счет чистой прибыли уплачиваются некоторые виды сборов и налогов, например, налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров, сбор со сделок по купле-продаже валюты на биржах, сбор за право торговли и др.

· Наряду с финансированием производственного развития прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение потребительских и социальных нужд. Так, из этой прибыли выплачиваются единовременные поощрения и пособия уходящим на пенсию, а также надбавки к пенсиям; дивиденды по акциям и вкладам членам трудового коллектива в имущество предприятия. Производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной законом продолжительности, оплачивается жилье, оказывается материальная помощь. Кроме того, производятся расходы на бесплатное питание или питание по льготным ценам (исключая специальное питание отдельных категорий работников, относимое на затраты производства в соответствии с действующим законодательством).

· Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли, предприятие должно стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и потребления с тем, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда работников предприятия.

· Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит не только источником финансирования производственного и социального развития, а также материального поощрения, но и используется в случаях нарушения предприятием действующего законодательства для уплаты различных штрафов и санкций. Так, из чистой прибыли уплачиваются штрафы при несоблюдении требований по охране окружающей среды от загрязнения, санитарных норм и правил. При завышении регулируемых цен на продукцию (работы, услуги) из чистой прибыли взыскивается незаконно полученная предприятием прибыль.

· В случаях утаивания прибыли от налогообложения или взносов во внебюджетные фонды также взыскиваются штрафные санкции, источником уплаты которых является чистая прибыль.

· Достижение и поддержание устойчивого функционирования предприятия опирается на мониторинг его производственно-финансовой деятельности. Отслеживание его индикаторов имеет целью наблюдение динамики располагаемых ресурсов и упреждение негативной тенденции изменения их структуры. Для оценивания этого процесса аналитики предлагают для ряда финансовых показателей нормативный диапазон их значений, выход за пределы которого сигнализирует о нарушении пропорций в ресурсообеспечении предприятия и угрозе его устойчивости [30].

·

Наши рекомендации