Финансовый механизм использования денежных фондов и резервов предприятия.
Финансовый механизм – совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.
Основой финансового механизма и целью финансовых отношений является формирование финансовых ресурсов, которые как материальные носители финансовых отношений находятся в распоряжении субъектов хозяйствования и государства и предназначаются для удовлетворения разнообразных общественных потребностей.
У субъектов хозяйствования формируются децентрализованные финансовые ресурсы, используемые на затраты по расширению производства (оказанию услуг) и удовлетворению социально-культурных запросов работающих. Образуемые за счет децентрализованных финансовых ресурсов целевые денежные фонды направляются на:
1) капитальные вложения;
2) увеличение оборотных средств;
3) финансирование научно-технических достижений;
4) проведение природоохранных мероприятий;
5) обеспечение потребностей социального характера и т. п.
Осуществление названных затрат за счет использования финансовых ресурсов позволяет обеспечить денежными средствами воспроизводственный процесс на микроуровне.
В структуру финансового механизма предприятия входят пять взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение.
Финансовые методы - способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, формирование и использование денежных фондов. Они действуют в двух на правлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных фондов.
Финансовые рычаги представляют собой инструменты, используемые в финансовых методах. К ним относятся: прибыль, доходы, амортизационные отчисления, денежные фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, дисконт, котировка валютного курса рубля и др.
Правовое обеспечение функционирования финансового механизма предприятия включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.
Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма предприятия предусматривает использование норм и нормативов оборотных средств, амортизационных норм, тарифных и налоговых ставок.
Информационное обеспечение функционирования финансового механизма предприятия состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации. К этой информации относятся: сведения о финансовой устойчивости и платежеспособности партнеров и конкурентов, о ценах, курсах валют, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т.п.
Планирование прибыли хозяйствующих субъектов и факторы ее роста.
Прибыль является основным фактором экономического и социального развития не только для предприятия, но и для экономики страны в целом.
Поэтому экономически обоснованное планирование прибыли на предприятиях имеет очень большое значение.
Прибыль планируется раздельно по видам, а именно:
· прибыль от продажи продукции и товаров;
· прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;
· прибыль от реализации основных средств;
· прибыль от реализации другого имущества и имущественных прав;
· прибыль от оплаты выполненных работ и оказанных услуг и т.д.;
· прибыль (убыток) от внереализационных операций.
Основными методами планирования прибыли являются:
· метод прямого счета;
· аналитический метод;
· метод совмещенного расчета.
Метод прямого счета
Данный метод наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью.
П = (О × Ц) - (О × С),где О-объем выпуска продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;
Ц-цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов); С - полная себестоимость единицы продукции.
Аналитический метод
Этот метод применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.
Исчисление прибыли аналитическим методом включает три последовательных этапа:
1) определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;
2) исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;
3) учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т.д.
После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется прибыль от реализации товарной продукции.
Метод совмещенного расчета
В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.
Факторы роста прибыли:
1)увеличение выпуска продукции;
2)улучшение качества продукции;
3)продажа излишнего оборудования и др. имущ-ва или сдача его в аренду;
4)снижение себ-ти продукции засчет более рац. исп-я мат.ресурсов;
5)расширение рынка продаж.