Структура государственного долга, тенденции государственных заимствований.

Гос. долг подразделяется на: внутренний – выражен в валюте РФ 2) внешний – номинирован в иностранной валюте. Однако сегодня более правомерно внутр. считать долг правительства перед резидентами, а внеш. – перед нерезидентами, т.к. внутр. займы выпускаются в свободно конвертируемой валюте. Главное в долговой политике – управление гос. долгом. Цели управления: 1) сохранить его объем на экономически безопасном уровне 2) сократить стоиомость обслуживания 3) обеспечить использование обязательств государства на средне и долгосрочную перспективу по min цене. Т.О. на сегодня РФ полностью выполняет поставленные цели.

Методы управления гос. долгом: 1) рефинансирование, т.е. погашение задолженности и % за счет средств, полученных от размещения новых займов 2) новация – замена старых обязательств другими, по соглашению между кредитором и заемщиком 3) унификация – объединение нескольких ранее выпущенных займов 4) конверсия – изменения доходности в сторону снижения 5) консолидация – перенос даты выплаты по обязательствам на более поздний срок 6) отсрочка погашения займов = консолидация + отказ от выплаты доходов по займам 7) аннулирование гос. долга – отказ от своих обязательств.

Гос. долг – это эффективный фин. инструмент, т.к. если им правильно управляют (т.е. направляют суммы в инвестиции, а не на текущие расходы, погашение прежней задолженности), то он стимулирует экономический рост. Гос. заимствования заменяют более высокие налоги, и потому высвобождают средства, которые рынок направляет в экономически эффективные проекты. Весь мир на всех уровнях активно занимает.

США. Госдолг законодательно устанавливается в виде лимитов Конгрессом США. На сегодня гос. лимит – 8,2 трлн. $ (это долг правительства). Если к этой сумме прибавить долги 51 штата, то сумма будет ↑ чем в 2 раза. Вернуть такой долг, даже США, нереально. Доминирующее положение США в мировой денежной системе дает возможность стране пользоваться практически неограниченным международным кредитом. Структура долга США: 80% внутренний, 20% внешний. Франция: Госдолг за последние четверть века ↑ в 5 раз. % ежегодно более 45 млрд. евро, а объем долга – 1,2 трлн. евро. Германия более 40 млрд. евро. Польша 1993г. – 47 млрд. $, им прости 50% международные кредиторы, на сегодня – более 92 млрд. евро.

Уровень долговых обязательств: отношение абсолютного долга к ВВП*100%. Япония – 170%, США – 65%, Франция – 66%, Германия – 68%, Англия – 42%, Италия – 105%. При создании ЕвроСоюза в Уставе было записано, что уровень долговых обязательств не может превышать 60% к ВВП.

РФ 1906г. крупнейший внешний заем после поражения в русско-японской войне. Разместили во Франции на 50 лет 843 трлн. руб. 1918г. Советское правительство аннулировало все свои долги. Одна из причин – золотые запасы РФ были активно отправлены в др. страны (США взамен оружия). 1994-1996 г. РФ признало все бывшие царские долги. 1991г. СССр оказался фактическим банкротом, вся торговля в кредит прекращается, а вся международная торговля основана на кредите, на условии предоплаты. 1 янв.1992г. либерализация цен => долг 150 млрд. $ США. После развала Советского Союза международные кредиторы отказались от расчленения долга. Доля РФ в этом долге – 62%. На сегодня: РФ погасила Советский долг. Международные кредиторы: 1) 1944г. международный валютный фонд, 189 государств, max сумма полученных кредитов – 15 млрд. $. 2) парижский клуб, 17 государств 3) лондонский клуб, 600 коммерч. частных кредиторов, наш им долг – 32 млрд. $. После кризиса 1998г. – уровень гос. долга в РФ 130% к ВВП. В последующие годы шло снижение уровня. 2006г. внешний долг РФ общий уровень 9% к ВВП, из них внутр. – 4%. Тенденция: снижение доли внешнего долга и увеличение доли внутреннего. Лимиты заимствований устанавливаются ежегодно в законе о фед. бюджете. Но с 1 янв. 2008г. установлен верхний предел гос. внеш. долга в сумме 46,7 млрд. $.

Верхние пределы: 1)1 трлн. 200 млрд. - объем ВВП в 2007г., в 46,7 млрд. $≈3,8% к ВВП

2) гос. внеш. долг иност. государств за искл. СНГ перед РФ – 71 млрд. $

3) внеш. долг государств СНГ – 3 млрд. $

4) внутр. долг в объеме 1,363 трлн. руб.=52,4 млрд. $

Т.О. доля внеш. заимствований < внутр. т.е. 20% и 80%.

Межбюджетные отношения.

М. о. - это отношения между бюджетами разных уровней (дотирование нижестоящих более бедных бюджетов). Такие отношения существуют практически во всех федеративных государствах. Это вызвано тем, что доходы разных уровней и разных доходов по различным причинам резко разнятся (речь идет о бюджетных доходах на душу населения)

До 1994 года в РФ помощь осуществлялась в форме дотаций на основе индивидуального согласования их объемов. В 1994 перешли на иной метод - трансферты. Это позволило перейти от индексного согласования распределения фин. ресурсов к более объективным правилам и критериям: душевого бюджетного дохода в регионе по сравнению со среднероссийскими, т.е. через этот механизм попытались исключить субъективный фактор при распределении средств и перейти к горизонтальному выравниванию душевых бюджетных доходов.

В рамках федерального бюджета создан фонд фин. поддержки регионов. Он формируется из установленной доли собираемых налогов.

ФФП делится на два: - помощи регионам нуждающимся, - помощи регионам особо-нуждающимся.

Все регионы поделена на богатые доноры (около 10-15) и дотационные (около 70). Для сокращения числа дотационных регионов они стали сливаться и укрупняться.

Кроме дотаций и трансфертов существуют также: 1. субвенция - строго целевая дотация 2. субсидия - средства на условиях долевого финансирования целевых расходов 3. бюджетные ссуды - средства предоставляемые на возвратной возмездной или безвозмездной основе на срок не более 6 месяцев 4. взаимные расчеты или бюджетные компенсации - при постановке решений, понижающих нижестоящий бюджет, ему предоставляются компенсации или передают часть налогов.

Бюджетное устройство.

Бюджетная система – совокупность всех бюджетов. Бюджетное устройство – организационные принципы построения бюджетной системы. Бюджетное устройство определяется гос. устройством. В унитарные или единые бюджетные системы включено 2 звена: 1. гос. бюджет 2. местные бюджеты. В федеративных государствах 3 звена: 1. гос. или фед., или бюджет центр-ого правительства 2.бюджеты членов федерации (регионы, штаты, земли, контоны) 3. местные бюджеты. Схема бюдж. устройства:

Консолидированный бюджет
федеральный Гос.внебюдж.фонды региональные
 
местные
муниципальных образований городских и сельских населений

Фед. бюджет – то бюджет правительства страны. Он финансирует общегос. нужды. Его доля в консолидированном бюджете ≈ 50%.Закон принимается только о фед. бюджете. Региональные бюджеты (86), было 89, в перспективе и 86 будут сокращаться. Они включают бюджеты республик, входящих в РФ + краевых + областных + 2 бюджета городских (М. и Сптб) + бюджеты АО.

Местные бюджеты – районные, городские, поселковые, сельские. До начала реформы местного самоуправления их было ≈ 29тыс., в наст. время их количество значительно увел. Т.О. общее количество ежегодно составляемых бюджетов превышает 30 тыс. Количество бюджетов определяются количеством органов власти. Любая власть должна иметь свою казну. Основные принципы бюджетной системы: 1. Единство бюджетной системы, т.е. правовая база, документация, денежная система и др. 2. разграничение доходов и расходов между уровнями системы, т.е. это закрепление доходов и полномочий по осуществлению расходов за каждым уровнем власти. 3. самостоятельность всех бюджетов: а) на каждом уровне самостоятельно осуществляется бюджетный процесс б) каждый уровень имеет собств. источники доходов в) регулирующие доходы устанавливаются в виде отчислений из вышестоящих уровней бюджетов. г) самостоятельно определяется расходование средств д) самостоятельно определяются источники финансирования дефицита е) недопустимо изъятие доходов дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете. 4. гласность: а) обязательную публикацию в открытой печати законов о бюджете и отчетах об их исполнении б) обязательная открытость процедур рассмотрения и принятия решений о бюджете.

14. Доходы федерального бюджета 2007 г.

Общий объем ВВП - 31,2 трлн. рублей. Доходы - 6,97 трлн. руб. Расходы - 5,46 трлн. руб. Профицит - 1,5 трлн. руб. % профицита – 4,8% к ВВП, объем ВВП – 1,2 трлн. $.

Доходы распределяются в следующих процентных соотношениях:

1. налоги на прибыль - 8,33%

2.Единый соц налог - 5,3%

3. налоги на товары реализованные на территории РФ - 21,3% (в т.ч. НДС - 19,8% , акцизы - 1,4%)

4. налоги на товары ввозимые на территорию РФ - 10,2% (в т.ч. НДС -10%, акцизы - 0,2%)

5. налоги на природные ресурсы - 15,3% 6. Гос. пошлина - 0,4%

7. Доходы от внешнеэкономической деятельности - 35,3% (в т.ч. ввозные таможенные пошлины 5,7%, вывозные - 28,7%)

8. доходы от использования муниципального и федерального имущества - 1,4% 9. платежи при пользовании природными ресурсами - 0,5%

10. доходы от оказания платных услуг - 1,7%

15. Расходы федерального бюджета 2007 г.

Общий объем ВВП - 31,2 трлн. рублей. Доходы - 6,97 трлн. руб. Расходы - 5,46 трлн. руб. Профицит - 1,5 трлн. руб. % профицита – 4,8% к ВВП, объем ВВП – 1,2 трлн. $.

Расходы распределяются в следующих процентных соотношениях.

1. Общегосударственные вопросы (14,8%), в т.ч:

- функционирование Президента - 0,12%

- ф-ие законодателей - 0,12%

- ф-ие органов исполнительной власти - 0,03%

- ф-ие судебной системы - 1,44%

- обеспечение финансовых, налоговых и таможенных органов - 3,45%

- выборы и референдумы - 0,2%

- фундаментальные исследования - 0,9%

- государственный материальный резерв - 1,2%

- обслуживание государственного и муниципального долга - 2,9%

- резервные фонды - 0,1%

2. Национальная оборона 15%

3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 12,1%

4. Национальная экономика - 9,1%

5. ЖКХ - 1% 6. Охрана окружающей среды -0,15%

7. Образование -5,1% (высшее 3,9%)

8. Культура - 1,2% 9. Здравоохранение и спорт - 3,8%

10. Социальная политика - 3,8% 11. Межбюджетные трансферты - 33,8%

- фин. помощь бюджетным других уровней - 9,4%

- трансферты внебюджетным фондам - 19,4%

Дефицит бюджета.

Дефицит (расходы > доходы). Карл Маркс как представитель классической школы утверждал, что у государства не будет успеха, если не обеспечить равновесия его доходов и расходов. Кейнс утверждал, что необходимо и желательно в определенные промежутки времени превышение гос. расходов над доходами, ибо это способствует созданию новых раб. средств, развитию производства и снятия соц. напряжения. Современная фискальная политика признает использование несбалансированных бюджетов для целей стабилизации экономики. Более 95% стран мира имеют дефицитные бюджеты. США: 1985г. принят закон о том, что в 1993г. они д.б. достичь профицитного бюджета, но не получилось. Профицитным стал бюджет 1998г., продлилось до 2001г. С 2001г. нарастает дефицит. Евросоюз: дефицит не должен превышать 3% к ВВП. У кого был выше, не могли вступать в ступать в Союз. Сегодня большинство стран превысило этот уровень. За превышение полагается платить штраф – 0,5; ВВП. В РФ с 1989г. официальный дефицитный бюджет. С 1999г. фактическое исполнение бюджета оказалось профицитным. Основной показатель: Структура государственного долга, тенденции государственных заимствований. - student2.ru До 5% - управляемый. Чем ↑, тем хуже. Источники фин-ия дефицита: 1. эмиссия кредитных денег 2. рост гос. долга. В 1994г. доля эмиссии составила 74%.Закон о ЦБ 1995г. запретил ЦБ предоставлять кредиты на всех уровнях для финансирования бюджетного дефицита. Кроме того, запретили покупать гос. ценные бумаги при их первичном размещении. С 1995г. перешли во основном на второй источник финансирования. Возникли новые проблемы: соотношения внеш. и внутр. долга. В первые годы это соотношение составило 50/50, в послед. Годы стали увел. долю внутр. В 1998г. по закону «о бюджете» эта доля д.б. составлять 77%. Однако внутр. долг оказался невероятно дорогим, а внешний – практически бесплатным. Внутр. частично заменили внеш. долгом.

Наши рекомендации