Финансовый менеджмент и финансовый механизм предприятия.

Эффективное формирование, размещение и использование финансовых ресурсов предприятий невозможны без грамотного управления финансами. В негосударственном секторе экономи­ки эти процессы регулируются государством лишь косвенно — с помощью налоговых и денежно-кредитных методов. Государ­ственные унитарные предприятия получают больше преферен­ций и льгот, но они менее свободны в распоряжении имуще­ством, формировании и распределении доходов (прибыли).

Однако на любых предприятиях в современных условиях большая часть финансовых решений принимается персоналом самостоятельно. Рыночная среда и расширение финансовой са­мостоятельности предприятий привели к резкому повышению значимости их финансового менеджмента.

Финансовый менеджментпредставляет собой часть общего менеджмента на предприятии. Как наука финансовый менедж­мент изучает методологию, принципы, способы, методику раз­работки и реализации финансовых решений. Он необходим во всех сферах хозяйственной деятельности и направлен на вы­полнение стратегических и тактических целей функционирова­ния предприятия и его поведения на рынке.

Стратегические и тактические цели, как правило, индиви­дуальны для каждого хозяйствующего субъекта. Интересы предприятий в вопросах учетной политики, объемов реализа­ции, регулирования размеров прибыли, выплаты дивидендов и в других сферах различаются.

Финансовый менеджмент предприятий в самом общем ви­де — это управление финансами. Как вид специфической уп­равленческой деятельности он связан со следующими процесса­ми: организацией финансовых отношений предприятий; фор­мированием, использованием и оптимизацией финансовых ре­сурсов; формированием, размещением и функционированием капитала; формированием и использованием денежных дохо­дов и фондов; организацией и анализом денежных потоков.

Финансовый менеджмент как система управления состоит из объекта и субъекта управления. Объектом управления яв­ляется то, что составляет содержание финансов предприятий (денежные потоки, финансовые ресурсы, капитал, доходы, де­нежные фонды), субъектом управления — финансовые менед­жеры. К уровню их подготовки и квалификации предъявляют­ся высокие требования.

Цель финансового менеджмента состоит в принятии опти­мальных финансовых решений по организации финансовых от­ношений и движению денежных потоков с учетом требований экономических законов.

Основные задачи финансового менеджмента предприятий следующие:

• избежание банкротства и крупных финансовых потерь;

• обеспечение ликвидности и платежеспособности предприятия;

• увеличение прибыли и повышение рентабельности;

• закрепление на рынке или расширение сегмента рынка.

Финансовый менеджмент опирается на финансовый меха­низм предприятия, включающий инструменты и методы, с по­мощью которых осуществляется управление финансовыми от­ношениями, денежными потоками, фондами денежных средств, капиталом предприятия.

Финансовый механизм предприятия— это система управ­ления финансами, предназначенная для организации взаимо­действия финансовых отношений, денежных потоков и фондов денежных средств предприятий в соответствии с требованиями экономических законов, на основе законодательных актов и нормативной базы государства, путем использования финансо­вых категорий и инструментов.

Как можно заметить, понятия «финансовый менеджмент» и «финансовый механизм» неразрывно связаны между собой. Они используются в управлении финансами на всех уровнях — государства, региона, предприятия. При этом на каждом уров­не решаются свои задачи. Ведущая роль в достижении постав­ленных целей принадлежит финансовому менеджменту.

Располагая одинаковыми исходными элементами финансо­вого механизма, конкретные предприятия в конкретной ситуа­ции могут получать различные результаты. Объясняется это тем, что финансовый менеджмент индивидуален, он не имеет готовых ответов. Успех в организации и управлении финанса­ми предприятия во многом зависит от умения использовать ме­тоды, приемы, способы решения финансовых вопросов, оцени­вать и анализировать хозяйственные ситуации, прогнозировать влияние внешних факторов, определять оптимальные размеры капитала и денежных фондов, минимизировать риски. Иначе го­воря, жизнеспособность предприятия, его финансовое благопо­лучие напрямую зависят от уровня финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент как научная система управления финансами требует соблюдения определенной технологии принятия и выполнения решения. Можно назвать следующие этапы:

• постановка цели, определение проблемы;

• разработка альтернативных решений;

• сопоставление альтернативных решений с избранными целями;

• выбор одного из решений по установленным критериям;

• контроль за выполнением принятого решения;

• оценка эффективности выполненного решения.

На организацию финансов предприятий оказывают влияние различные факторы: отраслевые особенности, организацион­но-правовая форма, размер предприятия, форма собственности. Они должны учитываться менеджментом при построении фи­нансового механизма конкретного предприятия.

Основными элементами финансового механизма предприя­тий являются: финансовые отношения как объект финансового управления, финансовые методы, финансовые инструменты, пра­вовое и информационное обеспечение финансового управления.

Финансовый метод можно определить как способ воздей­ствия на хозяйственный процесс, включающий производствен­ную (текущую), инвестиционную и финансовую деятельность. Финансовый метод отвечает на вопрос «Как воздействовать?».

В литературных источниках финансовыми методами назы­вают планирование и прогнозирование, самофинансирование, инвестирование, кредитование, налогообложение, страхование, расчеты и др. Некоторые экономисты к ним относят финансо­вый учет, финансовый анализ, финансовое планирование, фи­нансовое регулирование, финансовый контроль.

Оба подхода правомерны, они дополняют друг друга.

В современной учебной литературе весьма неоднозначно трактуется понятие финансовых инструментов (финансовых рычагов).

Финансовые рычаги представляют собой приемы действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся: при­быль, доходы, амортизационные отчисления, арендная плата, процентные ставки, цена, формы расчетов, дивиденды, виды и формы кредита, санкции, льготы. Финансовый рычаг отвечает на вопрос «Чем воздействовать?». Можно согласиться с авто­рами, считающими, что в самом общем виде финансовым ин­струментом является любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение активов одной фирмы и финансо­вых обязательств — другой.

Предприятия в современных условиях самостоятельно стро­ят свой финансовый механизм и осуществляют управление фи­нансами, при этом оставаясь в рамках, установленных законодательными и нормативными актами государства. На эффек­тивность финансового менеджмента и финансового механизма предприятия влияют квалификация специалистов финансовых служб (финансовых менеджеров) и те «правила игры», которые устанавливает государство. Иными словами, финансовый меха­низм, функционирующий в обществе на макроуровне, оказыва­ет воздействие на финансовый механизм предприятий. Задачей государственного финансового механизма является обеспече­ние логической связи между общегосударственными и децен­трализованными финансами с сохранением условий функцио­нирования последних. В ходе становления рыночной экономи­ки в Беларуси важно сочетать самостоятельность предприятий с государственным регулированием экономики и финансов.

Работа по управлению финансами предприятия осуществля­ется его финансовой службой. В отечественной практике еще не сложилась модель финансовой службы, приближенная к меж­дународным стандартам.

Функции финансового менеджера разнообразны, в част­ности:

• планирование, в том числе стратегическое и текущее финансовое планирование, составление различных финансовых планов, бюджетов и смет, налоговое планирование, учет факторов риска;

• участие в формировании ценовой политики, прогнозировании продаж, выборе учетной политики;

• формирование структуры капитала, расчет его цены, определение (и обеспечение) внутренних и внешних долго- и краткосрочных источников финансирования, а также их оптимального сочетания;

• управление финансовыми ресурсами и капиталом, включая управление денежными средствами, регулирование денежных операций, оценку и анализ денежных потоков, управление инвестициями, портфелями ценных бумаг, основным и оборотным капиталом;

• управление рисками, предусматривающее анализ и прогнозирование финансовых и предпринимательских рисков, разработку мероприятий по их снижению, страхование рисков;

• финансовый и управленческий учет, анализ и аудит, особое внимание обращающие на показатели общей прибыли и ее составляющих, переменные и постоянные издержки и их структуру, чистые поступления средств.

Последняя функция предусматривает обработку и представ­ление учетной информации в виде финансовой отчетности. По­скольку финансовая отчетность может предназначаться для внешних пользователей, перед финансовым менеджером стоит задача отразить финансовое положение предприятия настоль­ко, насколько это необходимо или желательно, но не приукра­шивать его по сравнению с реальным. В рамках этой функции данные отчетности сопоставляются с планами и стандартами, осуществляется внутрифирменный финансовый контроль (внут­ренний аудит).

Конкретные формы и способы реализации функций финан­сового менеджера определяются составляющими элементами финансовой политики предприятия: учетной, кредитной, ин­вестиционной и дивидендной политикой, политикой управле­ния денежными средствами и издержками.

Учетная политика предприятия осуществляется в соответ­ствии с национальными стандартами бухгалтерского учета.

В сферу кредитной политики входят формирование и опти­мизация источников оборотных средств предприятия.

Инвестиционная политика отвечает за выбор объектов ин­вестиций, составление соответствующего бюджета, диверсифи­кацию направлений вложения капитала и источников финан­сирования инвестиций.

Дивидендная политика предполагает выбор между выпла­той дивидендов держателям акций и реинвестированием полу­чаемой прибыли в производство, в ее задачу входит сглажива­ние противоречий между интересами акционеров и руководства предприятий. Дивидендная политика в конечном счете направ­лена на поддержание оптимальной структуры капитала и при­влекательной цены акций. От варианта дивидендной политики зависит размер выплаты дивидендов, который может составлять:

• постоянный процент от прибыли;

• постоянную, фиксированную сумму на акцию;

• гарантированный минимум.

Кроме того, выплата может производиться в форме акций и товаров (при финансовых затруднениях).

Политика управления денежными средствами связана с ин­кассацией дебиторской задолженности и оптимизацией денеж­ных средств на счетах предприятий.

Политика управления издержками реализуется путем раз­работки различных бюджетов и смет расходов, а также как осу­ществление контроля за их исполнением. Финансовый менед­жер должен стремиться к минимизации издержек.

Финансовый менеджмент как наука и как управленческая деятельность не существует без других экономических и фи­нансовых дисциплин: макро- и микроэкономики, бухгалтер­ского учета, статистики, финансов предприятий, маркетинга, налогообложения.

37.Содержание и особенности финансов учреждений и организаций непроизводственной сферы.

Содержание и специфика финансов непроизводственной сферы

В данном случае критерием разграничения отраслей эконо­мики на две сферы является их отношение к процессу создания материальных благ, результат труда. Основным признаком материального производства является производительный труд, результат которого всегда материален и выступает в форме про­дукта. К сфере материального производства относятся отрасли, в которых затраты труда находят выражение в материальных благах, остальные же принадлежат к непроизводственной сфере.

Особенности экономических отношений, возникающих в сфере материального производства и непроизводственной сфере, вытекают из специфики отраслей и характера общественно­го труда в них.

В материальном производстве экономические отношения опосредуют процесс преобразующего воздействия человека на вещество и силы природы.

В непроизводственной сфере экономические отношения воз­никают не ради преобразования природы, а по поводу воздей­ствия на человека или общество.

Таким образом, в отраслях непроизводственной сферы труд не является непосредственно производительным и чаще всего носит характер услуг. В этом — основное отличие продукта труда в непроизводственной сфере. Вместе с тем не исключено, что результат труда в непроизводственной сфере может прини­мать форму вещи, пример — картина художника. Результат труда в виде услуги потребляется в процессе самого производ­ства. Другими словами, процессы производства и потребления здесь совпадают во времени.

Таким образом, под непроизводственной сферойследует понимать совокупность отраслей и видов деятельности, не уча­ствующих в создании материальных благ, функционирование которых направлено непосредственно на человека или на пре­образование социальных условий, в которых он существует, и опосредуется экономическими отношениями, возникающими при оказании различных услуг по удовлетворению общегосу­дарственных и личных потребностей, а также по обслужива­нию материального продукта.

Такие отрасли непроизводственной сферы, как образование, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, со­циальное обеспечение формируют так называемую социальную сферу. Они являются проводниками социальной политики го­сударства, формируют жизненный уровень населения, обеспе­чивают воспроизводство человеческого капитала посредством оказания социальных услуг, развития социальной инфраструк­туры общества.

Масштабы деятельности непроизводственной сферы харак­теризуются рядом показателей, в том числе — объемом госу­дарственного финансирования. Давно доказано, что вложения в человеческий капитал являются самыми эффективными: бла­годаря воздействию на качество человеческого потенциала дос­тигается экономический прогресс, происходит социально-эко­номическое развитие страны. Следовательно, от финансового обеспечения социальной сферы зависят результаты экономи­ческих реформ.

Размер средств, направляемых в отрасли непроизводствен­ной сферы, определяется как потребностями общества в их ус­лугах, так и объемом произведенного общественного продукта, состоянием государственного бюджета, приоритетами финансо­вой политики.

Услуги отраслей непроизводственной сферы могут быть для потребителей бесплатными либо платными (полностью или час­тично). Услуги населению, оплачиваемые государством, пре­имущественно бесплатны. Источником финансового обеспече­ния производства бесплатных услуг является государственный бюджет.

В условиях бюджетного дефицита и ограниченности госу­дарственных средств все большее развитие получают платные услуги, определяющие специфические методы ведения хозяй­ства и формы финансовых отношений.

Для характеристики финансов непроизводственной сферы целесообразно классифицировать входящие в ее состав предпри­ятия, учреждения, организции с учетом особенностей их дея­тельности, методов организации управления и финансирования.

В первую группу входят предприятия и организации, кото­рые очень близки к материальному производству. Они действу­ют на принципах хозрасчета и самофинансирования, предо­ставляя услуги за плату. Источником покрытия издержек яв­ляется выручка от реализации услуг, т.е. денежные средства потребителей. Финансы в этой группе организуются таким же образом, как на предприятиях материального производства.

Во вторую группу включаются организации и учреждения, находящиеся на неполном хозрасчете, т.е. имеющие некоторые доходы и получающие средства из бюджета в виде прямого фи­нансирования или дотаций (смешанное финансирование). Их услуги для потребителя частично бесплатные.

К третьей группе принадлежат учреждения и организации, содержащиеся за счет бюджета. Оказываемые ими услуги бес­платны для потребителя, источником их финансирования яв­ляется государственный бюджет.

В каждой из названных групп организация финансовых от­ношений имеет свою специфику и зависит от методов хозяй­ствования, управления и финансирования. Данные отношения сопровождают формирование, распределение, использование денежных фондов отраслей, предприятий, организаций, уч­реждений непроизводственной сферы, денежных потоков из го­сударственного бюджета и целевых бюджетных и внебюджет­ных фондов. Они возникают между:

• предприятием, организацией, учреждением непроизводственной сферы и государственным бюджетом. У субъектов хозяйствования, организующих свою деятельность на принципах хозрасчета и самофинансирования, отношения складываются по поводу уплаты соответствующих платежей в бюджет. У отраслей, функционирующих за счет средств бюджета, отношения, как правило, односторонние и возникают по поводу предоставления отрасли бюджетного финансирования. Однако в случаях, когда отрасль (организация, учреждение) получает доходы от хозяйственной или коммерческой деятельности, финансовые отношения приобретают двусторонний характер, они связаны с уплатой в бюджет обязательных платежей;

• распорядителями бюджетных средств — по поводу распределения бюджетных ресурсов. Данные отношения многоступенчаты, они определяются системой управления финансами отрасли;

• вышестоящей организацией и подведомственными учреждениями — по поводу централизации части финансовых ресурсов и их перераспределения;

• организациями, учреждениями одного ведомства — по поводу перераспределения финансовых ресурсов;

• организациями, учреждениями непроизводственной сферы и предприятиями сферы материального производства — по поводу оплаты приобретаемых материальных ценностей;

• организациями, учреждениями непроизводственной сферы — по поводу оплаты оказываемых услуг;

• организациями, учреждениями непроизводственной сферы и коллективом работников — по поводу оплаты их труда;

• организациями, учреждениями непроизводственной сферы и населением — по поводу оплаты стоимости этих услуг; другими предприятиями, организациями, учреждениями сферы материального производства и нематериальной сферы — по поводу перечисления средств за оказанные услуги по договорам;

• организациями, учреждениями непроизводственной сферы и юридическими и физическими лицами — по поводу оказания финансовой помощи в виде добровольных взносов и пожертвований;

• организациями, учреждениями непроизводственной сферы и различными общественными фондами — по поводу перечисления средств из этих фондов;

• организациями, учреждениями непроизводственной сферы и внебюджетными фондами — по поводу уплаты обязательных платежей в эти фонды и получения средств из них в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, под финансами непроизводственной сфе­рыследует понимать совокупность денежных отношений, опо­средующих движение фондов денежных средств, образующих­ся в результате перераспределения стоимости созданного в от­раслях материального производства общественного продукта и национального дохода в целях создания нематериальных благ и услуг.

Общим для этих отношений является отсутствие их в про­цессе первичного распределения и образования первичных до­ходов и фондов.

Поскольку процесс производства и потребления услуг сов­падает во времени, образующиеся при этом денежные фонды становятся конечными в процессе фондообразования и прекра­щают свое движение. Средства этих фондов либо переходят в сферу личного потребления в виде зарплаты, стипендий и т.п., либо образуют выручку предприятий, продукция которых при­обретается для формирования материально-технической базы учреждений непроизводственной сферы. Отсюда вытекают сле­дующие особенности финансов непроизводственной сферы.

♦ Финансовые отношения сопровождают движение фондов денежных средств, образованных в порядке перераспределения стоимости общественного продукта и национального дохода. Поскольку во всех отраслях данной сферы не создаются национальный доход и первичные доходы, то финансы охватывают сферу перераспределительных отношений, определяют объем вторичных доходов, поступлений, их распределение и использование.

♦ Источником покрытия затрат в непроизводственной сфере является национальный доход, созданный работниками материального производства. Он служит базой обеспечения функционирования отраслей непроизводственной сферы, от его размера зависят возможность и масштабы расширения и развития непроизводственной сферы в целом. Поэтому сфера финансовых отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов развития непроизводственных отраслей, ограничена рамками величины общественного продукта и национального дохода, созданного в отраслях материального производства, в частности, той его долей, которая направляется на потребление.

♦ Поскольку основным источником финансирования отраслей непроизводственной сферы является государственный бюджет, то финансовые отношения возникают в основном между государством и учреждениями и организациями непроизводственной сферы.

♦ Большинство предприятий, организаций, учреждений непроизводственной сферы находятся в подчинении местных органов власти (вся низовая сеть школ, дошкольных учреждений, больниц, библиотек, коммунальные предприятия, бытовые организации и др.). В связи с этим финансовые отношения опосредуют движение денежных фондов на двух уровнях — ведомственном и территориальном, что находит выражение в отраслевых финансовых планах и местных бюджетах.

♦ В условиях развития рыночных отношений, а также дефицита бюджета развивается сфера платных услуг, оказываемых учреждениями и организациями непроизводственной сферы, привлекаются внебюджетные источники финансирования. Это значительно расширяет сферу финансовых отношений, включая в нее и отношения по поводу формирования, распределения и использования денежных фондов, образуемых за счет внебюджетных средств.

♦ В структуре затрат учреждений непроизводственной сферы высокий удельный вес занимает заработная плата (по ряду отраслей она достигает 60—80 %), так как работникам непроизводственной сферы свойственна низкая фондовооруженность труда и высокая трудоемкость. Поэтому основным объектом финансовых отношений в учреждениях этой сферы является фонд заработной платы — его формирование, распределение и использование.

Наши рекомендации