Проверка правильности формирования и использования фондов, резервов, целевых финансирований и поступлений

Цель – подтверждение достоверности данных отч-ти по наличию и движению фондов и резервов и установления соответствия оформленных хоз-х операций действующим нормативным актам.

Норматив-е док-ты: ФЗ «О б/у»

Источники информации: план счетов, учредительные док-ты, УП п/п.

В соотв-вии с законод-вом для покрытия убытков орг-ции, погашения облигаций общества, выкупа собственных акций формируется РК. Создаётся за счёт приб. до налогообл-ия (если предусмотрено законодат-вом) для покрытия непредвиденных потерь и убытков или за счёт приб., оставшейся после налогооблаж-я. Разница м/д ними в том, что резерв, образованный за счёт приб. до налогооблаж-я, используется по целевому назначению. Отчисления в РК отражается в б/у: 99 – 84 проведена реформация б-са, 84 – 82 создаем РК. Следует заметить, что на п/п, для кот-х законодат-вом предусмотрено создание РК, отчисления производятся до исчисления налогооблаг-ой прибыли 99 – 82 создание РК.

Для равномерного включения предстоящих расх-в себес-ть П,(Р,У) законодат-вом предусмотрено создание резервов предстоящих расх-в и платежей. В настоящее время орг-ции м. создавать и оценочные резервы.

Обязат-м усл-ем для создания резервов явл-ся то, что порядок и размеры их образования д.б. отражены в приказе об УП п/п. Поэтому при проверке аудитору необходимо обратить внимание:

- на обоснованное создание этих резервов и их размеров, в соответствии с принятой УП.

- так же необходимо проверить целевое использование этих резервов. Они должны инвентаризироваться в соответствии с установленными в приказе по УП п/п сроками.

- необходимо проверить правильность ведения синтетич-го и аналитич-го учёта по счетам 14,59,63,96, а так же по сч-м записям Гл.кн, б-са и формах бухотч-ти.

Излишне начисленные суммы должны включаться в состав дох-в налогоплат-ка на последнюю дату текущего налогового периода, а недоначисленные – доначисляются.

Под ДК орг-ции понимается – часть СК п/п, кот-ая выделена в качестве объекта б/у и показывает общую собственность всех участников п/п-ия, а так же явл-ся самостоятельным показ-ем в отч-ти.

ДК на п/п формируется за счёт: -прироста ст-ти имущ-ва в результате проведения в установленном порядке дооценки ОС; -путем дополнит-ой эмиссии акций или повышения номинальной ст-ти акций над рыночной; -суммы разницы, образовавшиеся от привышения суммы начисленной амортизации на дату переоценки ОС над суммой аморт-ции ОС, полученной путём индексации или прямого пересчёта; -курсовых разниц в случае погашения задолж-ти по взносам в УК, выраженный в иностр-ой валюте; -средств целевого финансирования направленных некоммерч-кой орг-цией на финансир-е капит-х расх-в.

Сумма разницы м/д продажной и номинальной ценой, полученной при продаже акций по цене выше номинальной, отражается по Д счетов учёта денеж-х ср-в и К83.

Аудитору необходимо установить: -правильность использования РК; -правильность использования ДК; -правильность ведения аналитч-го и синтетич-го учёта по сч 80,82,83,84.; -соответствие записей синтетич-го и аналитич-го учёта по сч 80,82,83,84 записям в Гл.кн., б-се и формах бухотч-ти.

В план счетов 2001г не включены ни синтетич-кие, ни аналитич-е счета учёта фондов накопления, потребления и соц-ой сферы. Из российского учёта исчезает понятие фонды спец-го назначения (ФСН).

С одной стороны, все текущие расходы, должны финансироваться через счёт приб и убытков, в связи с чем нет необходимости в ФСН как источниках их финансирования. С другой стороны, теперь нераспредел-я приб не м.б. исторчником финансиров-я таких расх-в, так как общая сумма должна сохраняться в течении продолжит-го времени, - т.е. источник, за счёт которого м. образовываться ФСН, отсутствует.

Расходы, кот-е ранее финансировались из фондов потребления, должны теперь включаться в себес-ть прод-ции или списываться на сч приб. и убытков. Расх-ы из фондов накопления должны капитализироваться либо включ-ся в себ-сть либо относиться на сч приб и убытков.

Фонды потребления традиционно создавались из приб. после налогообл-я. Поэтому остатки этих фондов следует присоеденить к нераспред-ой приб.

Фонд соц-ой сферы (ФСС) образовывался из разных источников, поэтому теоретически правильно будет восстановить суммы, зачисленные в фонд с момента его создания. Это можно сделать, проанализировав кредитовые обороты по сч «Фонд соц-ой сферы».

Если восстановить записи невозможно или это требует неоправданно больших затрат времени и сил, то можно весь остаток фонда присоединить либо к нераспредел-ой приб, либо к ДК.

Документирование аудита.

Вся документация аудитора, подготовленная перед началом и в ходе проверки, относится к его рабочим бумагам (документам) и помогает при планировании и выполнении аудита, контроле и обзоре аудиторской работы, она становится доказательством аудиторской работы.

Общая цель рабочих документов – помочь аудитору, а не превратить его работу в бездумное их заполнение. Цель подготовки рабочих документов: -разработка плана проверки; -подтверждение выполнения плана проверки; -систематизация информации; -оценка адекватности используемых методов аудита по отношению действующему законодат-ву.

Документация аудитора м.б. условно классифицирована следующим образом: 1) Копии документов клиента, которые должен хранить аудитор в своих рабочих бумагах: *устав предприятия; *учредительный договор; *свидетельство о регистрации; организационная структура п/п; *выдержки из юр.документов; *учётная политика клиента. В документации аудитора о клиенте должны содержаться сведения: -данные об акционерах, учредителях; основные виды деят-ти; -схема организации управления; -состав и размещение дочерних и зависимых обществ; -данные о директорах, правлении, основном персонале клиента.

2) Документы, составленные аудитором в процессе проверки, представляют собой самую объёмную часть его документации. Форма документов устанавливается внутрифирменными стандартами в каждой аудиторской фирме, это такие документы как: -программа аудиторской проверки; -результаты изучения и оценки сис-мы бухучёта, внутреннего контроля; -анализ остатков по счетам; -анализ сделок; -график выполнения процедур по аудиторской проверке в целом; -оформление аудиторами выполнения аудиторских проверок. 3) Переписка с клиентом по поводу проверки включает: *письмо с приглашением на проведения аудита; *договор на проведение аудиторской проверки; *копию письма-обязат-ва аудитора перед клиентом; *план аудиторской проверки; *письма полученные от клиента; *копии заключений экспертов, если они участвовали в аудит-кой проверке; *информацию руководству; *отчёт аудиторской фирмы; *протокол исправления ошибок в бух-кой документации; *заключение аудиторской фирмы. Подготовка рабочих документов, а также конкретизация их перечня, формы и содержания – это существенная часть аудита. Аудитор должен выявить на каждом объекте такие обстоятельства, при которых возникает потребность в том или ином их перечне.

На всех этапах аудиторской проверки существуют док-ты, созданные непосредственно аудитором или аудиторской фирмой, в виде типовых планов проверок, типовых опросных листов, анкет.

Рабочие бумаги аудиторов хранятся в папках – так называемых, досье (файлах) на клиента. Досье разделяют на 1) Текущее досье – содержит все док-ты и материалы, собранные в ходе текущей аудиторской проверки, определение вопросов и проблем, перенесённых из предыдущего аудита, а также тех, на которые следует обратить внимание в последующем аудите. 2) Постоянное досье – содержит информацию, важную для аудита на протяжении длительного времени (организационная информация, установленная законом; инфор-я о п/п-тии и его деят-ти; подробности договора о сотрудничестве; инфор-я для аудита; важные соглашения; особенности налогообложения клиента). 3) Специальное досье аудиторские фирмы открывают в зависимости от обстоятельств и включают в них: подшивки корреспонденции; специальные постановления, указы; налоговую документацию; данные по соблюдению законодательства.

Рабочая документация должна создаваться на носителях, обеспечивающих сохранность содержащихся в ней сведений, в течение времени, установленного для хранения документации в архиве. Записи должны производится средствами, обеспечивающими сохранность информации.

Док-ты, входящие в состав рабочей документации должны иметь обязательные реквизиты: наименование док-та, эконом-го субъекта; период за который проводился аудит; дату выполнения аудиторской процедуры; содержание док-та; личную подпись лица, создавшего док-нт; дату проверки док-та; личную подпись лица, проверившего документ.

Если в рабочей документации используются условные обозначения (символы), то они д.б. объяснены.

Док-ты, входящие в рабочую документацию аудита, должны, как правило, содержать ссылку на источник сведений, включенных в них. Каждый док-нт, входящий в рабочую документацию аудита, должен иметь идентификационный номер.

Документация аудитора содержит абсолютно конфиденциальную информацию и разглашению не подлежит. Порядок хранения, сроки хранения, разграничение доступа к ней д.б. установлены внутрифирменными стандартами. Сроки хранения рабочих бумаг определяется на основе возможных юрид-ких и професс-ых последствий или требований, но не менее 5 лет.

Изъятие рабочей документации у аудитора может производиться только уполномоченными на то органами, в случаях и порядке, прямо устанавливаемых законодательством РФ.

В случае пропажи или гибели рабочей документации руководитель аудитора должен назначить служебное расследование, результаты которого оформляются соответствующим актом.

32. Изучение и оценка систем бухучёта и внутреннего контроля в ходе аудита.

В ходе аудиторской проверке аудитор обязан разобраться в системе бухучёта, изучить систему внутреннего контроля и дать им оценку, чтобы составить качественный план, программу проверки, оценить величину аудиторского риска. Организация бухучёта и сис-ма внутреннего контроля м.б.: -высокая; -средняя; -низкая. Градация необходима собственникам, от этого зависит величина ошибок и повлияют ли они на штрафные санкции по налогам.

Знакомство с системой бухучёта включает в себя изучение анализа и оценку: -учётной политики (внутреннего документооборота п/п, регламентирующей порядок ведения бухучёта, существенные правила (без которых не возможно правильно вести бухучёт); налог на прибыль, НДС, момент их признания); -организационной структуры бухгалтерии; -распределение обязанностей и полномочий между работниками бухгалтерии; -организации документооборота; -применение компьютеров для ведения бухучёта.

Система бухучёта может считаться эффективной, если в ходе фиксации хоз-ных операций выполняются требования: *операции в учёте правильно отражают временной период их осуществления; *операции в учёте зафиксированы в правильных суммах; * операции правильно отражены на счета бухучёта в соответствии с законодат-ом и учётной политикой; *зафиксированы детали операций, имеющие существенное значение для учёта и отч-ти; *ограничена возможность появления злоупотреблений.

В ходе проверки необходимо ознакомится с внутренними документами, регламентирующими организацию, постановку и ведение бухучёта и определить, в какой мере им соответствует реальное состояние дел.

Серьёзные недостатки системы бухучёта, отмеченные в ходе аудиторской проверки, а также рекомендации по их устранению аудитор д. отразить в письменном отчете.

В ходе аудиторской проверки аудитор должен изучить и оценить систему внутреннего контроля (СВК) аудируемого лица.

СВК должна включить в себя: надлежащую систему бухучёта; контрольную среду; отдельные средства контроля. Под контрольной средой понимаются осведомлённость и практические действия руководства клиента, направленные на установление и поддержание СВК. Контрольная среда включает в себя: 1)стиль и основные принципы управления данными экономич-го субъекта; 2)организационную структуру экономического субъекта; 3)распределение ответственности и полномочий; 4) осуществляемую кадровую политику; 5) порядок подготовки бух отч-ти для внешних пользователей; 6) составление хоз-ой деят-ти в целом требованиям действующего законодательства.

В структуре эк-го субъекта в соответствии с учредительными докум-ми и правилами внутреннего распорядка может действовать ревизор, ревизионная комиссия или отдел внутреннего аудита, котором м.б. передана часть функций по поддержанию СВК.

Необходимо убедиться в наличии следующих процедур внутреннего контроля: 1) Арифметическая проверка правильности бух. записей; 2) проведение сверок расчетов ; 3) проверка правильности осуществления документооборота и разрешительных записей руководства; 4) проведение периодических проверок кассовой наличности; 5) использование для целей контроля информации из источников вне данного эк-го субъекта; 6) осуществление мер, направленных на физическое ограничение доступа несанкционированных лиц к активам экон-го субъекта, системе ведения документации и записей по бух счетам; 7) исследование динамики хозяйственных показателей, сравнение плановых и сметных хозяйственных показателей с фактически имевшими место и выяснения причин существенных расхождений .

Обязательные этапы оценки: 1) Общее знакомство с СВК ( в том случае, если аудитор по итогам общего знакомства принимает решение о возможности сделать попытку полагаться в своей работе на СВК , он переходит к первичной её оценке). 2) Первичная оценка надежности СВК.( процедура первичной оценки надежности СВК осуществляется на основе методики и приемов, разрабатываемых аудитором самостоятельно. В ходе процедуры д.б. принято во внимание, что: * следует проверять на предмет надежности средств контроля бух-ю и хоз-ю документацию эк-го субъекта всего отчетного периода, а не только избранных периодов времени; * при проверке необходимо уделить большее внимание тем периодам, деятельность в которых имела особенности или отличия от деятельности, характерной для всего периода в целом; * оценка надежности всей СВК и (или) отдельных средств контроля как «низкой» не исключает возможности оценки надежности других средств контроля как «средний» или «высокий». В том случае, если по итогам первичной оценки надежность всей СВК и (или) отдельных средств контроля будет оценка как «средняя» или как «высокая», аудитор д. планировать аудиторские процедуры исходя из этого предложения, но не должен доверять данной системе абсолютно). 3) Подтверждении достоверности оценкиСВК (аудитор, принявший по итогам процедуры первичные оценки решения о доверии СВК и (или) отдельным средствам контроля, обязан в ходе аудиторской проверки осуществлять процедуры подтверждения достоверности этой системы).

Наши рекомендации