Объем и структура государственного долга Российской Федерации

В период с 01.01.13 г. по 31.12.16 г. государственный долг Российской Федерации вырос с 7548,3 млрд. руб. (10,7% ВВП) до 11109,8 млрд. рублей (13,2% ВВП), в среднем ежегодно увеличиваясь примерно на 1,0% ВВП. Тем не менее, к началу 2017 г. общий объем долговой нагрузки по-прежнему находился в безопасных пределах - менее 15% ВВП, что по мировым стандартам является умеренным значением см. табл.1. [2]

Таблица 1

Объем государственного долга Российской Федерации (по состоянию на конец года), % ВВП

  Год
Государственный внутренний долг 8,1 9,3 9,0 9,5 10,6 11,3 11,7
Государственный внешний долг 2,6 3,9 4,5 3,7 4,0 3,6 3,6
Объем государственного долга Российской Федерации 10,7 13,2 13,5 13,2 14,6 14,9 15,3

Объем государственного долга Российской Федерации в 2016 г. по сравнению с 2015 г. снизился на 0,3 %, к концу 2017 г. - увеличится в 1,1 раза и составит 14,6 % ВВП.

Объем государственного внутреннего долга в 2016 г. по сравнению с 2015 г. увеличился на 0,5 %, к концу 2017 г. увеличится в 1,1 раза и составит 10,6 % ВВП.

Объем государственного внешнего долга в 2016 г. снизился на 0,8% по сравнению с 2015 г., к концу 2017 года увеличится в 1,1 раза и составит 4,0 % ВВП.

Объем государственного долга Российской Федерации в 2013 - 2019 гг. в

млрд. рублей см. табл.2. [10]

Таблица 2

Объем государственного долга Российской Федерации в 2013 - 2019 гг.

Категория долга Год
Государственный долг Российской Федерации 7548,3 10299,1 10951,9 11109,8 12680,5 13778,6 15133,7
Государственный внутренний долг 5722,2   7241,2   7307,6 8003,5 9241,4 10430,7 11602,2
Государственный внешний долг 1826,1 3057,9 3644,3 3106,3 3439,0 3347,9 3531,5

Объем государственного долга Российской Федерации в 2016 году по сравнению с 2015 годом в рублевом эквиваленте увеличился в 1,01 раза, к концу 2017 года - увеличится в 1,14 раза.

Объем государственного внутреннего долга в 2016 году по сравнению с 2015 годом в рублевом эквиваленте увеличился в 1,09 раза, к концу 2017 года - увеличится в 1,15раза.

Объем государственного внешнего долга в 2016 году по сравнению с 2015 годом в рублевом эквиваленте снизился в 1,17 раза, к концу 2017 года - увеличится в 1,11 раза.

Объем государственного внешнего долга Российской Федерации,

включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией, в млн. долл. США см. табл.3. [10]

Таблица 3

Объем государственного внешнего долга Российской Федерации

отчетная дата всего в т. ч. гос. гарантии РФ в иностранной валюте
01.01.13 50769,2 11389,8
01.01.14 55794,2 11399,1
01.01.15 54355,4 12083,2
отчетная дата всего в т. ч. гос. гарантии РФ в иностранной валюте
01.01.16 50002,3 11875,9
01.01.17 51211,8 11730,5


Из табл.3 видно, что объем государственного внешнего долга в 2016 г. по сравнению с 2015 г. в долларовом эквиваленте увеличился в 1,02 раза, к концу 2017 г. - увеличится в 1,11 раза.

Структура государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженная в государственных ценных бумагах Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации в млрд. рублей см. табл.4. [10]

Расшифровка сокращений видов ценных бумаг см. прил. 1.

Таблица 4

Структура государственного внутреннего долга Российской Федерации

Виды ценных бумаг на 01.01.12 на 01.01.13 на 01.01.14 на 01.01.15 на 01.01.16 на 01.01.17
ОФЗ - ПК - - - 1000,00 1347,26 1738,00
ОФЗ - ПД 1823,70 2248,15 2688,85 2551,02 2710,34 3051,10
ОФЗ - АД 1079,58 1048,58 1045,98 1038,56 791,17 680,06
ОФЗ - ИН - - - - 141,77 163,63
ГСО - ППС 421,15 545,55 475,55 560,55 360,55 245,55
ГСО - ФПС 132,00 132,00 132,00 132,00 132,00 132,00
ОВОЗ 90,00 90,00 90,00 90,00 90,00 90,00
Итого 3546,43 4064,28 4432,38 5475,71 5573,09 6100,34

Из табл.4 видно, что 50% объема портфеля государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте, составляют «стандартные» облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом и единовременной выплатой основной части долга - ОФЗ - ПД. Другая крупная категория государственного внутреннего долга (28%) - ОФЗ - ПК, роль

долговых инструментов иных видов относительно незначительна.

Структура государственного внутреннего долга Российской Федерации (в части государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации) по срокам погашения и по видам обязательств (на 1 мая 2017 г.) см. прил.2. [10]

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации в 2013 - 2019 гг. в млрд. руб. см. табл.5. [10]

Таблица 5

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации в 2013 - 2019 гг.

  Год
государственные ценные бумаги Российской Федерации в иностранной валюте: облигации внешних облигационных займов ОВГВЗ 1331,2     1331,0 0,2 2209,9     2209,6 0,3 2617,7     2617,3 0,4 2281,3     2281,1 0,2 2526,4     2526,2 0,2 2426,6     2426,4 0,2 2555,0     2554,8 0,2
задолженность по кредитам правительств иностранных государств 69,9 101,2 89,2 62,4 51,3 46,9 44,6
задолженность перед многосторонними банками развития 51,2 65,9 70,4 49,9 50,6 41,3 32,6
прочее 0,7 1,1 1,5 1,2 1,5 1,5 1,6

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 мая 2017 года см. прил.3. [10]

Государственные гарантии Российской федерации в млрд. руб. см. табл.6. [10]

Таблица 6

Государственные гарантии Российской федерации

  Год
государственные гарантии РФ в валюте РФ 1289,82     1765,49 1734,51 1903,16 2036,201 2129,701 2213,501
государственные гарантии РФ в иностранной валюте 373,10 679,80 865,50 711,50 809,201 831,501 897,701
1 Исходя из выполнения программ государственных гарантий Российской Федерации в российских рублях - на 70%, в иностранной валюте - на 20%

Проводимая в последние годы долговая политика в существенной степени способствовала стабилизации расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации. Ожидается, что в плановом периоде их сумма хотя и будет плавно нарастать, но не превысит 1% ВВП см. табл. 7. [10]

Таблица 7

Расходы на обслуживание государственного долга РФ

  Год
Расходы на обслуживание государственного долга, млрд. руб. 360,3 415,6 518,7 621,3 728,7 848,0 869,5
Расходы на обслуживание государственного долга, % ВВП 0,5 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 0,9

В 2013 - 2016 годах долговая политика была ориентирована на

поддержание умеренной долговой нагрузки на федеральный бюджет, сдерживание роста расходов на обслуживание государственного долга. [2]

Показатели долговой устойчивости Российской Федерации прил.4. [10]

Как видно из прил.4 к концу отчетного периода все без исключения

общепринятые показатели долговой устойчивости Российской Федерации находились в пределах безопасных зон.

Наши рекомендации